Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1 Ягофаров.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
57.05 Кб
Скачать

1.1.3. Образование как элемент правового пространства

Термин «пространство», обозначая собою обстоятельно разработанную в философии одноименную категорию, выпол­няет конкретно-научные, оценочные, познавательные и иные функции в самых различных областях знания: «физическое пространство», «географическое пространство», «государствен­ное пространство» («государственная территория») и т.д. Применительно к предмету правовых исследований в лите­ратуре получило распространение понятие «правовое про­странство» (С.С. Алексеев, В.В. Степанищев, А.К. Черненко), под которым в самом общем плане может пониматься сово­купность материальных и нематериальных (духовных), статических и динамических составляющих социального сознания и бытия данного общества либо мирового (регио­нального) сообщества на конкретном историческом эта­пе их развития, опосредованных существованием и дей­ствием права как социального регулятора. Встречаются также и точки зрения, в соответствии с которыми понятие (правовое пространство» рассматривается как однопоряд- ковое с понятиями «правовая система общества» и «право­вая действительность»2 , характеристика которых ранее была дана в ходе изучения учебного курса «Правоведение».

Не вдаваясь в более глубокие теоретические пласты этой достаточно сложной правовой проблемы, достаточно будет указать на то, что главными и органически взаимосвязан­ными элементами правового пространства выступают пра­во, правосознание и правоотношения. Если право характе­ризует своего рода социальный фундамент правового про­странства, то правосознание — нематериальное проявление этого фундамента в сознании людей, а правоотношения — материальное проявление права в смысле волевых действий (деятельности, поведения, поступков) людей, в которых выражаются правовые начала взаимоотношений людей друг с другом.

Как известно из курса «Правоведение», термин и понятие «право», подобно термину и понятию «образование», име­ют множество своих трактовок. Это обусловлено сложив­шимся исторически исключительным много- и разнообра­зием методологических подходов к сложнейшему и «таин­ственному» (С.С. Алексеев) социальному феномену. Напом­ним, что наиболее распространенным в настоящее время является разграничение «естественного права» и «позитив­ного права». В данном случае речь идет о праве в позитивном смысле, под которым в современной правовой науке понимается система опосредованных государственной властью и обес­печиваемых уполномоченными этой властью органами, уч­реждениями, должностными лицами властных общеобя­зательных и формально определенных велений (установле­ний и предписаний), т.е. юридических норм. В дальнейшем термин и понятие «право» и соответствующие терминоло­гические сочетания и понятия, такие как («правовое регу­лирование», «правовая политика», «правоприменения» и т.п.) будут употребляться, главным образом, именно в по­зитивистском аспекте. Под таким углом зрения термин «пра­во» обозначает, прежде всего, и главным образом, совокуп­ность всех действующих, т.е. имеющих юридическую силу, в данный момент в данном обществе (здесь — в Российской Федерации) систему нормативно-правовых актов (законо­дательных, подзаконных, локальных), посредством кото­рых осуществляется правовое регулирование обществен­ных отношений. Другими словами, право в данном случае трактуется как особым образом формализованная норма­тивная система, которая находит свое специфическое отра­жение в сознании людей и реализуется через определение содержания, характера и пределы их волевых действий.

В то же время уместно напомнить, что понимание права, его природы, сущности, других качеств и свойств как фено­мена человеческой цивилизации не ограничивается одним лишь позитивистским толкованием. Об этом достаточно подробно излагалось в курсе «Правоведение», к которому мы будем систематически отправлять нашего читателя.

Второй элемент правового пространства — правосозна­ние, выступающее одной из форм общественного сознания и носителями которого являются самые разные участники общественных отношений — от индивида до нации и обще­ства в целом. В содержание правосознания включаются правовые знания, представления и убеждения, чувства, эмо­ции, социально-правовые ориентации, ценности и оценки, личностные и социальные установки и иные компоненты рационально-идеологической и эмоционально-психологи­ческой составляющих подструктуры индивидуального, группового или общественного сознания. В них находит свое отражение отношение этих носителей к праву как со­циальному регулятору, его реальному или желаемому бы­тию, к правовым ценностям, нормам, принципам, право­порядку, различным правовым требованиям и, прежде все­го, требованиям законности. В этом плане правосознание выступает, во-первых, основной составляющей личностной и общественной правовой культуры и, во-вторых, психоло­гическим и социально-психологическим основанием цен­ностной характеристики социально-правового поведе­ния людей. Другими словами, правосознание — это такая компонента правового пространства, которая характери­зует индивидуальную или общественную интеллектуаль­ную форму бытия права.

Наконец, правоотношения, будучи одной из форм соци­альных отношений, представляют собой специфическую и реально проявляющуюся в жизни, поведении людей как участников разнообразных общественных отношений юри­дическую связь между собой. Правоотношения образуются и реализуются посредством осуществления этими участни­ками предоставленных им правом юридических субъек­тивных прав (т.е. возможностей дозволенного в определен­ных пределах социально значимого поведения) и возложе­нии на них юридических субъективных обязанностей (тре­бования должного в определенных пределах социально зна­чимого поведения). Осуществление этих юридических прав и обязанностей участниками общественных отношений в реальной жизни выражается в определенных актах их во­левого, т.е. внешне выраженного и осознанного социально- правового поведения (правомерного или неправомерного). Иначе говоря, правоотношения есть, в отличие от право­сознания, волевая (материальная) форма бытия права.

Все рассмотренные основные элементы правового про­странства (правовой системы общества) имеют естествен­ным образом обусловленную «привязку» к той или иной области жизнедеятельности и, соответственно, социальным институтам, характерным для этой области. Особенности такой правовой «привязки» или, иначе, правового сопро­вождения того или иного института в значительной степе­ни определяются тем местом, которое занимает, и той ро­лью, которую играет этот институт вообще в социуме и в его правовой системе, в частности.

Сказанное полностью относится и к сфере образования. Образованию, как и всем другим социальным институтам, принадлежит свое место в правовом пространстве. Это вы­ражается в ряде моментов.

Первый момент. В сфере образования, главным обра­зом, юридического, осуществляется подготовка специали­стов для научной и профессиональной деятельности в обла­сти научной и прикладной юриспруденции. Тем самым, и сама юридическая наука, и практическая юридическая де­ятельность, и система научно-исследовательских учрежде­ний и организаций (например, Институт государства и права Российской Академии наук, Всероссийский институт зако­нодательства и сравнительного правоведения при Прави­тельстве Российской Федерации, Центр образовательного законодательства Минобрнауки Российской Федерации и т.д.), образовательных учреждений, осуществляющих как базовую подготовку по юридическим направлениям и спе­циальностям, так и повышение квалификации и переподго­товку, выступают важным элементом правового простран­ства российского общества. Важнейшим элементом право­вого пространства является, безусловно, и сама система действующего законодательства об образовании (образова­тельное законодательство), которому нами в дальнейшем будет уделено первостепенное внимание. С образователь­ным законодательством связаны два важных и близких понятия — юрисдикция и юрисдикция государства, крат­кая характеристика которых имеет немаловажное значе­ние для дальнейшего понимания материала.

В общем понятии юрисдикции отражается совокупность полномочий соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов определенного вида и юридической силы, осуществлению контроля и надзора за их осуществлением, а также разрешению правовых споров и принятию решений по делам о правонарушениях. Приме­нительно к сфере образования понятие «образовательно- правовая» юрисдикция, отражает, особенно в условиях феде­ративного государства (к таковым относится и Российская Федерация), специфику нормотворческой, контрольно-над­зорной деятельности и деятельности по разрешению обра- зовательно-правовых споров различными уполномоченными органами управления образованием — федеральными, ре­гиональными (органами субъектов РФ), муниципальными, а также самими образовательными учреждениями.

Понятие юрисдикция государства, входящее в состав познавательного инструментария науки международного права, отражает права судебных и административных ор­ганов конкретного государства по рассмотрению и разре­шению юридических дел в строгом соответствии с их ком­петенцией. Данное понятие в его образовательно-правовой «привязке» в последнее время резко актуализировалось, что обусловлено активным участием России во многих меж­дународных организациях и образовательных процессах, заключению многочисленных международных договоров, конвенций и деклараций в сфере образования. Особую ост­роту вопросы содержания и осуществления российским государством своей образовательно-правовой юрисдикции (и, тем самым, проблемы унификации и гармонизации рос­сийского образовательного законодательства с междуна­родным образовательным законодательством) приобрели в связи с подписанием Россией в 2003 г. Болонской де­кларации и подготовкой вступления нашей страны во Все­мирную торговую организацию (ВТО).

Второй момент. У участников образовательных отно­шений (речь идет в данном случае об индивидах и различ­ных категориях и объединениях — обучающихся, педаго­гических работниках, профессиональных и общественных объединений работников образования и т.п.), подпадаю­щих под образовательно-правовую юрисдикцию своего го­сударства, формируется специфическое «образовательно- правовое» сознание (индивидуальное или групповое), кото­рое во многом обусловливает их правовое поведение в сфере образования. Особенно это сказывается в условиях предос­тавляемых образовательным законодательством препода­вателям и научным работникам в сфере образования акаде­мической свободы (автономии), а также предоставлению автономии администрации образовательного учреждения в организации образовательного процесса. Особенности по­нимания своих юридических образовательных прав и обя­занностей, толкования и применения соответствующих пра­вовых норм, отношения к ним в целом, а также к стратегии и тактике образовательной политики и образовательного законодательства государства или законодательства субъекта РФ в сфере образования, может приводить к раз­личным вариантам образовательно-правового поведения, вплоть до явных нарушений требований федерального или регионального образовательного законодательства.

Третий момент. Под действием образовательного за­конодательства у всех без исключения участников образо­вательных отношений возникают, изменяются либо пре­кращаются правовые связи (правоотношения), обусловли­вающие особенности их «образовательного» поведения. Эти образовательные правоотношения возникают: а) между уче­ником(обучающимся) и учителем (обучающим); б) между педагогическим работником и образовательным учреждени­ем; в) между учителем и родителями учеников; г) между образовательным учреждением и родителями; д) между об­разовательным учреждением и соответствующим органом управления образования и т.д.

Особенности этих правоотношений в определяющей степе­ни обусловливаются их юридическим содержанием (юри­дическими правами и обязанностями), хотя в не меньшей сте­пени на это влияют психологические, педагогические, нрав­ственные, организационные и иные неправовые факторы.

Институциональная характеристика образования в кон­тексте его места и роли в правовой системе общества — важнейшая, но не единственная для анализа образователь­ной сферы как предмета правового регулирования. Не ме­нее важное, а в некотором отношении, и определяющее значение имеет рассмотрение образования как системного образования. Этому и посвящается следующий раздел.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]