Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
15-25 зар.лит..docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
64.57 Кб
Скачать

Генрих Манн - сатирик-реалист. Идейно-художественная специфика романов «Верноподданный» и «Учитель Гнус». Г.Манн об идеологии и системе воспитания реакционного пруссачества.

Всемирную известность принес Манну его роман «Верноподданный», который был закончен перед первой мировой войной. В 1916г. Он был напечатан в количестве всего лишь десяти экземпляров. Роман «Верноподданный» наряду с романами «Бедные» (1917) и «Голова» (1925) составил трилогию «Империя». Роман «Верноподданный» показал всему миру, как жалкий, веками придавленный, аполитичный филистер превращается в зверя и эксплуататора. Центральный персонаж романа – фабрикант Дидерих Геслинг. Он груб, лицемерен, ужасающе невежествен. Он труслив, падает духом при любой неудаче, но горд, фанфаронит, когда чувствует за собой силу. Манн показывает героя в развитии, называет силы, формирующие этого негодяя: филистерская семья, гимназия, где поощряется наушничество и подхалимство, затем – университет. Манн описывает возникновение шовинистических организаций. Наука вытесняется солдатским сапогом. Затем – военная служба, брак по расчету, ряд самых гнусных интриг, политические сделки. И Дидерих уже столп империи, глава промышленного концерна. Идейный багаж его невелик, его основа - национализм, шовинизм. Его идеал – великолепный кайзер Вильгельм. Император – такой же ничтожный, но страшный, опасный филистер, как и фабрикант. Манн анализирует политическую борьбу. Это очень важная историческая картина: он показывает, как милитаристы пробивались к власти, оценивает слабость демократических мил страны: рабочее движение ослабляется оппортунистами, либералы 1848 г совершенно беспомощны. Роман сочетает две худ-ные тенденции, редко сливающиеся в рамках единого целого. Эти тенденции – резкость, гиперболичность, нарочитая односторонняя выборочность сатиры и многогранность, пластическая и психологическая полнота объективного живописания. Роман не оставляет не осмеянным ни один аспект национализма, ни одну соц.прослойку. В книге изображаются немецкие рабочие. Но писатель еще далек от пролетариата, мало его знает и не понимает. Гораздо лучше знает он социал-демократических вожаков. Манн создает яркий образ предателя рабочих Фишера, гения компромиссов. Фишер идет на соглашение с Дидерихом. И в этом случае Манн создает правдивую, очень ценную историческую картину. Он вскрывает, как социал-демократы не сумели дать отпор милитаристам. Такие, как Фишер, любезно уступили власть фашистам.

Сатирическое начало определило пафос одного из наиболее известных романов, созданных Г. Манном до первой мировой войны, - "Учитель Гнус, или Конец одного тирана" (1905). Юношеские впечатления автора от учебы в гимназии далеко не исчерпывают содержания книги, хотя и сыграли решающую роль в обращении писателя к теме школы. Известно, как презирали братья школу с ее духом пруссачества, с ее, по выражению Т. Манна, "методами дрессировки". Герой этого романа - учитель Нусс, прозванный учениками Гнусом (в оригинале роман называется "Professor Unrat"; настоящая фамилия учителя - Rat. Unrat - по-немецки - нечистоты, отбросы); вокруг него и строится все повествование. Г. Манн показывает тирана, трусливого и мстительного, видящего в каждом ученике лишь "серое, забитое, коварное существо", "мятежника" и "тираноубийцу". Все помыслы Гнуса сводятся к маниакальной страсти "поймать с поличным", во что бы то ни стало испортить карьеру тому, кто осмелился назвать его "этим именем". А поскольку Гнус подвизается в местной гимназии более четверти века, то для него "школа не заканчивалась дворовой оградой; она распространялась на все дома в городе и в пригороде, на жителей всех возрастов", в конечном счете - на все человечество. Запоздалая страсть к "артистке Фрелих" и союз с нею довершают деградацию Гнуса: он превращается сначала в завсегдатая, а затем и в содержателя грязного притона. Даже самые респектабельные и благонамеренные бюргеры со своими судьбами и кошельками оказываются у ног Гнуса. Такая трансформация воспринимается как вполне закономерное явление: Гнус, и прежде развращавший души своих учеников, в новых обстоятельствах лишь прибегает к новым средствам растления. Школа, которая порождена соответствующей государственной политикой и олицетворением которой является Гнус, была в буквальном смысле преддверием прусской казармы. Гимназический класс, а затем притон в доме учителя - это кайзеровская империя в миниатюре, империя, в которой гнусы носят свое имя "как венок победителя", творят преступления во имя того, чтобы действительно можно было сказать: "Ни одного, ни одного человека!" Позднее краткую, но выразительную характеристику "тому неумолимому, попирающему человеческое достоинство, автоматически действующему организму, каким была гимназия", эта страшная сила, "живьем и без остатка проглатывающая человека", Г. Манн даст и на страницах "Верноподданного". Будет опубликовано в 1914 г. и еще одно произведение, продолжившее традицию сатирического изображения школы, -роман видного немецкого писателя Л. Франка "Шайка разбойников".

Новаторская социально-этическая установка, положенная в [187] основу лучших произведений Г. Манна, таких, как "Учитель Гнус" и "Верноподданный", потребовала от писателя и ее новаторского художественного осуществления. В обеих книгах из всех изобразительных средств доминируют гипербола и гротеск. Гротескны не только персонажи, в том числе многие эпизодические (не случайно роман "Верноподданный" оставляет впечатление массовости типа, определенного в названии произведения), но и ситуации, побуждающие читательское восприятие работать в предусмотренном автором направлении. Уничтожающе сатиричен Манн во внешних и характерологических деталях. Так, грязный кабак, в котором выступает "артистка Фрелих", носит претенциозное название "Голубой ангел", а уборную певички Гнус именует "классом" или "каталажкой". Если Гнус отбивает у своих учеников всякий интерес к изучаемому произведению, просто превращая его "мелодию" в "звуки разбитой шарманки", то Геслинг идет дальше: например, ловко манипулируя музыкой и текстом оперы Вагнера "Лоэнгрин", он трактует их в шовинистическом духе. Своего героя, для которого "лучший вид эстетического наслаждения" - это витрина колбасного магазина, автор заставляет "теоретизировать" по поводу искусства вообще: роман для Геслинга - "не искусство", зато к "истинно немецкому искусству" он относит портретную живопись, - "конечно, потому, что можно писать портреты кайзера".

Большое место в палитре сатирических красок занимают речевые характеристики персонажей, "говорящие" имена. Основные формы повествования в романе - диалог и монолог, причем последний представлен самыми различными видами публичных выступлений, приобретающих пародийный характер.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]