Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по социальной антропологии.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
254.98 Кб
Скачать

20. Основные идеи и направления исследований представителей диффузионизма ф. Ратцеля и у. Риверса

Основателем диффузионизма принято считать профессора эт­нографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля (1844-1904), который первым обратил внимание на закономерности распределения явлений культуры по странам и зонам. У эволю­ционистов культурные явления рассматривались независимо от конкретных условий их возникновения. Ратцель же одним из пер­вых поставил вопрос о явлениях культуры как признаках связи народов: расы смешиваются, языки появляются и исчезают, само­название народностей меняется, и только культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия. Поэтому важнейшая зада­ча науки - изучить распространение предметов культуры.

Свои идеи Ратцель изложил в многотомных исследованиях: «Антропогеография» (1882-1891), «Народоведение» (1885-1895) и «Земля и жизнь» (1897), где он попытался нарисовать общую кар­тину расселения человечества по земной поверхности и развития культуры в связи с географическими условиями. Для этого он очень обстоятельно исследовал все формы воздействия природ­ной среды как на внутреннюю жизнь народа и становление его культуры, так и на характер сношений между народами.

Главные идеи своей концепции культуры Ратцель сформулиро­вал в «Антропогеографии», в которой он проанализировал гео­графическое распространение предметов материальной культуры (этнографических предметов, по его терминологии) в связи с рас­пространением народов - носителей этих предметов. Вызванные природными условиями различия между культурами народов, ут­верждал Ратцель, постепенно сглаживаются благодаря пространственным перемещениям этнографических предметов через куль­турные контакты народов. Последним Ратцель уделял особое внимание, рассматривая подробно различные формы взаимодей­ствия народов: переселения племен, завоевания, смешение расо­вых типов, обмен, торговля и пр. Именно в процессе этих взаимо­действий происходит пространственное распространение культур. На практике это выражается в форме распространения этногра­фических предметов, роль которых значительно важнее, чем язы­ков или расовых признаков. Расовые типы постоянно смешивают­ся между собой, и поэтому все современные расы смешанные. Язык как этнический признак более устойчив, чем раса, но и он с течением времени меняется или вытесняется другими языками. Предметы же материальной культуры гораздо дольше удержива­ются и сохраняют свою форму и ареал своего распространения по сравнению с другими явлениями культуры. Народы, по мнению Ратцеля, изменяются, гибнут, а предмет материальной культуры остается тем, чем он был. Поэтому изучение географического распространения этнографических предметов является наиболее важным при исследовании культур.

Ратцель выделял два способа перемещения элементов культур:

1) полный и быстрый перенос не отдельных предметов, а всего культурного комплекса; этот способ он называл аккультурацией;

2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. При этом он отмечал, что одни предметы (украшения, одежда, наркотики) легко передаются от народа к народу, а другие (упряжь, изделия из металла) передвигаются только вместе с носителями определенной культуры.

В трудах Ратцеля были сформулированы лишь основные поло­жения диффузионизма как самостоятельного направления в изуче­нии культур: принцип взаимовлияния культур; их изменение путем заимствования; идея одного или нескольких центров начала чело­веческой культуры. При этом самому человеку Ратцель отводил второстепенную роль в культуре (носитель этнографических пред­метов) и предполагал относительную независимость культуры от него.

Проникновение диффузионистских идей и их развитие в анг­лийской этнологии связывают с именем Уильяма Риверса (1864-1922), который, работая над книгой «История меланезийского , общества» (1914), пришел к выводу, что нельзя рассматривать развитие родственных и общественных отношений у меланезий­цев как простую эволюцию.

По его убеждению, образование но­вых культур в этом регионе происходило путем взаимодействия культур больших групп переселенцев. В Океании, полагал он, прослеживалось несколько сменявших друг друга волн заселения, каждая из которых привносила много новых элементов культуры. Например, народ ковы принес туда тотемизм, культ мертвых, культ солнца и луны, индивидуальный брак, лук и стрелы, опре­деленную форму дома и пр. Это значит, что возможно появле­ние новых культур путем смешения, а не эволюции. При этом вследствие взаимодействия и смешения нескольких культур мо­жет возникнуть новое явление, которое ранее ни в одной из взаимодействующих культур не встречалось. Здесь же Риверс выдвинул тезис, что даже малое число пришельцев, обладая бо­лее высокой технологией, может ввести свои обычаи в среду ме­стного населения. При всем стремлении избежать односторонности эволюцио­низма взгляды Риверса отличаются искусственностью и надуманностью. Так, абсолютно неясно, что это были за группы пересе­ленцев, откуда, когда, с каким культурным багажом они пришли, как развивалась их культура впоследствии. Следуя примеру дру­гих диффузионистов, Риверс совершенно произвольно трактовал эти вопросы.

При всем разнообразии взглядов сторонников диффузионизма в разных странах можно все же выделить базовые идеи, общие для всего этого направления в целом:

- представление о том, что культура является живым организ­мом, рождающимся и развивающимся в определенных географи­ческих условиях; каждый элемент культуры возникает в конкрет­ном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару;

- основными факторами развития культуры являются заимст­вования, переносы, смешение культурных элементов; перемеще­ние культур затрагивает не только предметы материального быта, но и духовные явления: мифы, культы, обычаи и пр.;

-у каждой культуры есть свой центр зарождения и распро­странения; нахождение этих центров культур составляет главную задачу этнологии;

- методом исследования культур является изучение культурных кругов или ареалов распространения элементов культуры;

- каждый элемент культуры возникает только однажды, и если составить карту его распространения, то можно определить пер­воначальное место зарождения каждого элемента.

Основная идея диффузионизма - взаимопроникновение, заим­ствование культур - была правомерна и продуктивна. В противо­вес абстрактному рассмотрению культур в эволюционизме диффузионисты поставили вопрос о географической определенности и взаимовлиянии культур разных народов. Для этого они пыта­лись найти методы сравнения, анализа сходных явлений в различ­ных культурах.

21.Психоаналитическая антропология З.Фрейда

  Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма Основы психоанализа как философской концепции били заложены З. Фрейдом. Представителями неофрейдизма были В. Райх, и Г. Маркузе. Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его, специальное изучение и широкое философское толкование. Сознание, очень важно для человеческой жизни — с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я», .которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных «во­внутрь» психики индивида социально значимых, различных иде­альных принципов, регуляторов, а также «Оно», .которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного. Многие функции нашего тела, которые обязательно связаны с деятельностью мозга, тем не менее в норме осуществляются — в чем Фрейд прав — бессознательно (психопатология демонстри­рует пагубность для человека «выхода» таких бессознательных автоматизмом в сознание). Бессознательны, но Фрейду, и некоторые наши желания и побуждения. Бессознательное «прорывается» в снах. в гипнотических состояниях, а также, например, тогда когда оно «заставляет» нас делать оговорки, описки, бесконтрольно прятать, убирать предметы и т. д. Это своего рода «низшее» бессознательное. «Высшее» же бессознательное 3. Фрейд и его сторонники связывали с процессами творчества, в которых спонтанность интуиции, воображения,«скрытое»от сознания вызревание замысла, идеи, образа, действительно, "играют очень большую роль. 3. Фрейд принимал идеал рационального причин­ного объяснения. Более того, он был искренне убежден, что продолжает традиции рационализма, ибо отвоевывает для причин­ного научного объяснения ту землю, на которую классика не неосознаваемого, бессознательного, решалась вступать,— сферу не просто нерационального, а именно неосознаваемого, бессознательного. Важное место в психоанализе отводилось некоторым стиму­лам, влияющим на жизнь человека и его психику (например, сексуальные инстинкты, сексуальный опыт). Но Фрейд преувели­чил их значение, свел их к чисто бессознательным, непреодо­лимым побуждениям, к чему критически относились даже сторон­ники психоанализа К. Г. Юнг и А. Адлер. Однако Г. Маркузе и другие авторы в период молодежного бунта 60—70-х годов именно этот мотив фрейдизма усилили, модернизировав его для объяснения процессов «сексуальной революции». Тенденции развития психоанализа в современном мире про­тиворечивы. С одной стороны, психоанализ, по крайней мере в виде некоторых частных методик, вошел в психиатрию, психоте­рапевтическую практику. В психологии и философии он стимули­ровал изучение бессознательного, которым ныне активно зани­маются во всем мире. И здесь сохраняются рационалистические научно-исследовательские ориентации, которые разделяли сам Фрейд и его крупнейшие последователи. С другой стороны, в процессе почти векового развития фрейдизма из него выра­стали также крайне иррационалистические, даже мистические формы.