Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рейтинг инвестиционной привлекательности регион...doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Параллельные миры

Любопытно сравнить на основе данных нашего исследования влияние масштабных государственных (включая квазигосударственные) и частных вложений на динамику показателя инвестиционного риска. Как мы уже видели в случае с околомосковским «поясом благополучия», частные инвестиции, «переполнив» столичную агломерацию начали поступательное шествие по прилегающим территориям. Не столь радужно обстоят дела с эффективностью внушительных бюджетных трат. Это видно, прежде всего, на примере показателей инвестрисков таких регионов, как Приморский и Краснодарский края.

Возьмем названный дальневосточный регион. В Приморском крае на подготовку саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке потрачен уже около 200 млрд рублей. Сумма для края неслыханная – за последние годы вложения центра в этот проект были примерно равны расходной части бюджета всего Приморья. И каков же эффект? По потенциалу Приморский край по сравнению с прошлым рейтингом поднялся на 3 строки (с 21 на 18 позицию), опустившись при этом на с 56 на 62 место в рейтинге инвестриска. Причина столь малого влияния трат из казны на экономическую привлекательность региона можно объяснить двумя причинами. Первая – вложения центра в регион в рамках подготовки саммита АТЭС начались сравнительно недавно и потому просто не успели зримо улучшить здешнюю ситуацию. Однако более верным представляется второе объяснение: точки приложений федеральных средств в регионе вряд ли можно назвать интересными для бизнеса, по крайней мере, сегодня, сейчас. Конечно, мост на остров Русский и строительство там зданий для федерального Дальневосточного университета в перспективе смогут привлечь в край туристов и молодежь. Однако можно предположить, что площадка с уже сейчас подведенными коммуникациями и нормально оформленной по кадастру землей заинтересовали бы инвестора больше.

Примерно такая же ситуация с развитием лесопереработки. В федеральных планах на Дальнем Востоке фигурируют 12 деревообрабатывающих предприятий. Пущенными в производство из них считается три. Заработают ли они на полную мощность и будут ли построены остальные 9 вопрос спорный: на переговорах с Евросоюзом о вступлении в ВТО Россия отказалась от планов ввести запретительные пошлины на вывоз кругляка. А кто в таких условиях будет вкладываться в переработку леса? Следовательно, нынешний – без иронии – высокий показатель переработки добываемого в регионе леса (25% на конец 2009 года) вряд ли будет перекрыт.

Потенциально большое влияние на развитие и диверсификацию экономики Приморья может оказать судостроение. Однако пока речь идет о весьма отдаленных планах, поскольку действенных преференций, которые бы поставили наших корабелов в равные условия с китайскими и корейскими конкурентами, до сих пор нет.

Краснодарский край с 5 местом по инвестпотенциалу (не изменилось по сравнению с прошлым годом), казалось бы, опровергает наши наблюдения над эффективностью госвложений в регионы. Однако, если посмотреть на показатель по интегральному риску, то опровержение рассыпается. По итогам прошлогоднего рейтинга Кубань имела в нем «серебро», в нынешнем – опустилась на 6-е место. Хотя 100 млрд вложений в подготовку Сочи-2014, освоенные к концу нынешнего года, должны были бы привести к обратному эффекту. Почему этого не случилось, можно понять, если посмотреть на то, а кому эти миллиарды достались. Другой рейтинг агентства «Эксперт-РА» -- четырехсот крупнейших компаний России – показывает, что за годы подготовки Олимпиады ни один строительный концерн Краснодарского края не смог вырваться на уровень федеральных игроков. Практически все успехи Кубани последних лет связаны с сельским хозяйством и все они обеспеченны частными инвестициями.