Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект семинаров.docx
Скачиваний:
62
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
253.81 Кб
Скачать
  1. Причины поражения крестьянской войны и её историческое значение.

Восстание Болотникова относится ко времени резкого усиления крепостнической эксплуатации крестьянства, юридического оформления крепостного права. Осуществление целей восставших под руководством Болотникова крестьян и низов посада могло бы привести к существенным социальным переменам в жизни страны, к ликвидации крепостнического строя. Крестьянские восстания эпохи феодализма (в том числе и восстание Болотникова) носили стихийный характер. Это выражалось, в частности, в том, что восставшие не имели программы переустройства общества. Они стремились разрушить существующий крепостнический строй, но не знали, как построить новый. Вместо этого они выдвинули лозунг замены одного царя другим. Отсутствие ясной программы ограничило задачу движения борьбой с конкретными носителями угнетения в той или иной местности без установления сколько-нибудь прочной связи между различными очагами восстания, вызывало организационную слабость движения. Отсутствие класса, способного возглавить это движение, преодолеть его стихийный характер, выработать программу движения и придать ему организационную крепость, определило и самый исход восстания. Ни мужество участников восстания, ни таланты руководителей не могли устранить его слабых сторон, обусловленных самой природой восстания. Великая заслуга восставших в 1606 г. заключалась в том, что они развернули первую в России крестьянскую войну против феодального гнёта.

Последствия:

  • рост крестьянского движения;

  • война расшатывала феодальный строй и тем самым способствовала утверждению новых социально-экономических отношений;

  • на 40 лет было отстранено окончательное закрепощение крестьян в России.

3 Окончательное закрепощение крестьян в России в сер. XVII в. Соборное уложение 1649 г.

  1. Городские восстания сер. XVII в.

Московское восстание (соляной бунт).

Причины бунта. Московское восстание 1648 года было реакцией низших и средних слоев населения на политику правительства боярина Бориса Морозова. При нём во время проведения экономической и социальной политики получили развитие коррупция и самоуправство, значительно возросли налоги. Различные слои общества требовали изменений в политике государства. С целью снять напряжение, возникшее в сложившейся ситуации, правительство Морозова решило частично заменить прямые налоги косвенными. Некоторые прямые налоги были снижены и даже отменены, зато в 1646 году дополнительной пошлиной были обложены активно использующиеся в быту товары. В том числе налогом была обложена и соль, что вызвало её подорожание с пяти копеек до двух гривен с пуда, резкое сокращение её потребления и недовольство населения. Причина недовольства в том, что соль в тот период была основным консервантом. Поэтому в связи с подорожанием соли срок годности множества продуктов питания резко сократился, что вызвало всеобщее возмущение, особенно у крестьян и купцов. В связи с вновь нараставшим напряжением в 1647 году соляной налог был отменен, но образовавшаяся недоимка продолжала взыскиваться посредством прямых налогов, в том числе и тех, которые были отменены. Недовольство выражали в первую очередь чернослободчики, которые подвергались (в отличие от жителей белой слободы) наиболее сильному гнету.

Хронология бунта. Непосредственным поводом к восстанию послужила неудачная делегация москвичей к царю 1 июня 1648 года. Когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря, большая толпа народа на Сретенке остановила лошадь царя и подала ему челобитную, направленную против влиятельных сановников. Одним из главных пунктов челобитной было требование созыва Земского Собора и утверждения на нем новых законодательных актов. Однако, вместо того, чтобы принять челобитную, царь отдал приказ стрельцам разогнать толпу. На следующий день горожане ворвались в Кремль и, не поддаваясь уговорам бояр, патриарха и царя, вновь пытались вручить челобитную, но бояре, разорвав челобитную в клочья, бросили ее в толпу челобитчиков.

В тот же день, 2 июня на сторону горожан перешла большая часть стрельцов. Народ ворвался в Кремль, требуя выдачи начальника Земского приказа Леонтия Плещеева, ведавшего управлением и полицейской службой Москвы, думного дьяка Назария Чистого — инициатора соляного налога, боярина Морозова и его шурина окольничего Петра Траханиотова. Восставшие подожгли Белый город и Китай-город, разгромили дворы наиболее ненавистных бояр, окольничих, дьяков и купцов. 2 июня был убит Чистой. Царю пришлось пожертвовать Плещеевым, который 4 июня был выведен палачом на Красную площадь и растерзан толпой. Траханиотов пытался спастись бегством, но 5 июня был пойман и также убит. Морозова царь отстранил от власти и 11 июня отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Не участвовавшие в восстании дворяне воспользовались движением народа и 10 июня потребовали от царя созыва Земского собора.

В 1648 году восстания произошли также в Козлове, Курске, Соли Вычегодской и других городах. Волнения продолжались до февраля 1649.

Итоги бунта. Царь пошел на уступки восставшим: было отменено взыскание недоимок и созван Земский собор для принятия нового Соборного Уложения. Впервые за долгое время Алексей Михайлович самостоятельно решал основные политические вопросы.

12 июня царь специальным указом отсрочил взимание недоимок и тем внёс некоторое успокоение в среду восставших. Видные бояре звали стрельцов себе на обеды с целью загладить бывшие конфликты. Выдав стрельцам двойное денежное и хлебное жалованье, правительство раскололо ряды своих противников и получило возможность провести широкие репрессии по отношению к вожакам и наиболее активным участникам восстания, многие из которых были казнены 3 июля. 22 октября 1648 г. Морозов вернулся в Москву и вновь присоединился к правительству, однако столь большой роли в управлении государством он уже не играл.

Медный Бунт

Причины бунта. В то время в Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и эти материалы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки (половина деньги).

Затяжная война с Речью Посполитой из-за Украины потребовала огромных расходов. С целью нахождения денег на продолжение войны А. Л. Ордин-Нащокин предложил выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью. Мелкая медная монета поначалу действительно имела хождение наравне с серебряными копейками, однако вскоре чрезмерный выпуск ничем не обеспеченных медных денег, которые чеканились в Москве, Новгороде и Пскове, привёл к обесцениванию медных денег. За 1 рубль серебром давали 17 рублей медью(Источник:"Деньги", Елизаветин Георгий Васильевич, изд. "Детская литература", Москва, 1965).Несмотря на царский указ, все товары резко подорожали.

Дело фальшивомонетчиков. Финансовая ситуация, сложившаяся в стране, привела к расцвету фальшивомонетничества. По Соборному уложению 1649 года за подделку монеты преступникам заливали горло расплавленным металлом, но угроза ужасной казни никого не останавливала, и поток «воровских денег» наводнил государство. Розыск привел к мастерам, работавшим на Денежном дворе, «потому что до того времяни, как еще медных денег не было, и в то время жили они не богатым обычаем, a при медных деньгах испоставили себе дворы, каменные и деревяные, и платье себе и женам поделали з боярского обычая, так же и в ряде всякие товары и сосуды серебряные и сьестные запасы почали покупать дорогою ценою, не жалея денег». В подделке монеты были замешаны верные головы и целовальники, приставленные на Денежном дворе для контроля за чеканкой монеты. Они были из гостей и торговцев, «людей честных и пожиточных». Как писал Г. К. Котошихин, современник тех событий, «возмутил их разум диавол, что еще несовершенно богати, покупали медь на Москве и в Свейском государстве, и привозили на Денежные дворы с царскою медью вместе, и велели делать денги, и зделав свозили з Денежного двора с царскими денгами вместе, и царские денги в казну отдавали, а свои к себе отвозили». Как всегда, пострадали рядовые исполнители — их казнили, им отрубали руки и персты и ссылали в дальние города. Богачи откупились от наказания, давая «посулы болшие боярину, царскому тестю, Илье Даниловичу Милославскому, да думному дворянину Матюшкину, за которым была прежнего царя царицына родная сестра, да дьяком, а в городех посулы ж воеводам и приказным людем; и они, для тех посулов, тем вором помогали и из бед избавливали».

Развитие и ход бунта. Простой народ был возмущен безнаказанностью бояр. 25 июля 1662 года на Лубянке были обнаружены листы с обвинениями в адрес князя И. Д. Милославского, нескольких членов Боярской думы и богатого гостя Василия Шорина. Их обвиняли в тайных сношениях с Речью Посполитой, что не имело под собой никакого основания. Но недовольным людям нужен был повод. Показательно, что объектом всеобщей ненависти стали те же самые люди, которых обвиняли в злоупотреблениях во время соляного бунта, и точно так же, как четырнадцать лет тому назад, толпа напала и разгромила дом гостя Шорина, собиравшего «пятую деньгу» во всем государстве. Несколько тысяч человек отправились к царю Алексею Михайловичу, находившемуся в своем загородном дворце в селе Коломенском. Царь был вынужден выйти к народу, и перед церковью разыгралась сцена, являвшаяся нарушением всех правил придворного этикета. Простолюдины окружили царя, держали его за пуговицы, спрашивали: «Чему верить?», а когда Алексей Михайлович дал слово расследовать дело, один из толпы бил с царем всея Руси по рукам. Толпа отправилась восвояси, но этому дню не суждено было кончиться мирно.

Навстречу из Москвы валила еще одна многотысячная толпа, настроенная гораздо воинственнее. Мелкие торговцы, мясники, хлебники, пирожники, деревенские люди вновь окружили царя Алексея Михайловича и на сей раз уже не просили, а требовали выдать им изменников на расправу, угрожая «будет он добром им тех бояр не отдаст, и они у него учнут имать сами, по своему обычаю». Однако в Коломенском уже появились стрельцы и солдаты, отправленные боярами на выручку. Поэтому, когда Алексею Михайловичу стали угрожать, он возвысил голос и велел стольникам, стряпчим, жильцам и стрельцам рубить мятежников. Безоружную толпу загнали в реку, более семи тысяч человек были перебиты и захвачены. Г. К. Котошихин описывает кровавый финал медного бунта так: «И того ж дни около того села повесили со 150 человек, а досталным всем был указ, пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног палцы, а иных бив кнутьем, и клали на лице на правой стороне признаки, розжегши железо накрасно, а поставлено на том железе „буки“ то есть, бунтовщик, чтоб был до веку признатен; и чиня им наказания, розослали всех в далние городы, в Казань, и в Астарахань, и на Терки, и в Сибирь, на вечное житье… а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинен указ, завязав руки назад посадя в болшие суды, потопили в Москве реке». Розыск в связи с медным бунтом не имел прецедентов. Всех грамотных москвичей заставили дать образцы своего почерка, чтобы сличить их с «воровскими листами», послужившими сигналом для возмущения. Впрочем, зачинщиков так и не нашли.

Результаты. Медный бунт был выступлением городских низов. В нем приняли участие ремесленники, мясники, пирожники, крестьяне пригородных сел. Из гостей и торговых людей «к тем ворам не пристал ни один человек, еще на тех воров и помогали, и от царя им было похваление». Несмотря на беспощадное подавление бунта, он не прошел бесследно. В 1663 г. по царскому указу медного дела дворы в Новгороде и Пскове были закрыты, а в Москве была возобновлена чеканка серебряной монеты. Жалование всяких чинов служилым людям опять стали выплачивать серебряными деньгами. Медные деньги изъяли из обращения, частным лицам было велено их переплавить на котлы или приносить в казну где за каждый сданный рубль платили 10, а позже еще меньше — 2 деньги серебром. По замечанию В. О. Ключевского, «Казна поступила как настоящий банкрот, заплатила кредиторам по 5 копеек или даже по 1 копейке за рубль»

Восстания в Новгороде и Пскове.

На усиление классовых противоречий в Новгороде оказали влияние московское и псковское восстания 1648 и 1650 годов.

Борьба «лучших» и «меньших» с особой силой разгорелась в Новгороде в 1649 году при выборе делегатов на Земский собор, В результате на собор от Новгорода были избраны два представителя — один от «лучших», другой от «молодших». Непосредственным же поводом к восстанию послужил вывоз хлеба в Швецию. Русские послы в Швеции в 1649 году договорились об уплате 190 тысяч рублей в пользу Швеции в качестве компенсации за перебежчиков из областей, захваченных Швецией у России. Часть установленной суммы следовало платить рожью, которую было разрешено закупать в Приильменье. Резко увеличились цены на хлеб. Купцы и феодалы обогащались, а трудовой народ голодал.

Восстание началось 15 марта 1650 года.Посадские люди собрались у земской избы на Торговой стороне.Инициатором восстания был сапожник Елисей Лисица. Он настраивал народ против Стояновых, говоря во всеуслышание, что «гость» Семен Стоянов провозит за рубеж хлеб и мясо. Возмущенная действиями Стояновых, около земской избы собралась большая толпа «молодших» посадских людей, которая двинулась в Каменный город — детинец. Восставшие сняли караулы у ворот и ударили в набатный колокол.К посадским людям присоединились стрельцы. Доверенный человек Стояновых сообщал о восстании в Москву на имя Василия Стоянова: «...Да у тебя, Василий Гаврилович, дом твой разграбили стрельцы и казаки и посадцкие люди весь, едва ушла Анна Максимовна с твоими детьми... И твоя семья, Василий Гаврилович, в кручина одва жива, лежит у попа у Михаилы в таю, на свой двор жить иттить не смеет же, и хоромы все переломали... Да молва идет в миру, что хотели грабить лавку и на Городище Семена Ивановича...» Новгородские поздние летописи XVII века также упоминали о разорении дворов богатых купцов Михаила Вязмина, Василия Варварина, Василия Проезжалова, Андрея Земскова. Семен Стоянов успел скрыться и пытался пробраться в Москву. Стрельцы и казаки бросились за ним в погоню, настигли его в 300 верстах от Новгорода и вернули обратно.

16 марта, на второй день после начала восстания, восставшие ворвались во двор к митрополиту Никону, освободили двух узников — Ивана Жеглова и Игнатия Молодожнина — и поставили их во главе новгородской земской избы. Новгородский воевода Хилков спрятался на митрополичьем дворе.

Хотя восстание начали посадские люди, подлинный размах оно приобрело после перехода стрельцов на сторону народа.

Против восставших выступили дворяне, духовенство, стрелецкое начальство и «лучшие» посадские люди. Духовенство было прямым пособником воеводы в подавлении восстания. Связь с Москвой воевода Хилков и митрополит Никон поддерживали с помощью духовных лиц.

17 марта Никон предал проклятию Жеглова и всех восставших. Узнав об этом, 19 марта восставшие во главе с Иваном Жегловым по сигналу набата направились на митрополичий двор. Никон пытался успокоить восставших, но был избит ими.

В Новгороде образовалось как бы два правительства: одно на Софийской стороне, другое — на Торговой, в земской избе. В то время власть в городе находилась в руках восставших. Главную роль в восстании стали играть мирской сход и земская изба. Верховная власть, таким образом, перешла к мирскому сходу — собранию новгородских жителей, в первую очередь посадских людей и стрельцов. Собирая мирской сход, били в набат на городской башне или у Никольского собора на Дворище. Там, на древней площади, где некогда шумело вече новгородцев, собирались восставшие. Иногда мирской сход происходил у съезжей избы, на таких собраниях решались общие вопросы.

В состав правительства, образовавшегося после восстания, вошли Иван Жеглов, Игнатий Молодожнин, Иван Оловяничник, Елисей Лисица и из «лучших» новгородских людей — Никифор Хамов.

Большую роль в правительстве играл Иван Жеглов. Ко времени прибытия в Новгород Никона Иван Жеглов был дворецким Софийского дома — первым лицом после митрополита, в руках которого находились все пути управления владениями Софийского собора. Никон не поладил с Жегловым. К началу восстания Жеглова взяли под стражу. Преследования и арест Жеглова создали ему популярность в народе, поэтому он возглавил восстание. Но подлинным вождем «меньших» посадских людей был Елисей Лисица. Он повел за собой людей в Каменный город. Лисица участвовал в разгроме двора Стоянова и других новгородских богачей. Он призывал к открытому сопротивлению царским войскам и к присоединению к восставшему Пскову.

На исход восстания отрицательно повлияло то, что в земской избе были не рядовые стрельцы, а так называемые пятидесятники, то есть стрелецкие верхи.

О восстании в Новгороде в Москве узнали 20 марта. В тот же день правительство отправило отряд во главе с князем Хованским. В распоряжении Хованского были незначительные силы. Главную надежду он возлагал на дворян и бояр, которые должны были присоединиться к отряду в пути. По царскому указу Хованский должен был идти окольной дорогой — на Крестцы, Старую Руссу, Коростынь, Мшагу, чтобы отрезать Новгород от Пскова. Хованский изменил маршрут и двинулся на Новгород большой дорогой от Крестец, через Бронницы.

Жеглов не только не собирался отстаивать город против Хованского, но сам был готов присоединиться к его войску. Тщательно скрывая свой замысел от восставших новгородцев, Жеглов отправил Хованскому письмо, в котором выразил полную покорность ему.

Восставшие новгородцы надеялись на помощь Пскова, как последнего убежища в случае неудачи восстания. Елисей Лисица, возглавивший группу сторонников упорного сопротивления Хованскому и царскому правительству, заявил в земской избе: «Мы боярина князя Хованского в город не пустим».

Новгородцы приготовились к обороне города. Ожидая осады, они намеревались из деревянного малого земляного города перейти в каменный детинец, а хлеб брать из царских и митрополичьих житниц. Восставшие возлагали большие надежды и на свои челобитные, посланные в Москву. Эти надежды лицемерно поддерживали многие противники восстания, чтобы усыпить бдительность восставших. Сам Никон убеждал их в возможности царской милости и при посредстве городских попов вел агитацию за прекращение восстания.

Никону и Хованскому удалось разобщить стрельцов и «меньших» посадских людей. Раскол среди восставших ослабил их силы и решил исход восстания. 13 апреля Хованский вошел со своим отрядом в Новгород. Восстание было подавлено.

С 24 апреля по 7 мая производился сыск мятежников. Из 190 человек было обнаружено 30.

О подавлении восстания новгородцев узнали в Пскове, но эта весть вызвала совсем не то действие, которого ожидало правительство. Псковичи готовили Хованскому сильный отпор.

Особую опасность для правительства представляли совпавшие с восстанием в Пскове крестьянские выступления, охватившие ряд уездов и почти всю Шелонскую пятину. Крестьяне сжигали дворянские дома, вынуждая помещиков покидать поместья, вместе с псковскими стрельцами нападали на войска Хованского.

Хотя восстание 1650 года в Новгороде и Пскове было подавлено, там долго было неспокойно.