Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СЖД.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
116.03 Кб
Скачать

10) Фромм

Эрих Фромм - единственный крупный представитель реформированного психоанализа, создавший оригинальную и целостную концепцию религии. Религиоведческая концепция Фромма является органической частью созданной им панорамы социальной и духовной жизни человека, его прошлого, настоящего и будущего. Она интересна не только как яркая страница деятельности самого Фромма, не только как важная веха в развитии психоанализа в целом, но и как концентрированное выражение тех духовных исканий, которые на рубеже 60-х годов охватили широкие круги буржуазной интеллигенции и молодежи на Западе.

Сам Фромм квалифицирует свое учение как "диалектически и гуманистически ориентированный психоанализ", а себя называет "радикальным гуманистом", подчеркивая тем самым свою связь с традициями европейского гуманизма. Научно-практической базой "гуманистического психоанализа", по утверждению Фромма, являются идеи З. Фрейда, создавшего "науку о человеческой иррациональности", социально-философской основой - идеи К. Маркса, раскрывшего "социальные детерминанты человеческого поведения" "Я,- писал Фромм,- пытался увидеть в учении Фрейда т истину, которая продолжает сохранять свое значение, и выступал против тех его положений, которые нуждаются в пересмотре. То же самое я пытался сделать в отношении теории Маркса. И, наконец, я попытался прийти к синтезу, который следует из критического усвоения обоих мыслителей". Так, "социологизированный" Фрейд и "ревизованный" в мелкобуржуазном духе Маркс, приправленные экзистенциальной философией, стали теоретическим фундаментом "гуманистического психоанализа".

Фромм не скрывает, что "гуманистический", или "экзистенциальный", психоанализ является "выражением духовного кризиса западного человека и поисков выхода из него". Он исходит из убеждения, что современное капиталистическое общество жестоко разрушает человека, подавляет его естественные потребности, извращает его природные побуждения. Человек "умер", с горечью констатирует Фромм, катастрофа неизбежна, если срочно не принять необходимые меры. Эта исходная позиция определяет структуру всех его произведений. О чем бы ни писал Фромм, он неизменно возвращается к трем кардинальным проблемам: что есть человек и каковы условия его существования, в чем коренятся причины "патологии цивилизованных обществ", каковы пути "исцеления" человека и общества.

Религия, по мнению Фромма, представляет собой специфически человеческое явление, возникающее одновременно с выделением человека как разумного и самосознающего существа из царства природы. Религия - это изначальное и аутентичное выражение "человеческой ситуации", форма осмысления человеком фундаментальных проблем своего существования. Стремясь преодолеть конфликт между телом и душой, между своей животной природой и духовной сущностью, человек вынужден прибегать к различного рода рационализациям. Он мучительно ищет ответ на вопрос, поставленный самим фактом его рождения: как преодолеть страх, страдание, одиночество, как обрести любовь и гармонию с миром? В поисках ответа он конструирует в своем сознании всеобъемлющую картину мира, помогающую ему осознать себя, природу и общество и служащую своеобразным ориентиром в бесконечном многообразии явлений жизни. Но человек не только мыслящее, но и чувствующее существо. Он не может удовлетвориться рассудочно-сухой схемой мироздания. Человеку нужен некоторый идеальный объект (идея, цель), которому он мог бы всецело посвятить себя и в этом бескорыстном служении реализовать свою сущность и обрести полноту бытия. Эту потребность в основе ориентации и объекте поклонения Фромм относит к числу экзистенциальных потребностей человека и видит в ней источник и внутренний стержень религии.

Его обличение теистических и нетеистических форм идолопоклонства и авторитаризма не имеет ничего общего со стремлением искоренить религию. Напротив, оно призвано заставить погрязшего в мирской суете обывателя осознать всю глубину своего духовного падения и почувствовать неодолимую потребность в религиозном обновлении. Поэтому не умаляя значения критики Фроммом современных массовых религий, дискредитировавших себя связью с власть имущими классами, неспособных воплотить в жизнь ни один из провозглашенных когда-то принципов, следует все же подчеркнуть, что патетическое обличение религиозного авторитаризма и настойчивые поиски альтернативного решения в конечном итоге преследуют цель убедить читателя в возможности и необходимости существования религии с "гуманистическим" лицом, - религии, способной продуктивно разрешить фундаментальные проблемы человеческого существования.

Спасти человечество может лишь новая религия, свободная от авторитаризма и догматизма, способная преодолеть инертность и консерватизм массового сознания, открывающая перед запутавшимся в своих проблемах человечеством новые горизонты социального и духовного развития. Эту миссию, по мысли Фромма, и должна выполнить сконструированная им "гуманистическая религия".