Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект семинаров.docx
Скачиваний:
62
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
253.81 Кб
Скачать
  1. Требования дворянстве на наказ депутатов.

С давних пор дворяне пользовались важнейшими преимуществами в России. Обряд выбора депутатов для Большой Комиссии предоставил дворянам весьма видное место в этом собрании. Более одной трети депу­татов принадлежало к дворянскому сословию. Хотя в продолжение не­скольких столетий до созвания Большой Комиссии дворянство постепенно лишалось своего первоначального значения, хотя в особенности «табель о

рангах» при Петре Великом значительно подорвал авторитет дворянства в обществе и в государстве, все-таки существовали еще чисто аристократи­ческие элементы.

Дворянские депутаты не переставали заявлять свои требования о расширении дворянских привилегий, указывая довольно часто на заслуги своих предков.

Особенно в депутатах московского дворянства обнаруживалось соз­нание о значении и достоинстве аристократии в государстве и обществе. В наказах дворянских депутатов встречается целый ряд требований, кло­нившихся к выделению дворянства из прочих элементов народа, к обеспе­чению прав и привилегий знати. В наказе ярославского дворянства, со­ставленном, как кажется, князем М. М. Щербатовым, в восторженных вы­ражениях говорилось о добродетелях дворянства, об услугах, им оказанных отечеству; в этом документе внимание было обращено не столько на местные, сколько на сословные нужды; в нем преобладали чис­то корпоративные интересы и было заметно стремление к самоуправству, к независимости от органов правительства, к отличию от прочих сословий.

князь М. М. Щербатов, в некотором смысле протестуя против результатов законодательства Петра Великого, требо­вал — отмены прав служилого дворянства.

  1. Положение купцов и их требования.

Во время прений о правах благородных главными действующими лицами были дворяне и офицеры. Когда же Большая Комиссия в конце сентября 1767 года перешла к разбору вопроса о правах купеческого со­словия, выступили на сцену, в качестве главных ораторов, купцы и кре­стьяне.

Еще до этого существовал некоторый антагонизм между дворянст­вом и купечеством. В депутатских наказах дворян встречаются неблаго­приятные отзывы о купечестве, которое упрекали в чрезмерном корысто­любии, в старании отстранить дворян и крестьян от всякого участия в тор­говых делах и пр. В депутатском наказе ярославского дворянства было сказано следующее: «Поныне еще российское купечество, хотя пользуясь и великими привилегиями и имея внутри своего отечества самонужные вещи для чужестранных народов, еще нигде ни консулей, ни контор не учредило, и всю прибыль, какую бы могло от вывоза из заморской прода­жи иметь, торгующим народам оставляет». Дворянство решительно требо­вало права участия в коммерческих и промышленных предприятиях и да­же хотело приобрести кое-какие привилегии в этом отношении.

Все эти вопросы сделались предметом весьма оживленных прений в Большой Комиссии. Высшее дворянство, желая предоставления этому со­словию особенных прав и преимуществ, должно было и при этом случае ратовать против узаконений Петра Великого: купечество постоянно ссы­лалось на законы Петра, старавшегося поддерживать развитие торговли и промышленности, даровавшего разные монополии и привилегии и защи­щавшего купцов от нападений и притеснений других сословий.

Замечательным оратором в пользу прав купечества оказался депутат от города Рыбинска, Алексей Попов. Восхваляя Петра, он говорил о необ­ходимости поддержания всех прав купечества, протестовал против уча­стия дворян в фабричной промышленности, против участия крестьян в делах торговли и пр. В собрании было Много купцов. Не менее 69 депута­тов объявили, что они вполне согласны с заявлением Попова.

Необычайно риторически и эффектно Щербатов возражал Попову, указывая на весьма благоприятные условия, которыми пользовалось дво­рянство при устройстве разных фабрик и заводов, хвалил гуманное обра­щение дворян с крестьянами, работавшими на фабриках, принадлежавших дворянам, и протестовал против возможности лишить дворянство права заниматься фабричной промышленностью.

Купцы, пользуясь известными правами, стоя на твердой почве поло­жительного законодательства, имевшего исходной точкой реформу Петра, как видно, обвиняли князя Щербатова в некотором доктринерстве.

Впрочем, прения не привели ни к какому результату. Их польза за­ключалась в том, что вообще обсуждались, и к тому же в столь многочис­ленном собрании, вопросы, относившиеся к торговле и промышленности, к цехам, пошлинам, ярмаркам и пр.