Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 6 Захарова Кузнецов.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
314.37 Кб
Скачать

I. Крайние цели

1. Передача земли, фабрик, заводов, средств произ­водства, т. е. машин и пр., в руки рабочих обществ.

2. Превращение труда, земли, фабрик и заводов в об­щественную собственность.

3. Передача государственной власти в руки народа.

4. Полная свобода распространения знаний и препо­давания, свобода печати, слова и совести.

5. Бесплатное и общедоступное образование.

6. Международный союз для поддержки солидарности между всеми народами.

II. Средства

1. Широкое избирательное право для лиц обоего пола.

2. Общинное самоуправление.

3. Полная свобода преподавания наук и искусств, рас­пространение знаний, свобода слова, печати и религии.

4. Уничтожение школьного религиозного воспитания и предоставление его семейству.

5. Организация обязательного и бесплатного образо­вания, основанного в духе общественных и гражданских обязанностей.

6. Уничтожение постоянной армии и организация на­родной милиции.

7. Сокращение числа чиновников и организация вы-. борной общинной службы.

8. Замена современного суда судом выборных судеб­ных заседателей.

9. Соединение земледельческого и промышленного труда.

10. Централизация кредита в руках государства и употребление его для организации национального труда и национального производства на коллективных началах.

11. Организация обществ для эксплуатации на кол­лективных началах общественных земель, земных бо­гатств и средств производства...

Наша типография была маленькая и примитивная...

Типография помещалась в квартире, где мы жили, скры­вали мы ее под полом части комнаты, для этой цели мы сделали так, что часть пола могла подыматься, ископав пространство, которое вмещало всю типографию.

Все это было зимою 1884 г. К концу зимы наша типо­графия была готова, и мы, жившие в общей квартире, за­нялись изучением набора, в то же время подготавливая материал для первого номера «Рабочего».

Помню, что в передовой статье этого номера, напи­санной мною, настаивалось прежде всего на том, что ра­бочие в России должны бороться за конституционное управление — как ближайшая задача. Мы считали поли­тическую свободу первым необходимым условием в даль­нейшей борьбе за социалистический переворот. Послед­ний мы представляли себе по Лассалю, то есть через ра­бочие общества, субсидированные государством. Несом­ненно, что эти наши взгляды и программа очень отли­чались от современных социал-демократических взгля­дов и программ. Они представляли смесь научного социализма с лассальянством, а если хотите и лавризма.

Пока мы приготовляли все для типографии, случилось важное событие для нашей группы, очень поднявшее ее дух. Не помню, откуда и как получили мы экземпляр бро­шюры Г. Плеханова «Политика и социализм». Незави­симо от ее социалистического содержания, в котором мы нашли подтверждение нашим взглядам, из нее мы узна­ли еще, что в Женеве существует группа «Освобожде­ние труда», во главе которой стоят старые социалистиче­ские деятели, как Плеханов, Аксельрод и др., известные в России прежней своей деятельностью. Для нашей груп­пы, естественно, это было целым событием. Группа немедленно собралась и, прочитав брошюру, — она была тогда только в одном экземпляре — решила немедленно связаться с женевской группой, послав ей и программу нашей группы. Но, пока нашли адреса, через которые можно было послать письмо и программу, и пока полу­чили ответ от группы «Освобождение труда», прошло довольно много времени.

В то же время связи социал-демократической группы с рабочими Петербурга увеличивались с каждым днем. Но чем больше связь расширялась, тем больше увеличи­валась опасность для наших агитаторов, работающих сре­ди рабочих, быть прослеженными. К концу 1884 года, воз­вращаясь с одного рабочего собрания на Васильевском острове, я заметил, что какой-то господин следил за мной и проводил меня почти до моей квартиры, после чего ис­чез. Ввиду этого мы решили, что я должен выйти из ком­наты, переехать на другую квартиру и жить отдельно, с другой стороны, с тех пор я начал переодеваться, уходя на рабочие собрания и по агитации, в различные рабочие, полурабочие и полукрестьянские костюмы. С самого на­чала я работал среди рабочих под именем Петра Егоро­ва, и едва ли кто-нибудь из рабочих знал мое настоящее имя и отчество. Этими мерами осторожности я объясняю факт, что долгое время слежка шпиков была для меня без последствий, как и то, что не помню имен своих то­варищей. А шпионская слежка становилась все больше и нахальнее или, вернее, грубой, в особенности после по­явления первого номера газеты «Рабочий». Бывали слу­чаи, когда за мной бегали, как собаки, трое-четверо до нашей общей квартиры, где поджидали выхода. Раз, пом­ню, мы согласились с несколькими товарищами осканда­лить их. Поспешно я снял свой рабочий костюм, одел сту­денческий, и немедленно мы вышли, три-четыре человека. Увидев нас, шпики отправились вниз по улице, мы опустились за ними, и, когда приблизились, начали кри­чать: «А, шпики, сукины сыны!» Они ускорили свои шаги, но двое из нас обошли их и остановились за углом ули­цы, которая пересекала первую и, когда шпики дошли до угла, мы их смерили продолжительным взглядом пря­мо в лицо. Это были очень неловкие, неуклюжие типы как по костюмам, так и по физиономиям. Мы все четверо громко расхохотались, пустив им вдогонку по одному рус­скому крепкому словечку. Они поспешили почти бегом удалиться, и мы их оставили. С тех .пор уже не замечали прежней нахальной слежки, вероятно, следили за нами более опытные шпики.

Первый номер газеты «Рабочий» мы выпустили к кон­цу января или в начале февраля 1885 года. Можете себе представить, каким восторгом встретили его рабочие и студенческие группы. Его появление вообще было целым событием в революционных кругах Петербурга. Социал-демократическая газета, и к тому же «Рабочий», напечатанная в собственной типографии,— это было для мно­гих нечто неожиданное, совсем новое. Рабочие говорили о ней с гордостью, со всех сторон предлагали лепту, ис­кали ее для распространения. Насколько моту при­помнить, тысяча экземпляров, вычтя небольшое коли­чество экземпляров, предназначенных для провинции, очень скоро распространилась среди рабочих и студенческих групп.

Но вы можете себе представить, каким громадным сюрпризом было появление газеты «Рабочий» для поли­ции. Несколько дней после выхода первого номера поли­ция, как взбешенная, бросилась искать газету первым де­лом у рабочих. Постоянные обыски по фабрикам и квар­тирам рабочих, угрозы, даже аресты продолжались не­сколько дней. Однако все было напрасно, абсолютно ни­чего полиция не могла раскрыть...

Д. Б л а г о е в. Мои воспомина­ния. М.—Л., 1928, стр. 37—45.

34

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]