Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
rp.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
718.85 Кб
Скачать

36. Понятие о владении и держании в римском праве.

Наряду с собственностью (proprietfls) римское право говорит о владении (possessio) и держании вещи (detentio).

Владение вещью—это обладание ею. Оно может основываться на праве, причем не только собственника, но и другого управомоченного. Возможно также владение, лишенное всякого правового основания, являющееся фактом, а не правом (например,. владение лица, приобретшего вещь от того, кто не имел права ее отчуждать). Но для того, чтобы признать определенное фактическое или юридическое состояние владением, оно должно соединять в себе два элемента:

  1. corpus possidendiсам факт обладания вещью. Он считается наступившим, если позиция обладателя такова, что позволяет ему в любой момент оказать на вещь нужное воздействие.

  2. animus possidendi -намерение владеть вещью, причем намерение владеть ею для себя, а не для другого. По этой причине владения нет как в случае, если вещь положили кому-то в карман и обладатель об этом не знает

Владение утрачивается при отпадении любого из двух названных элементов: в результате как выбытия вещи из обладания данного лица (в связи, например, с ее утерей или похищением), так и отказа от намерения владеть ею для себя (в связи, например, с продажей вещи, временно оставляемой у продавца). Если же corpus possidendi имеется, a animus possidendi отсутствует, тогда речь должна идти не о владении, а о держании.

держание же (detentio) — как фактическое обладание вещью без та­кого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.).

Держание, а не владение налицо во всех тех случаях, в которых оно ограничено определенным сроком (например, при сдаче вещи 1внаем или в ссуду, т. е. в срочное бесплатное поль-, зование)

Владельцем вещи нормально явля­ется ее собственник, так как нормально вещи находятся в обладании тех, кому они принадлежат. Собственник имеет и право владеть вещью (ius possidendi). В этом смысле он является законным владельцем. Владельцы, фактически обладающие вещью с намерением относиться к ней как к собственной, но не имеющие ius possidendi (права вла­деть), признаются незаконными владельцами.

Незаконное владение в свою очередь может быть двух видов: незаконное добросовестное и незаконное недобросовестное владение.

Добросовестным владение в римском праве призна­ется в тех случаях, когда владелец не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть вещью (например, лицо, приобретшее вещь от несобственника, выдававше­го себя за собственника).

37. Происхождение и основные особенности бонитарной собственности.

Древнейшим правом собственности в Риме была квиритская собственность (dominium ex jure quiritium). Она основывалась на нормах цивильного (кви-ритского) права и характеризовалась обязательным соединением в ней следующих специфических признаков:

а) ее субъектами могли быть только римские граждане

б) в качестве ее материальных объектов выступали манци-пируемые вещи (res mancipi).

в) единственно возможным способом ее приобретения являлась такая сложная процедура, как манципация

Однако, чем больше развивались товарно-денежные отношения, .тем труднее становилось обходиться этим видом собственности, ограниченным по сфере своего применения и осложненным в способах своего возникновения. Подобно тому как в доклассическом периоде вообще обнаруживается дуализм римского права, так в то же самое время он начинает сказываться на институте права собственности. Квиритской собственности противопоставляется собственность преторская или бонитарная (res in bonis—вещи, входящие в имущество). Она возникала при отсутствии хотя бы одного из признаков, свойственных квиритской собственности, т. е. если ее приобретатель не был римским гражданином, или хотя и относился к числу римских граждан, но приобретал неманципируемые вещи (res пес mancipi), или даже приобретал манципируемые вещи, но посредством не манципации, а простой традиции. Что же. касается наименования преторской собственности, то это обусловливалось предоставлением ей защиты со стороны преторского эдикта при абсолютном непризнании со стороны норм цивильного права.

Б.с. возникала в связи с правотворческой и правоприменительной деятельностью преторов и отличалась от квиритской собственности более гибким правовым регулированием, не различавшим вещи манципируемые и неманципируемые. Для приобретения вещи требовалась только добрая совесть их приобретателей. Претор закреплял приобретенные вещи в составе имущества покупателей (in bonis) независимо способа их приобретения и соблюдения формальных процедур. Б.с. в результате приобретательной давности, признаваемой уже древним правом (jus civile), могла превратиться в квиритскую собственность.

Главным отличием провинциальной собственности от квиритской были взимавшиеся с данной собственности платежи в пользу го­сударства, а их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]