Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
086619_A8DBA_smirnova_e_o_gudareva_o_v_igra_i_p....doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
169.98 Кб
Скачать

99 Игра и произвольность у современных дошкольников

го трудного для дошкольников задания значительно эффективнее происходит в игре. При этом были зафиксированы характерные возрастные различия. Ока­залось, что от четырех к шести годам расхождение между результатами в двух ситуациях нарастает. Максимальной ве­личины оно достигает у пятилетних де­тей, когда время сохранения позы в игре более чем в три раза превышает тот же показатель в неигровой ситуации. В этот период в игре благодаря принятой ро­ли «часового» сохранение позы стано­вится специальной задачей и содержа­нием поведения дошкольника. В неигро­вой ситуации такая целенаправленность отсутствует. К 6—7 годам, благодаря стремительному нарастанию неигровой произвольности, эти показатели сбли­жаются и время сохранения позы в иг­ровой и неигровой ситуациях практи­чески сравниваются.

Таким образом, в данной работе был еще раз подтвержден закон «параллело­грамма развития», согласно которому введение и использование дополнитель­ных внешних средств значительно повы­шает эффективность деятельности. С пе­реходом к более старшему возрасту эти средства «вращиваются», становятся внут­ренним достоянием ребенка, поэтому потребность во внешних средствах от­падает, а успешность непосредственной деятельности поднимается до уровня не­посредственной.

В рассматриваемой работе в качест­ве такого внешнего средства выступает игровая роль, которая задает зону бли­жайшего развития и впоследствии «вра-щивается», интериоризируется. Благода­ря этому произвольность превращается в личностную способность, независи­мую от конкретной ситуации.

Описанные эксперименты проводи­лись в середине прошлого века, когда количество и качество игровой деятель­ности было значительно выше. Сохра­нились ли эти закономерности в наши дни? Влияет ли недостаточность игры на формирование произвольного пове­дения?

Для ответа на эти вопросы был про­веден эксперимент, воспроизводящий ме­тодику З.В. Мануйленко [2]. Как и в ее работе, в качестве показателя произволь­ного поведения выступало время сохра­нения позы — в игре и вне игры. Что­бы приблизить сюжет игры к современ­ным условиям, детям предлагалась не роль часового, а роль «охранника, кото­рый оберегает банк от рэкетиров». Суть ролевых действий от этого не менялась, а содержание роли становилось более понятным. В остальном ситуация экс­перимента, исследуемые возраста, наблю­даемые показатели и их обработка в точ­ности повторяли исследование З.В. Ма­нуйленко. Тем не менее полученные дан­ные современных дошкольников прин­ципиально отличались от ее результатов.

На рис. 2 представлена динамика произвольного поведения в игре и вне игры у дошкольников двух поколений — современных и посещавших детский сад 55 лет назад. Представленный график наглядно отражает ряд существенных раз­личий в уровне развития и в динамике произвольного поведения.

Первое — у современных дошколь­ников значительно ниже абсолютные по­казатели произвольного поведения. Да­же в подготовительной группе наши де­ти не способны удерживать позу более трех мин, в то время как их сверстни­ки прошлого поколения спокойно вы­держивали позу неподвижности в сред­нем 12 мин. Эти различия явно свиде­тельствуют о снижении способности к самоконтролю и к управлению своим поведением.

Второе явное различие касается воз­растной динамики произвольного пове­дения. Если по данным З.В. Мануйлен­ко у детей от 4 до 7 лет способность к произвольному поведению резко нара­стает (время сохранения позы увеличи­вается почти в 20 раз), то у современ­ных детей на протяжении того же воз­раста сдвиги весьма незначительные. Воз­растная динамика здесь выражена зна­чительно меньше.

100

Е.О. Смирнова, О. В. Губарева

Длительность, мин

14

12

10

8

6

4

2

О

12 мин 1948 год

9 мин 5 с

4 мин 17 с,_--

3 мин

2003 год

1 мин 30 с _ 48 с Г..'.~"~--

2 мин 30 с

4-5

5-6

6-7

Возраст.лет

Рис. 2. Показатели произвольности у детей двух поколений:

- длительность сохранения позы вне игры (55 лет назад);

---- длительность сохранения позы при выполнении роли в игре (55 лет назад); ........... длительность сохранения позы вне игры (сегодня);

- - - длительность сохранения позы при выполнении роли в игре (сегодня)

Наконец, третье и самое важное для нас различие связано с отношением иг­ровой и неигровой произвольности. Как можно видеть из рис. 2, в отличие от результатов испытуемых З.В. Мануй-ленко результаты современных детей не образуют параллелограмма развития, а представляют собой практически парал­лельные линии. Показательно, что во всех возрастных группах длительность сохранения позы в игре несколько вы­ше, чем в неигровой ситуации. Однако эти различия в среднем не превышают 20—30 с (значимость различий не до­стигает статистической значимости) и остаются практически одинаковыми на протяжении всего дошкольного воз­раста.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у современных детей произ­вольность в игровой ситуации незначи­тельно, но все же опережает тот же по­казатель вне игры, однако интериори-зации данной способности, «вращива-ния» внешних средств не происходит. Способность к произвольному поведе­нию к концу дошкольного возраста со­храняется только в игре и не становит­ся внутренним качеством личности.

Вместе с тем в данном эксперимен­те принимали участие дети с разным

уровнем развития игровой деятельнос­ти. Можно полагать, что разрыв между игровой и неигровой произвольностью, а значит, и путь развития этого качест­ва определяются уровнем развития иг­ровой деятельности ребенка. Для про­верки этого предположения было прове­дено сопоставление времени сохране­ния позы в игре и вне игры у детей с разным уровнем развития игровой дея­тельности. Результаты этого сравнения представлены на рис. 3.

На рис. 3 видно, что на самом низ­ком, первом уровне разрыв между иг­ровой и неигровой произвольностью ми­нимален, причем показатели детей в не­игровой ситуации даже несколько вы­ше (хотя различия не достигают стати­стической значимости).

Наиболее существенные расхождения между показателями произвольности в двух ситуациях зафиксированы у детей с высоким уровнем развития игры, где содержанием деятельности детей стано­вится игровая роль и отношение к парт­неру. Характерно, что максимальные для данной выборки показатели произ­вольности зафиксированы в ситуации игры у детей, достигших наиболее вы­сокого уровня развития этой деятельно­сти. Эти данные подтверждают предпо-