Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
257.02 Кб
Скачать

Система повышения квалификации

Инновация способна разрушать целостность и внут­реннюю адекватность того или иного стереотипа, скрещивать его с другими стереотипами (либо не­традиционными, либо не относящимися к данной традиции, данной устойчивой системе смысла). Традиционные формы могут утрачивать самотож­дественность, утрачивать прежнее смысловое со­отношение с другими традиционными формами. И поэтому в той культуре, в которой инновации иг­рают ведущую роль, происходит не только накопле­ние, но и утрата, забвение прежнего содержания. Человеческая культура перестает справляться с за­дачей упорядочивания и организации новых сведе­ний в соответствии с законами и правилами уже су­ществующей системы. Именно такое общество заслуживает наименования «нетрадиционного» [пг1р://\ллллл/.уегпоз1.ги/аи1:].

Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики очевидна. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. В каждый кон­кретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону.

Как отмечает В.В. Краевский, «инновации и тра­диции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагоги­ческой науки и практики. Однако, если поляризация мнений, взглядов и концепций «зашкаливает», ста­новится запредельной, приходится говорить уже о педагогическом экстремизме. Одной из характе­ристик научного знания является его кумулятивность, т.е. опора на ранее полученные научные результа­ты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых кон­цепций» [П11р://\оту\л/.е1ёо5.ги/]оигпа1/2003/0711-1.Мт].

Очевидно, что осмысление механизмов форми­рования и функционирования инновации позволяет представить традиции и инновации в виде опреде­ленной целостности, включающей систему норм, идеалов, ценностных установок.

Однако современные философские, историко-культурологические исследования подтверждают тот факт, что временные процессы культурно-истори­ческого пространства движутся не только вперед, но и от настоящего к прошлому, т.е. происходит их «обратный ход» или «обратная связь». Это обуслов­лено прежде всего постоянным накоплением культурно-исторической информации о прошлом. На протяжении многих поколений удерживаются и «работают» только такие стереотипы, которые отвечают условиям современной жизни. В этой связи основная особенность традиции заключается в том, что данный феномен выступает механизмом селекции поведенческих инноваций, обеспечи­вающим их адаптацию и регуляцию в социальных сферах жизнедеятельности, в том числе и образо­вательных.

Часто культурная традиция противопоставля­ется нововведениям, инновациям. Однако такое противопоставление имеет относительный смысл. Это становится очевидным, когда культура (и обра-

зование как ее составная часть) рассматривается в динамике. Любая инновация в поведении, приня­тая какой-то группой людей, постепенно превраща­ется в традицию. В обыденной жизни говорят о традициях как о чем-то бесконечном, прочном, древ­нем и неизменном, но на самом деле вокруг нас идет непрерывный процесс изменения и преобра­зования одних традиций и отмирания других. Весь этот процесс можно представить как приспособи­тельный. На протяжении многих поколений могут удержаться и утвердиться только такие стереоти­пы, которые отвечают условиям жизни. «Обратная связь» между традициями и средой непрерывно ра­ботает, одни традиции преобразовываются, другие выбраковываются. Другими словами, обратная связь является критерием плодотворности традиций. Объясняется это тем, что эффективный результат, получаемый от данной традиции, может поступать только по каналам обратной связи. В результате это­го любая традиция превращается в мощный орга­низующий фактор. По такому же механизму может быть установлена нежизненность той или другой традиции». Тогда в обществе верх берет иннова­ционная тенденция [10, 38].

Понимаемая как система нормативов, мировоз­зренческих принципов, ценностных установок, регулирующих инновационную деятельность, тра­диция выступает в качестве исторически опреде­ленного, социального по своей природе критерия отбора тех инноваций, которые могут обеспечить развитие существующей нормативной системы или положить начало новой. Благодаря этому новатор­ская деятельность понимается как социально орга­низованный процесс, рациональное управление которым обеспечит выработку наиболее эффектив­ных средств, регулирующих духовные отношения в обществе.

В реальном процессе функционирования проти­вопоставление традиции новаторству неправомер­но, поскольку традиция предполагает постоянный процесс преодоления одних социально организован­ных стереотипов и образования новых. Это обусло­вило появление работ, в которых «наметился выход за пределы обыденного истолкования этого поня­тия как простого сохранения, наследования, копи­рования и т.д., а это, в свою очередь, привело к по­ниманию ограниченности противопоставления традиции и инновации в культуре и в познании» [2, 24].

Следует отметить, что подход некоторых иссле­дователей к взаимосвязи традиции и новации и ин­новации как структурному элементу традиции име­ет определенные недостатки. При таком подходе новаторская деятельность теряет свой самостоя­тельный характер, оказывается ограниченной рам­ками традиции. Затруднительным представляется и выявление механизма перехода к качественно но­вой традиции. В этом случае сложно обосновать воз­можности качественного скачка в развитии, связан­ного с выходом из пределов старой традиции.

Н.Я. Копанев [5, 47], Н.П. Яковенко рассматрива­ют традицию и инновацию как понятия, выражающие

6

Научно-методический журнал

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

диалектико-противоречивые стороны культурного и научного процесса, взаимодействие которых служит постоянным источником его развития. В дан­ном случае развитие носит прогрессивный харак­тер, поскольку «прогресс вообще возможен лишь на основе уже сложившейся традиции. Диалектика этого процесса такова, что традиция в то же время есть результат прогресса.

Н.Я. Кондричин выделяет интенсивный и экстен­сивный тип единства традиции и новации [4, 6]. Экстенсивный тип диалектической их взаимосвязи связан с развитием существующей системы науч­ной традиции, которая модифицируется в соот­ветствии с возможностями, предоставляемыми существующей системой культурных нормативов и ценностей. Она обеспечивает формирование не­которых инвариантов в научном познании, которые в реальном процессе научной деятельности эволю­ционируют благодаря творческой инновации, что свидетельствует о способности системы для само­сохранения.

Развитие научной традиции, которое осуществ­ляется посредством механизма инновации, основано на понимании ее как системного образования. Механизм творческой инновации позволяет пред­ставить научную традицию как гибкую систему, обес­печивающую не только устойчивость, но и ее раз­витие. Динамизм традиции, в свою очередь, связан с ее функционированием в научном познании в ка­честве инварианта, когда она является той основой, на которой только и может возникнуть многообра­зие вариантов инновационной деятельности, при­мером могут служить инновационные «Кондратьев­ские циклы». Однако инновация, не отвечающая требованиям, задаваемым системой общественно выработанных нормативов, не может быть принята научным сообществом. Для того чтобы стать ступе­нью в прогрессивном развитии науки, инновация должна быть опосредована синтезом с существу­ющей традицией.

В рамках экстенсивного типа диалектика тради­ции и новации находит свое выражение в диалекти­ке инвариантного и вариативного. Инвариант, реа­лизуемый традиционной программой, выступает и основой формирования инноваций, и критерием их отбора, в результате которого они включаются в существующую традицию и обеспечивают ее развитие.

Экстенсивный тип взаимодействия традиций и новаторства, связанный с модификацией суще­ствующих нормативов и ценностей, отнюдь не ис­черпывает реального процесса развития науки. Когда инновационный фонд традиции исчерпан, необходимым и закономерным является переход к новой нормативной системе. Причем соотноше­ние традиционного и новаторского типа деятельно­сти изменяется за счет возрастания роли последней. Для того чтобы подчеркнуть различный характер раз­вития, осуществляемого в рамках экстенсивного и интенсивного типа единства традиции и новации, следует отметить разницу в содержании продуци­руемых инноваций. При экстенсивном типе они вы-

рабатываются в основном на уровне внутринаучных традиций, при интенсивном - их производство обусловлено не только сменой общенаучной тра­диции, но и изменением культурных идеалов и цен­ностей, что определяет принципиальный характер производимых преобразований. Н. Коперник по поводу предполагаемых изменений говорил, что они приведут к переоценке ценностей и взаимо­отношений различных категорий; они изменят взгляды на цели творения. Тем самым изменение произведет переворот также и в метафизике, и во­обще во всех областях.

Другой выделенной нами формой реализации междисциплинарных взаимодействий традиций яв­ляется их пересечение. При этом трансформации подвергаются обе нормативно-ценностные системы, а результатом их взаимодействия является созда­ние новой области исследования со своими тради­циями. Эту форму создания новых традиций в науч­ном познании исследовал в литературе М.А. Розов. Он приводит ряд примеров, когда соединение разнодисциплинарных традиций в работе ученого привело к появлению новых результатов, в част­ности, исследуя возникновение закона Ш. Кулона, он доказывает, что этот исследователь являлся про­должателем традиций, заложенных Г. Галилеем и Р. Гуком в области теории упругости, и одновре­менно был продолжателем традиции теории элект­ричества.

Понятие инверсивности, разрабатываемое М.А. Розовым, В.В. Ильиным, А.Г. Калинкиным, чрез­вычайно важно для исследования механизма фор­мирования новых междисциплинарных традиций. Поскольку инверсивные объекты в силу своей при­роды могут быть включены в различные традиции различным образом, то они обладают значительным эвристическим потенциалом, позволяющим выяв­лять такие междисциплинарные связи, которые не могли быть обнаружены при исследовании моно­функциональных объектов. Значит, инверсивность познавательных объектов - существенное условие формирования новых нормативно-ценностных систем.

Включение новаторской деятельности в образо­вательный процесс предполагает выделение крите­риев для определения новизны. Понимаемая как система мировоззренческих принципов, ценностных установок, регулирующих образовательный процесс, педагогическая традиция выступает в качестве ис­торически определенного, социального по своей природе критерия отбора тех новаций, которые мо­гут обеспечить развитие современной педагогики и положить начало вариативным течениям. Таким образом, инновационная деятельность в контексте педагогической традиции может рассматриваться как процесс, обеспечивающий выработку эффектив­ных средств, регулирующий педагогические стерео­типы. Характеризуя сущность инновационной дея­тельности, традиция обеспечивает ее включение в образовательный процесс, приобретая благодаря связи с новаторством динамическую устойчивость, что составляет еще одну особенность традиции.

МЕТОДИСТ № 3 2008

7

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Однако не все инновационное может быть по­лезным, носить развивающий, позитивный характер. Органичной частью педагогической деятельности могут считаться только те инновации, которые ра­ботают на ее стабилизацию и развитие. Такой философско-системный подход к образованию и процессам, в нем происходящим, выводит нас на культурологический уровень анализа при оценке конкретных инновационных процессов.

Таким образом, проанализировав различные трактовки феномена традиции, мы пришли к выво­ду, что способность любой культурной общности к самовоспроизводству путем передачи от поколе­ния к поколению своих специфических ценностей, отраженных в ментальное™ ее представителей, си­стеме знаний, сформированных предшествующим культурным развитием традиций, - решающий фак­тор, обеспечивающий существование и развитие общности в течение исторического периода. В на­стоящее время необходимо осмыслить и обобщить духовный мир русского народа, основанный на традициях и опыте русской педагогики, выбирая те пласты ментальное™, на которые можно опереть­ся, выбрать те традиции, которые восприимчивы к новациям. В педагогической науке традиция вы­ступает как стабилизирующий фактор мировоззрен­ческих, методологических, концептуальных средств, исходящих из теоретических представлений о на­уке как форме деятельности.

Рассматривая вопросы модернизации современ­ного образования, целесообразно остановиться на соотношении традиционного и инновационного в процессе перехода общества к современному (информационному, постиндустриальному) этапу его развития.

Процесс модернизации можно представить как процесс создания институтов и отношений, ценно­стей и норм, который требует предваряющего из­менения идентичности людей модернизирующего­ся общества и завершается сменой их идентичности. Подобная цель прямо и явно ставится в модерниза-ционных теориях. В связи с вышесказанным вопрос соотношения традиций и инноваций является осо­бенно актуальным для определения норм и ценнос­тей, на основе которых будет развиваться образо­вание в современном информационном обществе.

С исторической точки зрения ни один из наро­дов, прошедших модернизацию, не сменил свою идентичность, то есть то, что является традицией и передается из поколения в поколение (архетип), не подвергается инновациям. В модернизационных теориях требование смены идентичности - это тре­бование тех новых рамок самоотождествления, которые соответствовали бы и по крайней мере не противоречили бы западным ценностям и соци­альным установлениям, таким как соблюдение прав индивида и других ценностей и институтов граждан­ского общества, морали, уходящей корнями в за­падное христианство, трудовой этики и др. На язы­ке повседневной жизни, как отмечает Г.П. Федотова, теоретическое утверждение о необходимости смены идентичности состоит в предположении или

требовании, чтобы китаец или другой человек не­западного общества поступал в своих жизненных ситуациях так же, как американец или европеец. Предельный характер такого требования вызвал к жизни незападные модернизации.

Осуществляя модернизацию российского образо­вания с ориентацией на международный (западноев­ропейский и американский) опыт, следует серьезное внимание уделить специфике культуры, менталите­та, местных особенностей. Опыт нельзя импорти­ровать или перенести из одних условий в другие. Модернизация должна проходить в благоприятных условиях, учитывая предшествующие традиции и со­временное состояние общества. Данный принцип получил название «генетической совместимости» [14, 97].

Многие ученые, исследуя вопросы развития об­щества, полагают, что самым важным в традицион­ных обществах является отсутствие выделенной персональности. В.Г. Федотова отмечает, что это следствие доминирования традиции, ибо соци­альный запрос на индивидуальность - это запрос на субъекта творческой деятельности, способного производить новое. Он возникает в современных обществах.

Вторым по значению после преобладания тра­диции над инновацией признаком традиционного общества является наличие религиозного или ми­фологического оправдания традиции. Возможность быстрых преобразований блокируется этими фор­мами сознания, и модернизаторские попытки, ко­торые могут иметь место, не завершаются, возни­кает попятное движение. Именно это - движение вперед и возврат назад - создает циклический ха­рактер развития, характерный для традиционных обществ.

Невыделенность индивидуальности, персональ­ности определяется не только отсутствием интере­са к инновациям, но и коллективистским характе­ром представлений. Коллективистский характер традиционных культур не означает, что в них нет ярких, особенных, не похожих на других людей. Они есть, но их социальная роль определена спо­собностью выражать коллективные представления. Конкретное поведение людей в традиционном обществе обусловлено нормами, которые заданы традицией, религией, общиной или коллективом. Соответственно, преобладающим типом ценностей в них являются авторитарные ценности, то есть те, которые поддержаны традицией и поддерживают ее, и коллективистские представления.

Совершенно понятна ориентация таких обществ не на науку, а на мировоззрение. В духовном смыс­ле это общество не живет сегодняшним днем: в нем нарабатываются долговременные смысловые содержания.

В ходе нашего исследования было выявлено, что неудачное сочетание традиций и инноваций в ходе модернизации российского общества и об­разования грозит проблемными ситуациями.

Модернизация российского образования со всеми осуществляемыми в ходе ее инновациями

8

Научно-методический журнал

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

требует внимательного отношения к российскому педагогическому наследию, к ментальности россий­ского человека, многовековому опыту, духовности. В процессе осуществления модернизации образо­вания в каждом направлении необходим учет и ра­зумное соотношение наработанного в образовании опыта и изменившихся условий жизни общества.