Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по психологии телесности.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
313.86 Кб
Скачать

11. Вторичное означение болезни

Актом первичного осознания чувственные ощущения превращаются в перцептивный образ. Ощущения, вследствие первичного означения, становятся конкретными, получают локализацию, модальность и степень интенсивности. Эти осознанные интрацептивные ощущения представлены субъекту в системе категорий сознания. Таким образом порождается чувственная ткань ВКБ.

Но телесность в контексте болезни обладает особым качеством: болезненные ощущения означают не только себя, но и болезнь. Это явление вторичного означения интрацептивных ощущений.

Вторичное означение чувственная ткань получает через сознание «концепции болезни», т.е. формирование вторичного означения связано с усвоением существующих в культуре взглядов на болезни, их причины, механизмы и вытекающие их этого методы лечения.

С семиотической точки зрения представления о болезнях могут быть интерпретированы как классические мифы (Барт).

По Барту, в каждой семиотической (знаковой) системе имеется 3 элемента: означающее (реально существующий объект), означаемое и знак. Например, есть темный камешек (означающее). Его можно наделить определенным смыслом (сделать означаемым), например, этот камешек будет означать смерть при тайном голосовании. В этом случае камешек становится знаком. Пример из психологии телесности: определенным образом локализованное модально специфическое ощущение (означающее) наделяется определенным смыслом и трактуется как боль в сердце.

Т.о. отношение означающего и означаемого может трансформироваться и порождать вторичную систему значений (семиологическую систему) – мифологическую.

Применив подход Барта к мифу, как способу вторичного означения, к проблеме телесности, Тхостов представил схему: знак (телесное ощущение), становится означающим в мифологической схеме болезни и, разворачиваясь вовне, превращается в симптом.

***Важно отметить, что термин «миф» не несет здесь никакой оценки, характеризуя лишь способ связи конструктов.

Вторичное означение т.о. не безразлично для первичных телесных ощущений. Став симптомом телесное ощущение не меняется только внешне. На самом деле конкретное его содержание отодвигается на второй план, оно начинает подчиняться логике мифа болезни.

Также под действием мифа, т.е. под действием вторичного означения, могут порождаться новые ощущения, т.к. миф может нуждаться в чувственном подкреплении. Пример: болезни студентов-медиков 3 курса, демонстрирующих симптомы изучаемых ими форм патологии.

15. Онтологическое исключение субъекта

В науке господствует естественно-научная парадигма. Основная идея – существует только вещественный мир, построенный с помощью линеек и часов – его можно измерить и пощупать. Следовательно, конечная цель всякой науки – сведение исследуемой реальности к наиболее простым физическим сущностям. Т.е. чтобы сделать явление «понятым» надо редуцировать его до далее неразложимых элементов, подчиняющихся единым законам, желательно физическим.

Правило «Экономии мышления»: «не умножать числа сущностей сверх необходимого» - толкает исследователя для усиления объективности реализовать наиболее «сущностное» объяснение, хотя при этом теряется предмет, поскольку рассуждение переходит в другое пространство. (Это значит, что для описания явления мы должны взять как можно меньше простейших элементов, которые будут объяснять самую суть, но при этом теряется предмет в целом, потому что, кроме этих элементов, мы все выбрасываем из рассмотрения). Если мы признаем психическую реальность новой, особой реальностью, то мы не можем перенести на психику единые и общепризнанные законы (и они перестанут быть универсальными и всеохватными). Если мы не выделяем психической реальности, теряем предмет и признаем, что психологию можно подменить и заменить биологией, нейрофизиологией и т.п.

Другой повод для онтологического исключения субъекта: объективизм не может разрешить субъекту какой-либо активности. «То, что исследуется, не может рассматриваться в качестве причины самого себя». Должна быть внешняя причина. – «Принцип инерции». Явление становится понятным, если мы смогли найти его внутреннюю логику.