Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Адамс Р. (ред.) - Здоровье женщин и насилие.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
519.17 Кб
Скачать

Почему она не уходит?

Этот вопрос всегда возникает у людей, только начинающих заниматься проблемой домашнего насилия. Действительно, если все так плохо, муж так жесток, то почему она просто не соберет вещи и не уйдет? Интересно, что этот вопрос всегда адресуется пострадавшей стороне. Никто не спросит: если она такая плохая жена, то почему обидчик не уходит от нее?

На самом деле избиваемая женщина имеет много причин для того, чтобы не уйти. Их мы рассмотрим позднее. Но прежде всего, ее удерживает чувство страха. Страх демобилизует, управляет ее действиями и решениями. Страх становится ее ежедневной реальностью.

Одна из женщин, обратившаяся к нам в центр, сказала, что именно страх удерживает ее от ухода: "Обычно это случается ночью. И ты не знаешь, что делать, куда бежать. Тебе страшно. Тебе просто некуда уйти". "Чувство ужаса. Вот мое самое сильное чувство. Я знаю, что он все равно найдет меня, - говорила другая. - И тогда будет еще хуже. Один раз я попыталась уйти к матери. Он ворвался в ее квартиру и избил нас всех. Я вернулась домой. Я просто не хочу, чтобы и моя мать страдала из-за меня".

Страх женщин вполне обоснован. В ситуации практического бездействия милиции, жизнь тех из них, кто решился на уход, находится в смертельной опасности. Исследования, проведенные в Канаде, Австралии и США (Чикаго), показали, что убийства женщин, покинувших своих агрессивных мужей, происходят гораздо чаще по сравнению с теми женщинами, которые не решаются на подобный шаг (Wilson, Daly; 1993). Жизни ушедших от мужей женщин подвергаются смертельной угрозе в первые два месяца после их ухода, когда обидчики пытаются всеми средствами вернуть контроль над их жизнями (Schwartz; 1987).

Многие женщины не решаются на уход еще и потому, что они не знают свои права. Исследование, проведенное в Рыбинске в 1997 году, показало, что примерно 50 процентов женщин практически не знают своих прав (Лунякова; 1998).

Это усугубляется и отсутствием мер безопасности, реализуемых органами защиты правопорядка. Известно, что обидчики после ухода женщины, не успокаиваются и прибегают к шантажу, преследованиям и т.п. Одну из наших клиентоа, например, нашедшую в себе силы уйти, обидчик поджидал каждый вечер после работы. За другой женщиной обидчик приехал в Москву из другого региона России. Защитный ордер, типа тех, что выдаются полицией многих западных стран, мог бы дать женщине, покидающей обидчика хоть какие-то гарантии безопасности. Как указывалось в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch, " система гражданских мер федерального или регионального уровня дала бы возможность жертве насилия со стороны члена семьи или сожителя получить судебный ордер на основании медицинской справки и ее собственных показаний... Таким ордером виновнику насилия может быть запрещено, например, бить женщину, угрожать ей или вступать в контакт с ней или с детьми. Также в ордере может быть указано, что из зарплаты мужа автоматически отчисляются алименты на содержание материально зависимых членов семьи. Соблюдение такого судебного ордера должна обеспечить милиция, и в случае его нарушения может быть возбуждено уголовное дело. Таким образом женщина могла бы получить защиту для себя и для своей семьи, не полагаясь на активные действия милиции или прокуратуры, не ставя под угрозу материальное положение семьи и не отправляя мужа или сожителя в тюрьму. Создание такой системы мер было бы важным шагом в предотвращении насилия против женщин со стороны членов их семей " (Human Rights Watch; 1997).

Другой барьер на пути женщины - жилищная проблема. Как мы знаем, в России нет закона, выселяющего обидчика из квартиры или принуждающего его дать согласие на обмен. Когда мы говорим об этом с представителями власти, они указывают нам на то, что подобное выселение нарушило бы право обидчика на жилье. Но не нарушает ли его совместное проживание с пострадавшей женщиной еще более важное право, - право женщины на безопасность, ее право на жизнь?! Испытывающие жалость к преступникам почему-то не думают о той смертельной опасности, которой подвергается жизнь женщины, проживающей в одной квартире с агрессором. "Даже после развода он продолжал бить меня, - рассказывают многие женщины. - Поток оскорблений и насилия не прекратился, а стал еще хуже". В итоге, именно женщины вынуждены покидать свои квартиры, жить у родственников или друзей. А обидчики остаются безнаказанными.

Еще одно, не менее важное препятствие, встающее на пути женщины и мещающее ей покинуть насильственные отношения - экономические проблемы. Многие из женщин, обратившихся к нам в центр, являются безработными. Их попытки трудоустроиться зачастую оканчиваются неудачно. "Куда я только не обращалась, - рассказывала нам одна из женщин. - Везде - отказ. Никто не хочет принимать на работу женщину с ребенком. Один из работодателей так прямо и сказал, что женщины им не нужны".

Мы можем перечислить здесь и другие причины, удерживающие женщину от ухода:

  • Она думает, что так или иначе, но насилие присутствует во всех семьях, во всех отношениях.

  • Она боится, что он заберет ее детей.

  • Она боится, что если она уйдет, то он найдет ее и убъет.

  • Она думает, что развод - это признак ее поражения как женщины.

  • Она думает, что она одинока, что она не сможет нигде найти помощь.

  • Она думает, что милиция ничего не сделает для ее защиты.

  • Она верит в то, что "бъет - значит любит".

  • Она верит в то, что он может измениться.

  • Она верит в то, что семья - это женское предназначение и только она ответственна за то, что происходит в семье.

  • Она думает, что без нее он совсем пропадет.

  • Она думает, что разрушать семью нельзя, что она должна терпеть все ради детей.

Этот список можно сделать еще больше. Каждый из нас найдет еще несколько причин, по которым женщине трудно покинуть обидчика. Не стоит забывать и о том, что за годы истязательств и оскорблений у женщины появляется определенное психическое состояние, известное под названием "синдром избиваемой женщины". Впервые данный синдром был открыт известным специалистом в области домашнего насилия Ленор Уокер (Walker; 1980). По своей силе, этот синдром можно сравнить с теми психологическими последствиями, которые испытывают люди, оказавшиеся в плену или захваченные в качестве заложников. "Синдром избиваемой женщины" похож на "афганский синдром" или "чеченский синдром", с той только разницей, что для женщины полем боя стало пространство вокруг семейного очага. Это подразумевает появление у нее состояния «травматического психического инфантилизма» или «усвоенной беспомощности». Женщина в этом состоянии чувствует себя беспомощной и контролируемой. Она считает, что не в ее силах быть ответственной за свою собственную жизнь.

Это состояние является психологическим последствием насилия, совершаемого в отношении женщины в течение определенного периода. «Синдром избиваемой женщины» приводит к тому, что пострадавшая боится внести какие-либо изменения в свою жизнь, думая, что они приведут только к ухудшению ситуации. В сочетании с социальными условиями - такими как отсутствие независимых источников доходов, давление со стороны как общества, так и родственников, постоянно напоминающих о семейных обязанностях, а также отсутствие безопасного места, где она может укрыться - все это вместе вынуждает женщину жить в невыносимых условиях и терпеть.

Здесь существует и другой аспект проблемы. Многие женщины уходят от своих мужей, а потом опять возвращаются к ним. Это может продолжаться несколько раз: согласно данным исследований, в среднем женщина, страдающая от насилия, совершает примерно восемь попыток уйти от обидчика, если, конечно она останется жива (Felder & Victor; 1997). Почему это происходит? Значит, ей нравятся такие отношения? Значит, она мазохистка? Конечно, нет. Понять причины ее возвращений к мужу трудно тем, кто не был в подобной ситуации. На самом деле, это все те же вечные причины: отсутствие жилья и материальной поддержки, угрозы со стороны обидчика, надежды женщина на то, что он исправится, общественные стереотипы (типа «ребенку нужен отец») и общественное осуждение. Учитывая это, не следует бросать обвинения в адрес возвратившейся к обидчику женщина, - неизвестно как мы бы поступились, оказавшись в ее ситуации. Здесь важно помнить о том, что если женщина возвращается к своему обидчику, то даже такой, кратковременный уход, сделал ее немного сильнее и увереннее в себе. Ведь труднее всего решиться именно на первый шаг.