Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом НОН.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
139.29 Кб
Скачать

§3. Технико–криминалистическое обеспечение – как система сопровождения раскрытия и расследования преступлений криминалистическими знаниями

Технико–криминалистическое обеспечение (ТКО) связано с криминалистической техникой как разделом криминалистики. Сам термин “обеспечение” возможно определять в двух взаимосвязанных аспектах: во–первых, это физическое наличие технических средств, методик, технологий, необходимой информации и, во–вторых, выполнение поставленных задач и достижение целей путем проведения конкретных организационных мероприятий и осуществления соответствующей деятельности. В современной криминалистике наиболее авторитетным признано мнение, что “под криминалистическим обеспечением деятельности органов внутренних дел в целом ... понимается система криминалистических знаний и основанных на них навыков и умений ... использовать научные криминалистические рекомендации, применять криминалистические средства, методы и технологии их использования в целях предотвращения, выявления, раскрытия и расследования преступлений”[6].

Криминалистическое обеспечение – это система, т.е. определенный порядок, нечто целое, представляющее собой единство находящихся во взаимной связи частей, поскольку при современном высоком уровне развития науки и техники необходим, полагаем, и комплексный, системный подход к решению поставленных задач. Безусловно, данная система надлежащим образом организована (прежде всего, на основе современных достижений науки) и функционирует, используя технические средства, соответствующие методы и методики для достижения определенной цели – способствование поддержанию правопорядка, обеспечению законности. Причем эта система функционирует в тех или иных правовых рамках, т.к. ее деятельность регулируется соответствующими нормативными актами (например, использование специальных знаний строго регламентируется УПК РФ). Криминалистическое обеспечение в целом как система снабжает данный процесс криминалистически значимой, в том числе и доказательственной, информацией способствуя соблюдению законности.

Обращает на себя внимание то, что в криминалистической литературе существует различное понимание технико–криминалистического обеспечения. Наиболее известными являются определения данные И. Главой, Л.А.Винбергом, В.А.Волынским, А.С.Шаталовым, В.Н.Хрусталевым, П.Т.Скорченко[7].

Оценивая и анализируя мнения указанных авторов возможно прийти к следующим выводам:

1) технико–криминалистическое обеспечение – это комплексная организационно–функциональная система, в своей деятельности направленная на собирание и исследование криминалистически значимой информации и реализующая свои возможности посредством применения технико–криминалистических методов и средств;

2) технико–криминалистическое обеспечение состоит из следующих элементов (содержание ТКО): технико–криминалистических средств и правовых, организационных и методических основ их применения. Технико–криминалистическое обеспечение – относительно самостоятельное направление в криминалистике, особый вид юридической деятельности;

3) к технико–криминалистическим необходимо относить средства, используемые в процессе обнаружения, фиксации, изъятия и исследования информации о расследуемом событии, причем применению данных средств присущи специфические методы, приемы, методики и особая правовая регламентация.

В сфере раскрытия и расследования преступлений роль права является определяющей поскольку закон предусматривает возможность применения технических средств в процессе раскрытия и расследования преступлений, а организация и методика их применения не должны противоречить закону по своей сущности[8]. Борьба с незаконным оборотом наркотических средств как деятельность по раскрытию и расследованию преступлений также находится в правовом поле - “Успешное расследование уголовных дел, связанных с незаконным оборотом ... наркотических средств ... зависит от ... эффективного использования ... возможностей, предоставляемых действующим законодательством”[9].

Анализируя определения правовых основ, принятые в науке (Р.С.Белкин[10], В.А.Волынский[11], П.Т.Скорченко[12] и пр.) возможно прийти к следующему: правовыми основами технико–криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, является система нормативно–правовых актов, регулирующих порядок применения технических средств при раскрытии и расследовании преступлений указанной категории.

Значительный интерес при изучении вопросов правового обеспечения представляют принципы применения технико–криминалистических средств (ТКС), к которым принято относить: 1) правомерность их использования; 2) научная обоснованность; 3) соблюдение прав личности; 4) безопасность; 5) эффективность; 6) применение технических средства ограниченным законом кругом лиц; 7) сохранность исследуемого объекта; 8) экономичность, т.е. применение технических средств с наименьшими затратами сил и средств[13].

Применение технических средств в рамках оперативно–розыскной деятельности должно соответствовать принципам, о которых речь шла выше. Однако, думается, что принцип сохранения исследуемого объекта в рамках ОРД должен быть факультативным. Действительно, если нет необходимости, например, в дальнейшем (экспертном) исследовании какого–либо вещества или возврате владельцу, то допустимо это вещество при исследовании расходовать полностью.

Порядок применения ТКС излагается в ч.5 ст. 166 УПК РФ и в иных нормативных актах. Так, относительно наркотических средств в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. №9 указано, что суды при рассмотрении дел данной категории должны располагать соответствующими экспертными заключениями. Экспертиза по делам о незаконном обороте наркотиков должна быть проведена обязательно – тем самым устанавливается порядок, последовательность применения ТКС (в данном случае такие средства применяются в рамках экспертизы). В оперативно–розыскной деятельности технические средства должны применяться уполномоченными на то лицами, причем оперативно–розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к стационарной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно–технических сил и средств в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность.

Относительно организационных основ ТКО представляется, что их следует рассматривать как в аспекте организации, т.е. государственного учреждения, характеризующегося планомерностью, продуманностью устройства и соответствующей дисциплиной, так и в аспекте организованности действий – подготовки, упорядочивания деятельности. Таким образом, в организационных основах системы ТКО раскрытия и расследования преступлений структурными составляющими являются два элемента – организационно–управленческий (организационно–кадровый, организационно–штатный), связанный с деятельностью организации (учреждения), и организационно–функциональный (организационно–технический), связанный с применением технико–криминалистических средств.

А.Ф.Волынский пишет: “Как и любая деятельность, ТКО предполагает соответствующую ее задачам и уровню развития криминалистической техники организацию”[14] и далее поясняет, что данная деятельность осуществляется системой экспертно–криминалистических подразделений, судебно–экспертных учреждений, следственными и оперативно–розыскными аппаратами разных ведомств, судебными органами. Названная система имеет вертикальную структуру[15]. П.Т.Скорченко, также выделяя вертикальную структуру организации ТКО, дает, по сути, “горизонтальное” деление данной вертикальной оси. С учетом анализа указанных мнений, а также практики раскрытия и расследования преступлений, представляется, что классификация системы организационных функций ТКО может выглядеть следующим образом (данная классификация предлагается как исходный принцип; для каждого конкретного уровня централизации необходимо выделять свои, более узкие сегменты организационных функций):

1. Организационно–управленческое обеспечение включает вопросы:

- подбора, подготовки и переподготовки кадров, квалификационно–аттестационные проблемы;

- общего анализа и координации, изучения передового опыта;

- нормотворческие;

- управления – оперативного и долговременного в сфере технико–криминалистического обеспечения;

- научных исследований проблем технико–криминалистического обеспечения;

- идеологии (в исследуемом аспекте – идеологии борьбы с наркобизнесом) межведомственного, а также межгосударственного взаимодействия, взаимодействия со средствами массовой информации, общественностью;

- контроля и инспектирования;

- распределения штатной численности;

- прогнозирования, планирования и профилактики;

- информационного обеспечения.

2. Организационно–функциональное обеспечение (проблемы технико–криминалистической оснащенности правоохранительных органов) решает вопросы:

- приобретения технических средств;

- анализа состояния использования и анализа необходимости в технических средствах;

- разработки новых технических средств;

- положенности и распределения технических средств;

- обслуживания (хранения, ремонта) технических средств.

Использование изложенной классификации организационных функций технико–криминалистического обеспечения позволит создавать эффективные управленческие структуры с четким разделением функций между их звеньями, что даст возможность без излишнего дублирования проводить надлежащие управленческие решения, координировать усилия различных ведомств.

Как бы не была совершенна техника, ее применяют люди и от их профессионализма и – что немаловажно – волевой нацеленности на максимальный эффект своего труда во многом зависят результаты раскрытия и расследования преступлений, поэтому кадровые проблемы имеют базовое значение для функционирования системы технико–криминалистического обеспечения.

Прежде всего, лицо, принимаемое в правоохранительные органы, помимо готовности в целом к службе, должно быть морально–психологически подготовлено к специфической деятельности, связанной с наркотическими средствами. Не исключена резко обвинительная направленность следователя или специалиста в результате перенесенной личной травмы, связанной с наркотиками, – например, априорно отрицательное отношение к личности человека, потребляющего наркотические средства: “содержание экспертных выводов находится в определенной зависимости от личности эксперта...”[16]. Кроме того, возможна и профессиональная деформация лиц, занятых в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

В связи с этим необходимо психологическое тестирование на предмет профессиональной пригодности подобных лиц, причем проводиться оно должно периодически, например, не реже одного раза в год. При подборе и тестировании лиц, принимаемых в правоохранительные органы, не исключено использование полиграфа (по имеющимся данным, положительный эффект при этом имеет место в 87–96 % случаев[17]). Результаты полиграфологического анализа не могут приниматься однозначно, однако выводы такого тестирования могут быть положены в основу решения многих кадровых проблем.

Методические основы ТКО возможно определить как совокупность научно разработанных приемов и рекомендаций по применению технико–криминалистических средств при раскрытии и расследовании преступлений. Как показывает анализ практики, в систему технико–криминалистического обеспечения должны входить:

1. Методики применения технико–криминалистических средств – приемы использования средств и научных положений криминалистической техники (технико–криминалистические приемы).

2. Методы технического использования технико–криминалистических средств – данный элемент методических основ включает в себя инструкции, правила эксплуатации конкретных технико–криминалистических средств.

3. Методики исследования. В аспекте исследования наркотических средств данные методики должны быть максимально “щадящими” по отношению к исследуемому материалу. Любое изменение массы вещества может вызвать невозможность его дальнейшего экспертного исследования (ведь нередко приходится иметь дело с микроколичествами вещества). Кроме того, изменение массы вещества может вызвать затруднения и при уголовно–правовой квалификации деяния. Исследовательские методики имеют существенные особенности (объем применяемых специальных знаний, виды используемых технических средств), что и позволяет выделять их в особую группу.

Понимание сущности разделения методических основ на структурные элементы позволит успешно решать и организационно–управленческие задачи по созданию необходимых методик и обеспечению ими практических органов.

Говоря о методических проблемах ТКО, следует отметить, что такой специфический вид деятельности, как собирание криминалистически значимой информации в аспекте раскрытия и расследования преступлений по делам о наркотиках, требует и особых методических рекомендаций, объединенных в комплекс: работа следователя и специалиста по собиранию и закреплению предполагаемых доказательств; вопросы соотношения предварительных исследований и назначения экспертиз. В связи с тем, что новые наркотические средства появляются на “черном” рынке, к сожалению, достаточно быстро, важно и всестороннее их изучение на предмет оптимального исследования. Здесь нелишне напомнить, что в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 9 “О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» указано, что экспертные методики исследования наркотических средств должны быть утверждены Постоянным комитетом по контролю наркотиков[18]. Тогда возникает вопрос – должны ли методики предварительного исследования наркотических средств (и не только их) также проходить внешнюю, вневедомственную экспертизу? “Внешнее рецензирование” подобных методик, например, специалистами соответствующих гражданских НИИ, вузов – было бы полезным с точки зрения повышения их качества, надежности и достоверности получаемых с их помощью данных.

Существенную помощь в решении проблемы недостаточного финансирования новых методических разработок, распространения и обмена ими могут оказать информационные возможности компьютерных сетей. Значимость создания компьютерных информационно–методических баз данных на региональном и федеральном уровнях и подключения их к специальным компьютерным сетям сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Обеспечение каждого рабочего места сотрудника (следователя, специалиста, эксперта) компьютерной техникой – одна из важнейших современных задач правоохранительных органов. Проблемы методического обеспечения могут быть отчасти решены путем распространения для пользователей методических материалов (с системой кодирования и декодирования информации). Для этой цели необходим паролированный доступ с каждого рабочего места сотрудника к соответствующему информационному серверу, причем в базе данных сервера должна храниться информация о личных номерах, анкетных данных и иных сведениях, индивидуализирующих сотрудников, допущенных к различным уровням методического обеспечения. Именно в этом направлении развиваются современные тенденции.

Таким образом, правовые, организационные и методические аспекты технико–криминалистического обеспечения имеют свою внутреннюю структуру, проблематику и имеют определяющее значение в плане функционирования ТКО при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств..