Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
фефилов.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
131.58 Кб
Скачать

4.1. Кратковременная и долговременная память.

Память, по-видимому, представлена несколькими фазами. Одна из них, крайне непродолжительная,-это непосредственная память, при которой информация сохраняется всего лишь несколько секунд. Например: когда мы едем в машине и смотрим на проплывающий мимо пейзаж, нам удаётся удерживать в памяти предметы, которые мы только что видели, в течении одной-двух секунд, не больше. Однако некоторые объекты, к которым мы отнеслись с особым вниманием, из непосредственной памяти могут быть переведены в кратковременную память.

В кратковременной памяти информация может сохраняться в течении нескольких минут. Например: представим себе, что происходит, когда кто-нибудь назвал нам номер телефона, а у нас нет под рукой карандаша. Вероятно, мы запомним этот номер, если мысленно будем повторять его, пока не доберёмся до телефонного аппарата. Но если что-то отвлечёт наше внимание ( с нами заговорят и другое), мы, вероятно, забудем номер или перепутаем цифры. Мы, очевидно, можем удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 отдельных единиц запоминаемого материала. Иногда возможна группировка таких единиц, и тогда нам кажется, что мы способны запомнить больше.

Некоторые объекты из кратковременной памяти переводятся в долговременную, где они могут сохраняться часами или даже на протяжении всей жизни. Известно, что одной из систем мозга, необходимых для осуществления такого переноса, является гиппокамп. Эта функция гиппокампа выявилась, когда один больной перенёс операцию на мозге.

В литературе, посвящённой описанию его послеоперационного состояния, этого больного именуют инициалами Н.М. В каждой из височных долей мозга имеется по одному гиппокампу. Пытаясь облегчить тяжёлые эпилиптические припадки, врачи удалили у Н.М. оба гиппокампа. После того как стали ясны неблагоприятные последствия такого метода лечения, он больше никогда не применялся.

После операции Н.М. стал жить в настоящем времени. Он мог помнить события, предметы или людей ровно столько, сколько они удерживались в его кратковременной памяти. Если кто-то, поболтав, с ним, выходил из комнаты и через несколько минут возвращался, он не помнил, что видел этого человека.

-8-

За годы, прошедшие после операции, в клинической картине мало что изменилось... Признаков общего ухудшения умственной деятльности нет; его интеллект, если судить по стандартным тестам, сейчас даже несколько выше, чем до операции… И всё же поразительный дефект памяти продолжает сохраняться у больного, и совершенно очевидно, что Н.М. почти ничего не может вспомнить из событий последних лет…

Через 10 лет месяцев после операции его семья переехала в новый дом, расположенный на той же улице, всего в нескольких кварталах от прежнего. При осмотре… почти год спустя Н.М. не мог вспомнить свой новый адрес или самостоятельно найти дорогу к новому дому- он всегда приходил к старому. Шесть лет назад семья снова переехала, и Н.М. опять-таки не может с уверенностью указать новый адрес, хотя как будто бы знает о переезде.

День за днём больной решает одни и те же головоломки, не обнаруживая в этом деле никакого прогресса, и много раз заново читает одни и те же журналы, не находя, что их содержание ему знакомо…

Однако даже глубокая амнезия, как в этом случае, сочетается с нормальной устойчивостью внимания… Однажды его попросили запомнить число 584, затем оставили и не мешали, и через 15 минут он смог правильно и без колебаний назвать это число. На вопрос, как ему это удалось, он ответил: "Это просто. Нужно запомнить цифру 8. Видите ли, 5,8 и 4 в сумме составляют 17. Запомните, отнимите эту цифру от 17, останется 9. Разделите 9 пополам, и вы получите 5 и 4. Вот и ответ: 584. Просто".

Несмотря на эту сложную мнемоническую схему, спустя минуту или около того Н.М. не смог ещё раз вспомнить ни число 54, ни связанный с ним ход мыслей; он даже вообще не знал, что его просили запомнить какое-то число…

Н.М. хорошо помнил те события в своей жизни, которые происходили до операции. Информация, хранившаяся в его долговременной памяти,- во всяком случае та, которая уже находилась там за один-три года до операции,- не была утрачена. Тот факт, что амнезия у Н.М. распространялась на события, происшедшие за 1-2 года до операции, но не на более ранние, указывает на то, что следы памяти, по-видимому, могут претерпевать изменения спустя какое-то время после их образования.

Значительное место в обеспечении нейрофизиологических механизмов долговременной памяти отводится глиальным клеткам (Галамбус, А. И. Ройтбак), число которых в центральных нервных образованиях на порядок превышает число нервных клеток. Предполагается следующий механизм участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного механизма научения. На стадии образования и упрочения условного рефлекса в прилегающих к нервной клетке глиальных клетках усиливается синтез миелина, который окутывает концевые тонкие разветвления

-9-

аксонного отростка и тем самым облегчает проведение по ним нервных импульсов, в результате чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения.

В свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате деполяризации мембраны олигодендроцита (глиальной клетки) под влиянием поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долговременной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплексе центральных нервных образований.

Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговременную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной природы лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Косвенным доказательством наличия определенных различий в механизмах кратковременной и долговременной памяти являются особенности расстройств памяти при повреждении структур мозга. Так, при некоторых очаговых поражениях мозга (поражения височных зон коры, структур гиппокампа) при его сотрясении наступают расстройства памяти, выражающиеся в потере способности запоминать текущие события или события недавнего прошлого (произошедшие незадолго до воздействия, вызвавшего данную патологию) при сохранении памяти на прежние, давно случившиеся события. Однако ряд других воздействий оказывает однотипное влияние и на кратковременную, и на долговременную память. По-видимому, несмотря на некоторые заметные различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе намного больше общего, чем различного; их можно рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.