Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
TOM_4.RTF
Скачиваний:
1
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
4.54 Mб
Скачать

1) Обращайтесь к пациенту через его систему ценностей

Это один из основных принципов психотерапии. Люди лучше всего поддаются воздействию через свою собственную систему ценностей. Терапевт должен признавать и быть готовым развивать индивидуальность пациента.

Я знаю два особенно хороших примера, которые иллюстрируют принцип обращения к пациенту через его систему ценностей. Первый пример — из Эриксона (1969а).

Случай матушки К.: убеждения прошлого

Матушка К. вышла замуж в возрасте 15 лет. Она происходила из фермерской семьи, где считалось, что женщинам образование не нужно. Но Матушка К. хотела выучиться читать и писать.

Ей в голову пришла мысль сдавать комнаты учителям в обмен на то, что они должны были учить ее. Но матушка К. так и не выучилась читать и писать, так как все еще находилась под влиянием раннего семейного запрета на обучение чтению и письму. Известно, что убеждения прошлого становятся ограничениями настоящего и программами будущего.

Эриксон встретился с матушкой К., когда ей уже исполнилось семьдесят лет, а он был в то время студентом-медиком. Он сказал учителям, что он научит матушку К. читать и писать и что она будет читать "Ридерз дайджест" через три недели. Это было достаточно самонадеянно с его стороны.

Эриксон сказал матушке К.: "Сядьте на пол, матушка К. Любой маленький ребенок, который не умеет ни читать ни писать, может сесть на пол". Затем он дал ей карандаш и сказал: "Любой ничего не знающий ребенок может так или иначе держать карандаш. Держите его любым способом". Матушка К. взяла карандаш.

Эриксон сказал матушке К., что ребенок может вертеть карандаш, как он хочет, и она согласилась. Затем Эриксон велел ей делать- то, что может делать любой маленький ребенок — чертить закорючки на клочке бумаги. Потом Эриксон сказал: "Очень хорошо, матушка К. Теперь вы можете писать". Матушка К. поглядела на него так, словно ему нужно было обратиться к психиатру. Она знала, что не умеет писать.

Затем Эриксон напомнил Матушке К.: "Вы выросли на ферме и жили на ферме, пока не уехали в город. Вы знаете, что такое забор. Возьмите карандаш и нарисуйте доску от забора. Еще вы можете нарисовать длинные и короткие дощечки. А это — западная сторона амбарной крыши, она будет здесь. Восточная сторона — здесь. Теперь нарисуйте длинную тонкую доску, лежащую на земле. Нарисуйте пончик".

Создав необходимую основу, Эриксон начал терапевтически управлять процессом. Он сказал ей: "Возьмите доску от забора, поставьте ее вертикально и прибейте короткую дощечку на ее вершине. Некоторые люди называют это буквой "Т", но мы будем говорить, что это доска от забора с короткой перекладиной на вершине. Теперь, если вы возьмете восточную сторону амбарной крыши и ее западную сторону и прибьете посередине межцу ними короткую дощечку, то некоторые люди могли бы назвать это буквой "А", но давайте говорить, что это амбарная крыша с прибитой поперек нее дощечкой".

С помощью такого подхода Эриксон пробудил интерес матушки К. к построению букв и построению слов. Он никогда не говорил ей, что она пишет. Он говорил, что она строит имена. Затем Эриксон показал ей словарь, указав, что это книга имен. Она могла смотреть в книгу и узнавать разные имена. Три недели спустя матушка К. читала "Ридерз дайджест".

Эриксон предъявил идеи, которых она не могла оспорить, которым она не могла возражать, которые не вызывали у нее страха — даже в глубинной части ее самой. Матушка К. 50 лет страдала от фрустрации, пытаясь научиться читать и писать, идя против того, что ей внушили в ее семье. Она не могла переступить эти внушенные ей представления. Но Эриксон и не просил ее нарушать что-либо в ее личных представлениях. Она знала, что такое забор и доски и что такое амбарная крыша с косыми сторонами. Эриксон использовал систему отсчета самой матушки К., чтобы повлиять на нее и прорваться сквозь привычную ограничивающую систему отсчета.

Случай Джона: безумная речь

Этот пример — из моей собственной практики.

С Джоном — пациентом, страдающим параноидальной шизофренией, я работал вместе с другим терапевтом, одним из моих сотрудников, которого тоже звали Джоном. Работая в течение многих недель, мы достигли такого состояния пациента, когда он мог непосредственно взаимодействовать с нами большую часть времени. И вдруг его речь превратилась в непонятную, бессвязную мешанину. Это выглядело как регресс к его хроническому состоянию, словно вся наша предыдущая терапия была напрасной.

Я множество раз пытался воздействовать на него через прямое обращение, но это оказалось неэффективным. И тут мне пришла в голову идея. Я повернулся к Джону-пациенту и сказал: "Давай вести безумный разговор. Я буду говорить с тобой как сумасшедший в течение пяти минут, а Джон-врач будет судьей — он решит, кто лучше справился с заданием".

Джон-пациент и я вели безумный разговор в течение пяти минут, затем мы оба повернулись к Джону-врачу, который взглянул на меня и сказал: "Извини, Джефф, но Джон выиграл". Я заметил, что был несколько уставшим в тот день и могу смириться со своим поражением.

Затем я повернулся к Джону-пациенту и сказал: "Давай попробуем еще. Я буду судьей, а вы — два Джона — будете вести безумный разговор в течение пяти минут".

Я подал знак, когда время вышло. Они оба повернулись ко мне. Я выразил свое сожаление пациенту, сказав: "Извини, Джон, но Джон выиграл". Джон-врач лучше справился с безумным разговором.

Затем я произнес: "Борьба так борьба" — и отдал свои часы Джону-пациенту, говоря: "Теперь Джон-врач и я будем вести безумный разговор, а ты будешь судьей и решишь, кто лучше справился с задачей".

Пациент прилежно смотрел на часы, пародируя человека, осуществляющего хронометраж. Когда время вышло, он посмотрел на меня и произнес первое связное предложение за это день: "Извини, Джефф, Джон выиграл". Впоследствии пациент говорил более связно, и мы смогли установить с ним более хороший контакт.

Итак, если ваш пациент говорит как сумасшедший, то почему бы не повлиять на него через эту модель речи — с помощью игры? Нет необходимости обращаться к пациенту с требованием "говорить нормально". Лучше использовать то, что у него имеется, и влиять на основе его собственных ценностей. Лучшие психотерапевты гибко воздействуют на пациента через его собственную систему отсчета. Заметьте также, что проблема пациента содержала ресурс и была использована в этом качестве.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]