Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на вопросы к ГОСу.docx
Скачиваний:
55
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
505.58 Кб
Скачать

59. Внешняя политика сша на постсоветском пространстве.

Постсоветское пространство давно уже стало зоной столкновения интересов РФ и запада. на протяжении последних лет вопросы расширения НАТО на Восток, т.е. непосредственно к границам РФ, и активное вмешательство США в политику бывших советских республик постоянно повышали градус состояния международной безопасности.

Необходимо подчеркнуть, что после окончания "холодной войны" постсоветское пространство приобрело для США и НАТО приоритетное значение. при этом американские и НАТОвские стратеги исходили из того, что серьёзное влияние на их политику в этом регионе будет оказывать российский фактор, как по линии развития отношений РФ – запад, так и в плане взаимодействия Москвы с бывшими советскими республиками.

Поначалу, как отмечают российские политологи, формулируя свою политику на постсоветском пространстве, и в частности по отношению к РФ, Вашингтон исходил из намерений "применить к москве ту же самую стратегию, которую, как ему казалось, он успешно осуществлял в отношении "поверженных соперников" после Второй мировой войны". суть этой стратегии состояла в том, чтобы в максимально возможной степени "ассимилировать" бывших противников и включить их в западные структуры (политические, экономические, безопасности), не допустив, таким образом, их отчуждения от мира западных демократий.

Руководствуясь подобными соображениями, лидеры США и НАТО не только сохранили североатлантический союз, но и инициировали создание под его эгидой новых организаций и программ (например, совет североатлантического сотрудничества, созданный в декабре 1991 г., или программа "партнёрство ради мира" – в 1994 г.), направленных на развитие партнёрских связей бывших стран социалистического блока с западом.

Огромное влияние на политику альянса на постсоветском пространстве оказывает РФ. многие НАТОвские страны опасаются, что излишне наступательная и активная политика блока по отношению к бывшим советским республикам может вызвать негативную реакцию Москвы. между тем для большинства стран – членов блока конфронтация с РФ не приемлема, и сохранение стабильных отношений с ней – задача для них более приоритетная, чем развитие партнёрства с другими государствами содружества. По мнению ряда экспертов, "всё это, в конечном счёте, ведёт к тому, что в общем плане политика США(НАТО) в отношении государств СНГ сводится к тому, чтобы активно, но осторожно включаться в проблемы (противоречия, разногласия, трудности, вызовы), возникающие в системе отношений этих стран, прежде всего и главным образом в системах их взаимосвязей с РФ".

При этом в качестве универсального инструмента реализации подобной политики на постсоветском пространстве военно-политическое руководство альянса стало активно использовать механизмы развития международного военного сотрудничества в рамках программы "партнёрство ради мира" (ПРМ), которую НАТО осуществляет с января 1994 г. следует отметить, что её главной задачей стало налаживание сотрудничества с партнёрами в центральной и Восточной Европе, на Кавказе и в центральной Азии. на первых порах в программе принимали участие 27 государств – членов ОБСЕ, а в настоящее время к ней присоединились почти 50 стран, в том числе все постсоветские государства. Официально целями ПРМ объявлены расширение и активизация политического и военного сотрудничества, повышение стабильности, снижение угрозы миру, а также укрепление отношений путём формирования атмосферы приверженности практическому сотрудничеству и демократическим принципам североатлантического альянса.

Однако на практике в рамках программы решаются вполне конкретные задачи: добиться "прозрачности" процессов военного планирования и формирования оборонных бюджетов государств (по мнению экспертов НАТО, формирование военного бюджета страны и его расходование должны быть как можно более открытыми для общества); установить в странах-партнёрах демократический контроль над Вооружёнными силами; повысить уровень знаний и умений, необходимых участникам программы для участия в миротворческих, спасательных и гуманитарных операциях.

В рамках ПРМ страны-партнёры, участвуя в конкретных программах, сотрудничают с НАТО на нескольких уровнях, последовательно повышая степень своей интеграции с НАТОвскими структурами.

Программа индивидуального партнёрства (IPP) предусматривает широкий спектр тех видов деятельности, по которым государство-партнёр желает строить отношения с НАТО. ежегодно в рамках IPP проводится около 1500 мероприятий. Основное внимание уделяется участию военнослужащих государства-партнёра в манёврах, проводимых НАТО.

Программа планирования процессов и анализа (PARP) производит оценку соответствия оборонной сферы государства-партнёра стандартам НАТО. параллельно в структурах национальных Вооружённых сил создаются миротворческие подразделения, которые принимают участие в том числе и в операциях НАТО в Афганистане и Ираке.

План действий по индивидуальному партнёрству (IPAP) был обнародован на пражском саммите НАТО в ноябре 2002 г. Одной из первых его участниц среди постсоветских государств стала Грузия (в 2004 г.). IPAP охватывает конкретные мероприятия по интеграции государства-партнёра в НАТО. Одновременно план определяет те сферы, в которых члены альянса могут оказать помощь государствам-партнёрам, организуя периодические консультации по вопросам региональной безопасности, оказывая помощь в разработке стратегии безопасности и военной доктрины, совершенствовании оборонного и бюджетного планирования и взаимодействия с силами НАТО, в реформировании системы подготовки военных кадров, развитии систем управления войсками и оружием, военной науки. IPAP подразумевает полный переход штатов и структур военных соединений государства-участника на стандарты НАТО.

Для государств-партнёров, которые намерены углубить отношения с НАТО, разрабатывается также План действий сотрудничества по созданию оборонных институтов (PAP-DIB) , в рамках которого предлагаются конкретные оборонные реформы, направленные на достижение трёх целей: внедрение "прозрачного" и демократического контроля в сфере обороны, обеспечение гражданского участия в развитии политики безопасности, приведение в соответствие со стандартами НАТО законодательства в области обороны.

Таким образом, ПРМ представляет собой механизм, объединяющий союзников по НАТО и их партнёров в рамках широкой программы совместной деятельности в области обороны и безопасности, которая включает и чисто военное сотрудничество, и сотрудничество в областях, связанных с обороной (управление кризисами, гражданское чрезвычайное планирование, управление воздушным движением, разработка вооружений). при этом в работе по программе ПРМ прямо или косвенно участвуют практически все органы НАТО, поэтому углубление сотрудничества в рамках этой программы неизбежно сближает участвующие в ней страны с североатлантическим альянсом и готовит почву для принятия новых членов в эту организацию.

Анализируя комплекс вопросов взаимодействия РФ, США и НАТО, следует учитывать, что за последние 20 лет в США и на западе в целом сформировалось представление о РФ как о "слабом противнике". Во многом причиной такого отношения стали события 1989–1991 гг. – "освобождение" Восточной европы, объединение Германии на условиях запада и "мирный развал" СССР. Но после жёсткого ответа РФ на агрессию Грузии против Южной Осетии на западе во многом пересмотрели свои оценки. Однако европейские и американские эксперты по-прежнему считают, что нельзя уступать РФ в вопросах расширения её зоны влияния на постсоветском пространстве, и поэтому, несмотря на декларации о сотрудничестве, взаимоотношения североатлантического союза и РФ в ближайшее время будут оставаться напряжёнными.

Цветные революции

В начале XXI века США нашли, как это виделось из Вашингтона, абсолютное оружие в борьбе за укрепление своего влияния на постсоветском пространстве (и, соответственно, геополитического оттеснения РФ) в виде так называемых «цветных революций». Еще несколько лет назад казалось, что РФ остается лишь подсчитывать геополитический ущерб, видя, как сжимается вокруг ее границ новое кольцо, формируемое в рамках осуществляемого Западом (во главе с США) глобального проекта демократизации.

И действительно, начиная с 2003 года произошла смена правящих режимов в некоторых новых независимых государствах, причем на режимы еще более антироссийские и откровенно проамериканские. В этих событиях были задействованы финансовые и организационные ресурсы таких заокеанских правительственных и неправительственных структур, как Национальный демократический институт при Демократической партии, Международный республиканский институт при Республиканской партии, Госдепартамент США, Агентство США по международному развитию (USAID), «Фридом хаус» и Институт «Открытое общество» Джорджа Сороса.

Пришедшие к власти в результате «цветных революций» правящие круги взяли курс на превращение своих стран в своего рода «прифронтовые государства», с тем чтобы, с одной стороны, обеспечить мобилизацию своих социумов под антироссийскими лозунгами, а с другой - доказать Вашингтону и Брюсселю свою полезность в качестве барьера на пути «русского экспансионизма». В рамках этой стратегии 2 декабря 2005 года в Киеве было учреждено Содружество демократического выбора (СДВ) - «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона». В Содружество вошли такие страны, как Украина, Грузия, Молдавия, Румыния, Македония, Литва, Латвия, Эстония.

Впрочем, в настоящее время инспирированная США волна «цветных революций» пошла на спад. Провал «цветных революций» в Азербайджане и Казахстане в 2005 г., в Белоруссии в 2006 и в 2010 г.г., победа на президентских выборах на Украине в феврале 2010 г. В.Януковича, свержение клана Бакиевых в Киргизии в апреле 2010 г. - все это означает, что у РФ появилась возможность взять реванш за геополитические поражения девяностых и «нулевых» годов. (Б.Форест, редактор «Дипломатического курьера»)

В последнее время, однако, в Соединенных Штатах исчезает былой энтузиазм в отношении «цветных революций» как универсального рецепта подрыва российского влияния в Евразии. Как указывается в докладе «Американская политика в отношении РФ: верный путь», подготовленном в марте 2009 года влиятельными американскими исследовательскими центрами, Никсоновским центром и Центром Белфера Гарвардского университета.

Эти перемены в умонастроениях американских правящих кругов не были случайны. События августа 2008 года на Кавказе стали наглядным примером несостоятельности политики демонстративного игнорирования РФ, проводившейся США и НАТО после окончания холодной войны. И дело не только в молниеносном разгроме грузинской армии. Сокрушительное военное поражение потерпел союзник Соединенных Штатов, а официальный Вашингтон практически ничем не смог ему помочь.

Американские военные на постсоветском пространстве

Между тем американское военное проникновение на постсоветское пространство вызывает закономерную озабоченность у Москвы. К сожалению, у российского военно-политического руководства имеются все основания для такого рода выводов. Так, в рамках программы Европейского командования «Поддержка и стабильность» вооруженным силам Грузии была оказана большая военно-техническая помощь - формально для обеспечения участия грузинских вооруженных сил в составе коалиционных сил в Ираке.

Еще одним примером проникновения Европейского командования в регион Кавказа и Центральной Азии является инициатива «Каспийская стража», в рамках которой США оказывают помощь вооруженным силам Азербайджана и Казахстана. Эта помощь включает обучение специалистов, поставки странам региона американских радиоэлектронных средств наблюдения и разведки, модернизацию судов и средств связи. Сотрудничество направлено на совершенствование специальной морской подготовки военнослужащих этих двух прикаспийских стран, а также на повышение эффективности их действий по обнаружению ОМУ, увеличение их способности к быстрому реагированию, дальнейшему обустройству границы.

В странах Балтии в интересах американских ВВС могут быть задействованы аэродромы в Латвии, Литве, Эстонии. На некоторых из них уже проведены необходимые работы по приведению их к стандартам НАТО, а также по подготовке взлетно-посадочных полос для приема тяжелых военно-транспортных самолетов.

В рамках реализации программы «Балтнет» развернуты и введены в действие региональный (Кармелава, Литва) и национальные центры системы контроля воздушного пространства и управления воздушным движением (Эстония - в районе Эмари, Латвия - в районе Риги). Завершены исследования по определению необходимого количества радиолокационных постов ПВО и оптимального варианта их размещения на территориях стран Балтии. По оценке западных экспертов, в состав системы должны войти восемь развертываемых в этих странах постов ПВО, оснащенных современными трехкоординатными РЛС американского производства. Два из них - Келлавере (Эстония) и Аудрини (Латвия) - уже введены в эксплуатацию и функционируют в дежурном режиме.