Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АРХЕОЛОГИЯ ЭКЗАМЕН.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
302.27 Кб
Скачать

Вопрос 26. Ранний железный век лесостепной и лесной зон Сибири и Дальнего Востока.

К востоку от ананьинской культурно-исторической области, в горнолесных и таежных районах Урала и Западной Сибири находилась зона культур, связанных с протоуграми и протосамодийцами, а к югу от них — зона лесостепных культур Западной Сибири, составлявших северную периферию раннекочевнического мира.

В лесостепной и лесной полосе Зауралья и Западной Сибири вплоть до V-IV вв. до н.э. сохранялась преимущественная ориентация на цветную металлообработку, и соответственно эпоха железа здесь началась на два-три века позднее по сравнению с Восточной Европой. Распространению в этом регионе железа, в особенности в зоне саргатской культурно-исторической общности, способствовало усиление контактов аборигенного населения с ираноязычными кочевниками евразийских степей, в первую очередь с создателями «савроматской» археологической культуры, а также с населением ананьинской археологической культуры Волго-Камья. В рамках иткульской археологической культуры сформировался металлургический очаг, снабжавший окружающие районы, в том числе и создателей савроматской археологической культуры, сырьем и изделиями из меди.

Во второй трети I тыс. до н.э. в лесостепной зоне на основе местной позднебронзовой традиции в Зауралье и в Тоболо-Иртышье складываются культуры, относящиеся к раннему железному веку и затем сменившиеся саргатской культурно-исторической общностью, существовавшей длительное время в течение скифской и сарматской эпох. В лесостепном Приобье складывается большереченско-березовская культура. Основу хозяйства создателей этих культур составляло придомное и полукочевое скотоводство.

В некоторых районах таежной зоны Западной Сибири формирование культур с элементами черной металлургии относится уже к середине — последней трети I тыс. до н.э. Часть культур Урала и Западной Сибири переходного времени от бронзы к железу возникла вследствие миграций таежных групп населения. Для них характерно сочетание скотоводства с охотой и рыболовством.

Для лесных культур Восточной Сибири I тыс. до н.э. характерно господство охоты и рыболовства при слабом развитии цветной металлообработки и заметном импортировании бронзовых изделий с юга. Первые железные изделия появляются здесь не ранее последних веков до нашей эры.

Что же касается Дальнего Востока, то для юга этого региона крайне трудно определить хронологические рамки раннего железного века. Здесь можно говорить скорее об эпохе раннего металла, непосредственно перешедшей в Средневековье. С одной стороны, эпоха бронзы не имела здесь столь яркого выражения, как на сопредельных территориях Сибири, Китая, Кореи и Монголии, а с другой — уже на рубеже II-I тыс. до н.э. здесь началось освоение железа.

Наконец, более северные материковые и прибрежные культуры Дальнего Востока, как и восточносибирские, являют собой хозяйственно-культурный тип подвижных охотников и рыболовов. На крайнем северо-востоке, от Колымы до Анадырского залива, развивается культура охотников на морского зверя. В этих районах железный век в полной мере наступил лишь в новое время.

Наиболее ярким и хорошо изученным феноменом западносибирских и в целом сибирских сообществ эпохи раннего железа является саргатская культурно-историческая общность. Она занимает почти всю лесостепь Западной Сибири по рекам Иртыш, Тобол и Ишим, заходя на севере своего ареала в лесную зону у впадения Тобола в Иртыш, и датируется в рамках VI/V вв. до н.э. — (V в. н.э. Она утвердилась здесь вслед за такими культурами раннего железного века, как воробьевская (в Зауралье) и носиловско-баитовская (в Тоболо-Иртышье).

Основа хозяйства — придомное животноводство и отгонное коневодство, состав стада — преимущественно лошади и крупный рогатый скот; также разводили мелкий рогатый скот и местами верблюдов. Земледелие играло подсобную роль. Широко практиковалась охота. Были достаточно развиты черная и цветная металлургия и металлообработка.

Основные памятники саргатской общности — поселения и могильники. Большинство саргатских поселений — это селища. В то же время хорошо изучены и городища— мысовые и береговые, защищенные с напольной стороны или по периметру рвами и валами. Конструктивную основу вала могли составлять бревенчатые срубы, а на самом валу иногда возводился частокол либо стена из плетня на вертикальных бревенчатых опорах.

Жилища полуземляночные и наземные, каркасно-столбовые, с очагами-кострищами. Изначально они были однокамерными, однако постепенно, обрастая пристройками, дома становились двухкамерными — с большим (жилым) и меньшим (хозяйственным) помещениями — и даже трех- и четырехкамерными.

Погребения саргатской общности подкурганные, нередко «впущенные» в уже стоявшие тут курганы эпохи бронзы. Характерная черта большинства саргатских курганов — наличие ритуальных рвов вокруг насыпей, содержащих, как и сама насыпь, остатки тризны (керамика, кости животных, следы огня). Хоронили в ямах, по обряду трупоположения, на спине, в вытянутом состоянии. Погребенного сопровождали керамические сосуды, орудия труда, украшения, оружие. Над могильной ямой могла воздвигаться бревенчатая шатровая или пирамидообразная конструкция, обкладывавшаяся затем дерновыми брикетами, формировавшими собственно курганную насыпь.

На основании раскопок поселений и могильников восстанавливаются ведущие формы изделий саргатской общности. Важнейшим ее индикатором являются керамические сосуды. Они лепные, в основном круглодонные, реже — плоскодонные, по форме яйцевидные, шаровидные и баночные. Сосуды декорированы по верху вдавлениями и нарезками в виде геометрических фигур. Известны также керамические и каменные ритуальные блюда и курильницы. Кроме того, в зону саргатской общности от степных кочевников импортировались бронзовые котлы. Орудия труда представлены железными ножами, теслами, «кельтами», мотыгами, костяными шильями и проколками, пряслицами и др.

Вооружение составляли сложные луки «гуннского типа» с срединными и концевыми костяными пластинами-накладками. Вероятно, в скифскую эпоху, до появления этих луков, здесь пользовались простыми деревянными луками, которые не сохранились. Стрелы вначале имели бронзовые наконечники скифского типа, а затем — крупные железные и костяные наконечники сарматского и хуннского типа. Известны и железные наконечники копий листовидной формы, железные мечи и кинжалы скифского, а затем сарматского типов. Для защиты использовались щиты и кожаные куртки с нашитыми на них костяными пластинами. Со временем костяные пластины сменяются железными. В частности, из Сидоровского могильника происходят остатки доспеха, состоящего из железных пластин, не перекрывающих друг друга и соединенных шнурами.

Элементы одежды и украшения представлены в основном: пластинчатыми поясными пряжками с неподвижным крючком, а позднее — с подвижным язычком; нашивными бляшками из бронзы, гривнами, браслетами и серьгами из золота, серебра, бронзы; бусами из стекла, различных камней, золота и бронзы.

Элементы одежды и некоторые другие категории изделий порой украшены в местном зверином стиле, испытывавшем первоначально влияние «скифского мира», а впоследствии — раннесарматское воздействие. Есть в саргатском искусстве и местная антропоморфная традиция.

Саргатская общность, судя по составу импортных изделий, на протяжении тысячелетнего периода своего существования имела прямые или косвенные контакты с самыми различными культурными сообществами как лесной и лесостепной зон, так и степного пояса (сако-массагеты, савроматская археологическая культура, сарматы, хунну и др.) — вплоть до цивилизаций Средней Азии, Китая и Причерноморья.

Ранний железный век на Дальнем Востоке первоначально наступает в его южной части в зоне Приамурья и Приморья. В этих районах на рубеже II-I тыс. до н.э. сформировались две крупные археологические культуры — урильская (в Приамурье) и янковская (в Приморье). Многие исследователи считают, что именно создатели этих культур первыми на Дальнем Востоке начали освоение железа, сохраняя при этом неолитические традиции в изготовлении ряда орудий труда (как уже говорилось, энеолит и бронзовый век в данном регионе выражен слабо).

Урильская археологическая культура в Приамурье представлена в первую очередь поселениями с жилищами-полуземлянками средней и большой площади (от 50 до 200 м2). На поселениях находят основные свидетельства земледельческо-скотоводческого уклада создателей этой культуры: зернотерки, песты, железные наконечники для землеройных орудий, остатки зерен, кости животных. Население урильской археологической культуры также активно занималось рыболовством, в пользу чего говорят находки костей рыб (в особенности лососевых), каменных блесен, грузил для рыболовных сетей; важную отрасль хозяйства составляла охота на копытных — найдены каменные наконечники стрел, кости благородных оленей, косуль и т.д. Широко развитое керамическое производство (без применения гончарного круга).