Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
osnovy_elitologii_2.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
114.95 Кб
Скачать

Лекция 12 Советская элита

Октябрьская революция была, пожалуй, наиболее полная, радикальная, быстрая смена элит в истории человечества страны, более радикальная, в частности, чем во время французской революции 1798-1793 гг. Закрытая дворянско-чиновничья элита царизма деградировала, показала отсутствие политической воли, продемонстрировала свою неспособность управлять великой страной, модернизировать ее, абсорбировать лучших представителей «низших» страт. Как писал в этой связи П.А. Сорокин, «вырождающийся правящий класс упорно отказывал в соучастии «талантливым самородкам», «самоучкам» из других слоев, не желая урезывать себя в правах и готовый отвергнуть любых талантливых «пришельцев.

Скоро наступила расплата. К власти пришли энергичные, молодые, циничные, безжалостные представители контрэлиты, сумевшие, в отличие от старой элиты, наладить контакт с массами, мобилизировать их на свержение царской элиты, а затем и элиты «соглашателей». Победили крайне левые, экстремистские представители контрэлиты. Эти новые лидеры выступали под лозунгами эгалитаризма, антиэлитизма. Однако очень скоро оказалось, что вместо построения общества без элиты к власти пришла новая, большевистская элита, а методы господства этой элиты оказались не только авторитарными, но и тоталитарными.

Но как же все-таки получилось, что большевики, выступившие с эгалитаристскими лозунгами, мобилизовавшие массы на борьбу с правящей элитой эксплуататорского общества, взяв власть, сами превратились в новую элиту общества, которое они, ничтоже сумняшеся, называли социалистическим, в котором отсутствуют эксплуататорские классы и которое идет к преодолению классовых различий?

Революция, направленная против эксплуататорской элиты, против элиты царизма, элиты буржуазии, сама была в значительной мере элитарна. Революцию осуществляло меньшинство общества  петроградский пролетариат, матросы. Правда, это меньшинство громогласно декларировало, что действует от имени громадного большинства населения, трудящихся масс, что они и есть передовые выразители интересов народа. Причем большинство народа, в силу неграмотности и забитости, не дозрело до понимания своих интересов. Эти интересы и выражает авангард пролетариата, класса-гегемона, идущего во главе трудящихся масс. Соответствовала ли эта схема реальности? В скором времени ответ на этот вопрос был получен. Выборы в Учредительное собрание показали, что большевики оказались в меньшинстве, что, впрочем, их не смутило. Выборы, основанные на борьбе партий за голоса избирателей, были объявлены буржуазными. Контрэлита, превратившаяся в элиту, и не думала отдавать власть. Напротив, вся ее политика была направлена на удержание этой власти, на превращение ее в тотальную власть, в диктатуру пролетариата.

Такой поворот событий не был неожиданным для наиболее прони-цательных мыслителей, которые прогнозировали вырождение леворади-кальных лидеров в авторитарную, олигархическую элиту, которая, придя к власти, будет диктаторскими методами управлять массами. Достаточно вспомнить «Бесы» Ф.М. Достоевского, в которых левоэкстермистские заговорщики стремились захватить власть, чтобы манипулировать массами, используя по отношению к ним террористические методы.

Теория «нового класса». Вопрос о правящем слое или правящем классе, который возникает после социалистической революции, был поставлен задолго до Октябрьского переворота и обсуждался десятилетия после него. В этой связи несомненный интерес представляет концепция, которая впоследствии получила название теории «нового класса».Еще М. Бакунин писал, что государство диктатуры пролетариата, пропагандируемое Марксом, будет представлять собой «деспотизм управляющего меньшинства», прикрываемый демагогическими фразами о том, что он выражает народную воли, это будет управление огромного большинства народных масс привилегированным меньшинством. «Но это меньшинство, говорят марксисты, будет состоять из работников. Да, пожалуй, из бывших работников, но которые, лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом». А в составе этого деспотического меньшинства легко могут оказаться непомерные честолюбцы, рвущиеся к власти. Вопрос в том, возможно ли общество без элиты и, в том, как оно может реализовываться на практике, и не будет ли рисуемый марксистами коммунистический идеал прикрытием новой формы всевластия элиты, которая захватывает власть и устанавливает жестокую диктатуру, не брезгуя для «всеобщего счастью» никакими методами (как об этом писал Достоевский в «Бесах»). Сомнения на этот счет высказывали многие мыслители. По поводу утверждения марксистов, что диктатура пролетариата будет недолгой, а ее целью будет образовать народ, Бакунин выражает глубокий скептицизм, утверждая, что «никакая диктатура не может иметь другой цели, кроме увековечивания себя».

Насквозь элитарной оказывается организационная структура новой власти. Правящая партия по Ленину (см «Что делать?») предполагала «узкий слой партийных функционеров», ее элиту, и широкий слой членов партии, выполняющих решения ее руководства – таков был зародыш будущего «нового класса». Когда же партия пришла к власти, элитарная структура партии была воспроиз-ведена в масштабах крупнейшей страны мира. После Октябрьской революции Ленин писал о решающей роли революционного авангарда рабочего класса (т.е. партии, а фактически партийной верхушки) в руководстве обществом. Сам Ленин признавал, что «политика партии определяется не ее составом, а громадным, безраздельным авторитетом того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией». Об этом откровенно писал Сталин: «Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства советского». А Троцкий писал, что диететура пролетариата оказалась диктатурой партии, а диктатура партии – диктатурой ее верхушки. Именно Троцкому принадлежит важная роль в разработке теории «нового класса», он писал о бюрократическом перерождении руководящей верхушки партии при Сталине.

Разработка целостной концепции «нового класса» принадлежит М.Джиласу, доказывавшему, что «коммунистическая система» служит основой для возникновения нового привилегированного класса, которым является бюрократическая верхушка партии и государства, обладающей неограниченной властью. Концепцмю продолжил М.Восленский, употреблявший вместо «нового класса» термин «номенклатура».

Советская элита.Поколенческий анвлиз До сих пор мы говорили о советской элите в целом. Но эта элита претерпела сложную эволюцию: каждое новое поколение этой элиты и похоже на предыдущее, и, вместе с тем, значительно отличается от него. Поэтому эволюцию советской элиты можно представить как смену поколений элиты, каждое из которых обладает специфическими характеристиками.

Можно вычленить четыре поколения этой элиты. Первое  «ленинская гвардия», осуществившая революцию, мечтавшая о мировой революции, рассматривавшая российскую революцию как базу революции всемирной; в ее костер они готовы были бросить страны и народы, включая свой собственный. Внутри этой элиты разворачивается ожесточенная междоусобная борьба за власть после смерти Ленина.

Второе поколение этой элиты  сталинисты, жестокие, дисципли-нированные исполнители воли Сталина, фанатично преданные харизма-тическому вождю. Происходит смена ориентаций этой элиты – курс на построение социализма в «отдельно взятой стране», на модернизацию милитаристско-мобилизационного типа, «подстегиваемую» широкомас-штабными репрессиями, которые ряд политологов квалифицирует как геноцид по отношению к собственному народу.

Третье поколение советской элиты  элита бюрократии и партийных функционеров, лидерами которой были Хрущев и особенно Брежнев, максимально расширивший ее права и «вольности». Это был период институцизации и рутинизации номенклатурной элиты, время относительно стабильных элитных карьер. В конце этого периода – в 70-х – первой половине 80-х годов у власти находится геронтократическая элита застоя.

Наконец, четвертое (и последнее) поколение советской элиты – «перестроечная» элита. По своему составу она была неоднородной, хотя политически в ней преобладали реформаторы во главе с Горбачевым, стремившиеся модернизировать застойную социально-политическую систему, построить социализм «человеческим лицом», проводивших курс на гласность и демократизацию режима. Трагедия этой элиты заключалась в том, что у нее были определенные пределы ее реформаторства, связанные с советским партократическим режимом. Социально-политическая система, которой они управляли, была принципиально не реформируема, она нуждалась не в модернизации, а в трансформации в иную социально-политическую систему. Но эта функция не могла быть выполнена этой элитой (тогда она и не была бы советской элитой), она была выполнена уже пост советской элитой. Правление этой элиты многие политологи рассматривают (и не без основания) как размен власти на собственность.

Шесть с лишним лет перестройки были периодом резких персональных изменений в правящей элите общества, но она сохранялась как та же социальная группа.. И уже только по этой причине перестройка была обречена. Таким образом, хотя перестройка привела к беспрецедентным изменениям в составе элиты, она не была сменой элит, она была трансформацией той же самой элиты. Смена элит осталась на повестке дня.

Одним из результатов перестройки была конвертация власти правящей элиты в собственность. А далее на повестку дня поставлена конвертация собственности на власть.

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]