Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Способ написания портрета.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.07.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Как определить вид изображения:

перечисляющий рисунок – изображение нескольких предме­тов, значков или геометрических фигур, не связанных между собой смысловой связью.

Органический рисунок – изображение животного, раститель­ного мира, а также человека.

Эмфатический рисунок – изображение природной стихии, создающей обычно яркое и сильное впечатление, например, горы, море, гроза, восход или заход солнца и т. д.

Гаптический рисунок – изображение человека в состоянии заболевания, недуга, какие-либо неприятные ощущения орга­низма, например, «болит голова», «болит зуб», «тяжелое ды­хание» и т. д.

Декоративный рисунок – изображение орнаментов, цветов, узоров.

Имажинарный рисунок – изображение персонажей художе­ственных произведений, персонажей из области фантазии и воображення, имеющие эмоциональную выразительность, на­пример, карикатуры.

Ритмический рисунок – изображение движения, например, «летят птицы», «клубится дым из трубы», «машина едет» и т.д.

Структурный рисунок – изображение какой-либо фигуры или предмета в статичном положении, как он устроен. Структура может быть очень простой, например, круг, а может быть и сложной, например, «план города».

Интерпретация психологических типов по к. Юнгу (сокра­щенное изложение):

Экстравертированный мыслительный тип – рассудочные лю­ди, действующие исходя из интеллекту-ально обдуманных моти­вов с ориентацией на факты, общепризнанные идеи, идущие от традиций, воспита-ния, образования. Их мышление позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Их суждения обычно синтетические, обобщающие. Как правило, накопление эмпирических дан-ных «не перевари­вается» до конца, а объяснение сводится к некой общей интел­лектуальной формуле, где все зависит от ее широты. Если она широка – то это реформатор, общественный обвинитель, очис­титель нравов, проповедник серьезных нововведений, если фор­мула узка, то она может привести к брюзжанию, мудрствова­нию, самодовольному критиканству, который себя и других хотел бы втиснуты в свою схему. Они часто сводят суждение о предмете к пошлости и банальности, например, «Ищите жен­щину!» или «Сколько ему платят?» и т. п. Т. е., имея значи­тельное число фактов, люди такого типа приходят к баналь-но­му их обобщению.

Чувства их поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Функции чувств особо угнетаются, приводя к формуле: «цель оправдывает средства», а также к злопамятности. Насколько широк размах индивидуального са­мопожертвования, настолько мелочны и консервативны могут быть их чувства.

Интравертированный мыслительный тип – мышление более ориентировано на субъективный фак-тор, теоретические знания. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Це-нности людей этого типа обычно связаны с развитием и изложением идеи, первоначального символическо­го образа, воспринимаемого внутренним субъективным взором. Обычно хотят увидеть факты так, как они заполняют рамки их идеи, претендующей на оригинальность. «Точно также как Дар­вина можно было бы изобразить, как нормальный экстравертированный мыслительный тип, – пишет К. Юнг, – так можно бы­ло бы указать для примера на Канта, как на противостоящий интровертированный мыслительный тип. Так же как первый говорит фактами, так последний основывается на субъективном факторе. Дарвин стремится к широкому полю объективной дей­ствительности, Кант, напротив, оставляет за собой критику познания во-обще». Насколько ясна людям такого типа внут­ренняя структура его мыслей, настолько неясно ему, где и ког­да они найдут место в действительном мире. Обычно они с тру­дом могут предположить, что то, что им ясно, не всякому ка­жется ясным. В широких кругах об этих людях думают как о властных, но чем короче их узнают, тем благосклонее стано­вятся суждения о них. Усиленное влечение к одиночеству долж­но бы защитить их от бессознательных влияний, разрушитель­ности идей и осадка озлобления, но обычно оно ведет к еще более глубокому конфликту, истощающему изнутри. Мышление этих людей наиболее ценно, если оно связано с объективной реальностью, фактами.

Экстравертированный сенсорный тип – «нет другого челове­ческого типа, который по реализму равня-лся бы», – пишет К. Юнг, – этому типу. Его объективное чувство действитель­ности необыкновенно разви-то. Все, что он ощущает, служит ему только поводом для новых ощущений. В большинстве случаев – это мужчины, для которых ощущение есть конкретное выраже­ние жизни, ее полнота. Истинное наслаждение для них имеет особую мораль, умеренность, самоотречение и готовность к жертве. Он может дифференци-ровать свое ощущение до самой высокой эстетической чистоты, никогда не изменяя своему принципу объ-ективного ощущения, даже в самом абстрактном. Их идеал – действительность, и по отношению к ней они полны почтительности. Они хорошо одеваются в соответствии со свои­ми обстоятельствами, у них хорошо едят и пьют, удобно сидят, их утонченный вкус предъявляет особые претензии к окружаю­щему миру.

Но чем более перевешивают ощущения, тем неприятнее ста­новится этот тип. Он развивается или в грубого стремящегося к наслаждению человека, или в скрупулезного рафинирован­ного эстета. Вытесненная интуиция может развиваться в фан­тазии ревности или состояние страха. Для осознания чего-либо, т. е. чтобы достучаться до его сознания, часто требуются эф­фективные меры воздействия.

Интравертированный сенсорный тип – ориентируется на то, что происходит преимущественно в дан-ный момент, а также на субъективную интенсивность ощущений, причем между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений – они субъективны. Из вне трудно предвидеть, что на него произве­дет впечатление. Он обращает внимание своим спокойствием, пассивностью или разумным самообладанием. Слишком низкое несколько возвышается; слишком высокое немного принижает­ся; проявляющее энтузи-азм сдерживается, экстравагантное смягчается, и все для того, чтобы держать воздействие объекта в оп-ределенных пределах. Это поведение может действовать угнетающе на окружающих, становится для мно-гих других лю­дей непонятным.

Люди этого типа могут позволять злоупотреблять собою, за что мстят усиленным сопротивлением и уп-рямством, но в не­которых случаях становятся жертвами агрессивности и власто­любия вследствие своей бе-зобидности. Наиболее сильно вытес­няется интуиция, наблюдается повышенная чувствительность ко всему двусмысленному, опасному. Возникающий невроз но­сит характер навязчивости, при которой истерические черты уступают место симптомам истощения.

Экстравертированный эмоциональный тип – тип, наиболее часто встречающийся у женщин, руко-водствующихся чувством согласованности с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляет-ся в выборе объекта любви – «любят подходя­щего мужчину», отвечающего ее разумным требованиям. Же-н­щины этого типа живут под руководством своих эмоций, кото­рые соответствуют объективным положени-ям и общепринятым ценностям, уступая разумным требованиям своей семьи, а не субъективной скрытой сущности женщины. Чувство любви у та­ких женщин вполне соответствует ее выбору. Такие разумные бра-ки существуют без числа, и они далеко не самые худшие. Такие жены хорошие подруги своим мужьям и хорошие мате­ри. То, чего не чувствуют, не могут и осмыслить: «Я не могу так думать, потому что я этого не чувствую». Ценят и любят все, что считают хорошим. Чувства теряют личный характер, становясь чув-ствами сами по себе; личность как бы растворя­ется во всякой эмоции (например «Душечка» А. П. Чехова). Мышление такого типа людей подавлено, становясь как бы «слугой эмоций». Но случается так, что бессо-знательно мышле­ние выступает на поверхность в форме причуд, часто навязчи­вого свойства, общий ха-рактер которых часто негативный и обесценивающий, причем худшие мысли прикрепляются как раз к тому объекту, чувства которого оценивают выше всего, т. е. «кого любят больше, больше и ругают». Ча-стая форма невроза–истерия с инфантильно-сексуальным бессознательным миром представлений.

Интравертированный эмоциональный тип – также часто встречается у женщин, которых можно оха-рактеризовать по­словицей «Тихая вода – глубока». По большей части они мол­чаливы, труднодоступны, не-понятны, часто скрываются за дет­ской или банальной маской, часто бывают меланхолического темпераме-нта. Они не блистают и не выдвигаются вперед, ру­ководствуясь преимущественно субъективно ориентиро-ванными эмоциями, а их истинные мотивы остаются по большей части скрытыми. Они проявляют прият-ное спокойствие, симпатиче­ский параллелизм, не желая принуждать другого, влиять, вос­питывать и изме-нять его. Иногда появляется легкий оттенок индифферентности и холодности, который может усилиться до равнодушия к благополучию и несчастию другого, а иногда они чувствуют ненужность собственного существования. По от­ношению к тому, в чем имеется порыв и энтузиазм, этот тип сначала соблюдает бла-гожелательный нейтралитет, иногда с легким оттенком превосходства и критики. Агрессивная эмоция мо-жет быть резко отражена с убийственной холодностью, при­чем первоначальная реакция – ощущение мгно-венного парали­ча, а затем сильнейшее противодействие, поражающее другого человека в самое уязвимое место.

Основополагающие идеи – бог, свобода, бессмертие – имеют ценность чувства. Чтобы передать все бо-гатство чувства, хотя бы приблизительно, нужны необычная поэтическая и художест­венная выразительно-сть.

Если чувства заняты чем-то высоким, чем эксцентрическим «Я», все идет нормально. При доминирова-нии «Я» люди этого типа начинают чувствовать «что думают другие», подозревая их во всевозможных низостях, в замышлении зла, интригах, подстрекательстве. Форма невроза – неврастения с последую­щей астенией.

Экстравертированный интуитивный тип – интуиция людей этого типа стремится постичь новые воз-можности. Интуиция – то вспомогательное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций неспособна открыть выход из положения. Представители интуитивного типа никог­да не находятся там, где бывают общепризнанные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него то-нкое чутье к тому, что зарождается и сулит будущее. Устойчивое, давно установившееся и общепризнан-ное, но ограниченное по цен­ности не привлекает его; он всегда в поисках новых возмож­ностей. Все новое воспринимается им с большим энтузиазмом и все для того, чтобы без жалости и, по-видимому, без воспо­минаний, хладнокровно отбросить, если оно не сулит развития.

Нравственность интуитивного типа не интеллектуальна и не эмоциональна, она имеет собственную мораль, в частности верность своим наглядным представлениям и добровольное подчинение их силе. Благополучие свое и окружающих не явля­ется для людей интуитивного типа основательным аргументом. Они не относятся с почтением к убеждениям и привычкам окружающих, которые часто считают их безнравственными и легкомысленными авантюристами.

Обычно интуитивные работают там, где деятельность раз­вивает их возможности и способности наибо-лее разносторонне: купцы, предприниматели, агенты, политики и т. п. Они умеют использовать все социа-льные возможности, завязывать общест­венные связи. Это естественный адвокат всех меньшинств с много-обещающим будущим. Никто не обладает такой способ­ностью придать бодрость своим ближним, возбу-дить воодушев­ление для новой жизни. Сам он «сеятель, но не жнец». Он лишь успевает засеять поля, но урожай с них пожинают другие.

Интравертированный интуитивный тип – это своеобразный тип мистического мечтателя и ясновид-ца, с одной стороны, и фантаста и художника, с другой. Самой высокой его проблемой является восприятие и претворение восприятия в образы. Уг­лубление интуиции чрезвычайно отдаляет таких людей от действии-тельности, делая из него загадку для окружающих. Если он художник, то его искусство возвещает необык-новенные, от­даленные от мира вещи. Если же не художник, то часто явля­ется непризнанным гением, пер-сонажем «психологического ро­мана». Перед людьми этого типа часто встают моральные проб­лемы: «какое это имеет значение для меня и для мира?» «Что важно в смысле долга?» Он делает свою жизнь символич-ной, приспособленной к внутреннему вечному смыслу происходяще­го, но не приспособленной к современ-ной фактической действи­тельности. Этим он лишает себя возможности воздействовать на тех, кто окружа-ет его и для кого он непонятен. Импульсив­ность и отсутствие меры являются свойствами их ощущений вместе с исключительной связанностью с впечатлением органов чувств.

Характерен невроз навязчивости с ипохондрическими явле­ниями, гиперэстезия органов чувств, навязчивые связи с опре­деленными лицами или другими объектами.

Определив психологический тип по рисунку, к тексту психо­логического портрета подписываются харак-теристики, относя­щиеся к соответствующему типу. Необходимо помнить, что в каждом из нас имеются все типы, как определенные програм­мы поведения, но один тип может вытеснять на какое-то время другой, и тогда наше поведение разворачивается по определен­ной программе. Внешние и внутренние условия наше-го сущест­вования создают предпосылки к доминированию каких-либо типов, определяя наш психологиче-ский склад, самочувствие, способы адаптации. Некоторые люди не находят сходства того, что прочитали о себе с тем, что они знают о себе из собствен­ной жизни. Однако часто вчитываясь в свой психологический автопортрет, а затем осуществляя за собой систематические на­блюдения, они приходят к многим интерес-ным выводам относи­тельно особенностей своего психического склада. Так осу­ществляется самопознание, очень важное для нас.

Некоторые неточности могут случаться и из-за того, что опи­санные портреты являются типовыми, то-гда как каждый из нас представляет собой уникальную индивидуальность.