Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СУ 1 - СУ как теория.docx
Скачиваний:
51
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
548.31 Кб
Скачать

1. Нефинансовая (социальная) отчетность компаний

Декларация бизнесом своей социальной ответственности перед обществом требует подтверждения. Одним из способов информирования общества и государственных органов о реализации принципов КСО является социальная отчетность.

Регулярная практика социальной отчетности бизнеса началась в середине 1990-х гг., хотя отдельные корпорации пытались внедрять нефинансовую отчетность гораздо раньше. Так, к 1940-м гг. относят первое использование термина «социальный аудит», а в 1960-е была показана возможность социального аудита как эффективного инструмента для менеджмента и средства влияния стейкхолдеров на политику компании. Сегодняшняя практика подтверждает его мнение. Хотя бизнес добровольно участвует в улучшении жизни общества, некоторые страны превратили социальную отчетность в инструмент государственной политики. Франция, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Великобритания приняли закон об обязательной социальной отчетности компаний.

Сама же нефинансовая (социальная) отчетность появилась в 1970-е гг., когда по Европе прокатились крупномасштабные забастовки. По этой причине Франция вводит стандарт Bilan Social, предписывающий компаниям с персоналом более 300 человек регулярно представлять отчеты о соблюдении норм трудовых отношений. Аналогичный стандарт Sozialbericht принимается в Германии, но немецкие компании представляли отчеты на добровольной основе. В это время и многие американские корпорации начинают выпускать социальные отчеты.

Но до конца 1990-х гг. такие отчеты были единичны. Одной из причин было отсутствие международных стандартов по их подготовке. Второй причиной стала трудность оценки показателя устойчивого развития. Данный показатель вербально хорошо объясняет взаимосвязь социальных и экологических аспектов деятельности компании, но его с трудом удается выразить количественно в финансовых или производственных данных.

В настоящее время наиболее перспективным подходом считается комплексная оценка КСД. Чтобы ее оценить, было разработано около 30 международных стандартов нефинансовой отчетности, которые можно найти на сайте Ассоциация менеджеров России www.amr.ru.

В практике нефинансовой отчетности чаще всего используются следующие стандарты.

Самый распространенный – стандарт GRI «Руководство Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития», разработанный независимой организацией Global Reporting Initiative. Он структурирован по принципу триединого результата в экономике компании, экологии производства и социальной политике. Он позволяет в наибольшей степени показать информацию в области социально-экологической ответственности компаний, т.к. включает 46 основных и 33 вспомогательных показателя результативности компаний. Хотя стандарт GRI предлагает множество показателей социальной и экологической ответственности, компании могут применять его частично или использовать только общие принципы GRI.

Международный стандарт AA 1000S (AccountAbility 1000S) разработан в 1999 г. британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute for Social and Ethical Accountability), известным как AccountAbility. Это серия процессных стандартов, которая служит форматом поддержки GRI и других стандартов, устанавливая процедуры взаимодействия со стейкхолдерами, разработки социального отчета и принципы оценки и верификации.

Стандарт SA 8000, хотя и считается международным, официально не принят ни одной из международных организаций. Он создавался как инструмент для решения социальных проблем компаний, разместивших основные производства в странах третьего мира. Данный документ имеет высокий статус благодаря своей идеологической основе, представленной Общей декларацией прав человека, Конвенциями ООН по правам детей, по ликвидации всех форм дискриминации, рекомендациями МОТ и других служб по защите прав человека. Он устанавливает нормы ответственности работодателя в области условий труда по 9 основным разделам – от занятости детей в производстве до стандартизации системы менеджмента. Он также определяет этические критерии при производстве товаров и услуг, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности менеджмента.

Еще одни международный стандарт – фондовый Индекс Доу-Джонса по устойчивому развитию (DJSI) был введен по инициативе самого бизнеса в 1999 г. Он определяет место компании в мировом (европейском) табеле о рангах по устойчивому развитию, рассчитывая 50 показателей по 3 направлениям (экономика компании, экология и социальная деятельность). Так, общемировой индекс рассчитывался для 2500 компаний, но 10% из них были отобраны в качестве наиболее инвестиционно привлекательных. Жесткие требования стандарта подтверждает отсутствие данного индекса у российских компаний: до 2009 г. ни одна из 16 российских компаний, обращавшихся с просьбой о присвоении им индекса DJSI, не смогла его получить.

Растущее воздействие результатов деятельности ТНК на окружающую среду требует ужесточения экологических параметров и разработки новых стандартов. Известный стандарт ISO 14000 недавно сменил новый стандарт ISO 26000, который разрабатывался с учетом мнений экспертов из 120 стран и в согласовании со стандартами OHSAS 18000 и SA 8000. Нельзя не отметить отношение постсоветских стран к данному стандарту: Украина и Казахстан поддержали версию ISO 26000, Россия – воздержалась, Беларусь – отказалась от поддержки этой версии.

В зависимости от целей компаний, ее отчетность по социальной и экологической ответственности может осуществляться в 5 основных видах:

- специальный раздел в годовом отчете;

- социальный отчет, в котором отражены все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний; составляется в свободной форме, вне формата международных стандартов КСО;

- экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на ОС, показатели и затраты на экологическую политику;

- отчет о социальной и экологической ответственности с частичным применением показателей международных стандартов, включающий описание миссии, ценностей и стратегические цели компании, а также социальные мероприятия и проекты в диалоге со стейкхолдерами;

- отчет об устойчивом развитии, использующий показатели стандартов GRI, АА 1000S и включающий все аспекты корпоративной стратегии, социальной и экологической политики компании.

Подготовка полноценного социального отчета является весьма трудоемкой процедурой, требующей больших усилий, времени, затрат, привлечения компетентных консультантов для подготовки социальных отчетов и их верификации. Неслучайно нефинансовая социальная отчетность практикуется именно крупным бизнесом, заинтересованным в выходе на международные фондовые рынки, привлечении зарубежных инвесторов.

По данным организации GRI, число компаний, выпускающих отчеты по ее стандартам, растет с каждым годом. Если в 2007 г. их было 714, то в 2009 г. – 1386. По данным на конец июля 2010 г. 494 компании из разных стран уже опубликовали свои социальные отчеты [см: www.globalreporting.org].

В то же время число российских и белорусских компаний в списке GRI невелико. Так, в 2009 г. на сайте организации GRI были зарегистрированы отчеты 4 российских компаний – ОАО «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Роснефть» и ООО «НОВОГОР-Прикамье».

Российские компании используют разные виды социальной отчетности: одни разрабатывают свои нефинансовые отчеты с использованием показателей стандартов GRI и АА1000S («Норильский никель», ОАО «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «МХК «Еврохим», РАО «ЕЭС России», «ВАТ Россия»), другие – в соответствии со стандартом UN GC (ОАО «РУСАЛ»). Позитивной тенденцией последних лет можно считать переход корпоративных социальных отчетов в самостоятельный инструмент анализа и оценки деятельности компаний в сфере экономического роста, социального развития, экологической безопасности.

Одновременно в Российской Федерации обсуждается вопрос разработки национальных стандартов нефинансовой отчетности. Однако, наверно, не стоит изобретать очередной «российский велосипед» в этой области. Целесообразнее внедрять достаточно «мягкие» международные стандарты, которые унифицированы и понятны всему развитому миру и лидерам третьего мира, таким как Бразилия, Аргентина, Чили, Южная Корея и т.д.

Что касается Беларуси, то отечественные компании и предприятия еще только приходят к пониманию важности нефинансовой отчетности, в связи с чем информации об их социальных отчетах очень мало. Регулярно готовит такой отчет ИП «ВАТ-Белорусь». Первые социальные отчеты и отчеты в области устойчивого развития отечественные компании представили в 2009 г. Это были победители различных номинаций конкурса «Брэнд года-2009»: ОАО «Савушкин продукт» и «Бабушкина крынка», ООО «Милавица», «ТРАЙПЛ», Пивоваренная компания «Сябар», ЗАО МТБанк и др. С их социальными отчетами победителей разных лет можно ознакомиться на сайте /www.bestbrand.by/sobbrand/paketi/. Из белорусских государственных компаний первым с 2009 г. и пока единственным социальный отчет GRI представляет РУП «БМЗ» www.belsteel.com/doc/soc2008ru.pdf.

Белорусская практика подготовки социальных отчетов имеет свою специфику. Если в России социальная отчетность в силу своей трудоемкости практикуется главным образом крупным бизнесом, то в Беларуси различные виды социальных отчетов представляет как крупный, так и средний бизнес.