Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Давидсон а. Б. Ключевая проблема XXI столетия-...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
177.15 Кб
Скачать

Наука и образование: перемены в подходах давно назрели

Роль ученых в построении будущих отношений между бывшими метрополиями и бывшими колониальными и зависимыми странами очень велика. В угоду национальным и расовым эгоизмам они могут разжигать нетерпимость, высокомерие своих народов и рас, противопоставление одних другим. От тоталитарных и авторитарных режимов многих государств историки получают именно такой социальный заказ (исходя из того, что "прошлое - в руках историка"). Немало историков, увы, вставали на этот путь и, вероятно, еще встанут.

Не дай Бог, чтобы манипулирование столь мощным оружием - трактовкой прошлого - сыграло трагическую роль, как это уже так часто бывало. Сейчас это опасно, как никогда прежде, потому что может идеологически способствовать не только локальным столкновениям между отдельными государствами, а и натравливанию одних рас и континентов на другие.

Марк Твен писал, что сами чернила, которыми пишется история - это разжиженный предрассудок. А лучший ключ к пониманию предрассудков - это шутка того же Марка Твена об аборигене с островов Фиджи. Обращенный в христианскую веру, тот возмущался, что Каин убил Авеля. Тогда кто-то возьми да и скажи ему: "А знаешь, ведь Каин-то тоже был с островов Фиджи". Бедняга задумался, помрачнел и, наконец, произнес: "И зачем только этот Авель к нему приставал?".

Почти каждый из землян, подобно тому аборигену, готов оправдывать действия своих соплеменников, своего народа, вспоминать исторические обиды, нанесенные своему народу чужими. Как легко разоблачать чужой расовый и национальный эгоизм! И как трудно - свой. Но в послеимперском мире XXI столетия, где разные расы и национальности будут все теснее соприкасаться друг с другом, это грозит ростом конфронтации и конфликтов. Несомненные признаки уже есть.

Теперь нельзя видеть мир только таким, каким он видится из Москвы, Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Необходимо знать, каким он представляется из Дели и Пекина, Буэнос-Айреса и Аддис-Абебы, Ташкента и Баку. Послеимперский мир может быть понят, если каждый из нас будет прислушиваться к мнению не только своего, но и других народов. Сейчас больше, чем две тысячи лет назад, важно древнеримское: "Пусть будет выслушана и другая сторона!".

Когда-то можно было, как в одной из пьес А.Н. Островского, ограничиться представлениями, что где-то там далеко есть султан Махнут персицкий и султан Махнут турецкий. Но и тогда могла это себе позволить разве что полуграмотная старуха.

Сейчас человечество не поспевает осмыслить убыстряющиеся перемены в мире. Это, безусловно, касается и нашей страны, нашей системы народного образования. Я, конечно, не в силах и не вправе компетентно судить обо всех отраслях знания. Но, думаю, что положение в исторической науке не является чем-то исключительным. А на исторических факультетах отечественных университетов внимание концентрируется на Европе, Соединенных Штатах и, разумеется, на России - да и то не всей России, а на ее центральной части. Средней Азии, Кавказу, Прибалтике, даже Украине и Белоруссии - важным частям Российской империи и Советского Союза - внимания достается явно недостаточно. Президент Татарстана М. Шаймиев 26 августа 2005 г., на праздновании 1000-летия Казани, отметил, что во многих учебниках история России подается только как история русских.

А зарубежная Азия, Африка, Латинская Америка - где живет подавляющее большинство населения планеты - каково их место в отечественной исторической науке и в системе образования? Соответствует оно действительному удельному весу этих регионов?

В нашей стране есть два учебных заведения, специализирующихся на изучении Азии и Африки. Это Институт стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ и восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Разве этого достаточно? К тому же и в этих учреждениях упор делается не на историю, а на изучение языков. На кафедре африканистики Санкт-Петербургского университета - всего один историк. На кафедре африканистики ИСАА тоже почти все преподаватели - лингвисты, историю же ведут один штатный преподаватель и совместители.

Если так будет продолжаться, то каждый новый Талибан будет для нас полной неожиданностью, неразрешимой загадкой. А новые талибаны безусловно будут. Но дело не в них, как бы опасны они ни были. Дело в понимании всей роли НеЕвропы в современном мире. В осознании того, что Восток, и в целом НеЕвропа, с каждым годом влияют на Европу все больше.

Главный вывод моей статьи. Даже если наши политические, социологические и экономические учреждения станут более интенсивно анализировать нынешнюю ситуацию в странах Азии, Африки и Латинской Америки, этот анализ не будет адекватным без должного изучения тех исторических тенденций, которые лежат в основе нынешнего положения дел в этих странах.

Конечно, отечественные историки-востоковеды добились больших успехов. Но, во-первых, даже эти успехи сейчас представляются недостаточными - они все же не объясняют многообразия путей развития неевропейских народов. Во-вторых, и это не менее важно, достижения в изучении НеЕвропы явно недостаточно включены в систему университетского образования. Эту лакуну надо заполнить как можно скорее, хотя сделать это и трудно.

Процессам распада империй и характеру последствий не уделяется должного внимания в отечественной науке, хотя зарубежные исследователи уже давно встали на этот путь. Книга профессора Йельского университета П. Кеннеди "Подъем и падение великих империй' привлекла такое внимание, что расходилась в сотнях тысяч экземпляров. В 1998-1999 гг. вышла пятитомная "Оксфордская история Британской империи". В Англии разработан и начал осуществляться проект издания "Британские документы о конце империи" - десятки томов.

В распаде империй все больше видится и такой аспект: вместе с эрой империй кончается и эра национального суверенитета. Франция, где сейчас каждый десятый - мусульманин, выходец из Африки и Азии, уже не однонациональное государство. Что это - общий удел? Так не стоит ли проявлять к этой проблеме больше внимания?

Хочу представить на суд читателей и еще одно соображение. Если суммировать итог работы наших ученых по такой теме: "Взаимоотношения России с зарубежными странами", то львиная доля придется на историю связей с государствами Европы. Наверно, настало время намного больше внимания, чем прежде, уделить и опыту взаимоотношений с другими странами и народами, в том числе (наверно, в первую очередь) с народами, входившими в состав Российской империи.

И еще одно, хотя тут, может быть, со мной не согласятся те, кто считает историю нашей страны очень уж особенной-особенной, ни на что иное непохожей, и, как следствие, - что чужой опыт к нам абсолютно неприложим. Стремление укрепить связи между государствами, возникшими после развала СССР, надеюсь, будет продолжаться. Но сложности на этом пути велики и, как мы видим, выявляются все новые и новые. Так не стоит ли повнимательнее взглянуть на тот опыт взаимных связей, который приобрели страны, входившие в Британскую или Французскую империи.

Внимания заслуживает опыт британского Содружества. Оно давно уже отбросило слово "британское" и называется просто: "Содружество". В него входят 54 государства, более четверти государств мира, более четверти населения Земли и более четверти объема всей мировой торговли. Конечно, Содружество отнюдь не является тесным, уж очень сплоченным союзом. И все же никто не рвется, никто не хочет из него уходить. Более того, Мозамбик, который никогда не был британским владением, попросил его принять - и приняли. Были случаи, когда ту или иную страну временно исключали из Содружества, но в дальнейшем она добивалась восстановления. В Содружестве уживаются государства с очень разными экономическими порядками и очень разными политическими режимами.

Что их объединяет? Давние экономические, культурные и общественно-политические связи, толерантность, которая выработана британскими демократическими традициями. Не последнее - и язык: английский, от которого некоторые афро-азиатские страны, добившись независимости, впопыхах поспешили отказаться, но потом, одумавшись, к нему вернулись. Повторяю, конечно, Содружество ни в коем случае нельзя назвать союзом единомышленников. Там полно внутренних противоречий. И все же нельзя не увидеть большого позитивного опыта связей между государствами, находящимися на разных континентах, в самых разных условиях, с очень разными историческими традициями, с населением, принадлежащим к разным расам.

Стоит ли пренебрегать этим опытом? Да и вообще опытом (особенно - позитивным) взаимоотношений государств, возникших на развалинах империй нового и новейшего времени?

В чем-то уже сейчас осознается, что, в сущности, все проблемы наступившего XXI столетия связаны с имперским прошлым. Какие-то зависимости еще не выявлены, но и они постепенно становятся очевидны.

Многие сегодняшние столкновения мусульманского и европейского мира вызывают шок как на Западе, так и у нас, воспринимаются как неожиданность. Но все это - реальности XX столетия. И нам, историкам, никуда не деться - придется все внимательнее изучать их причины. Чтобы не поражаться и не удивляться, а находить свой исторический подход, который помог бы понимать и по возможности смягчать противоречия постимперского мира.

Никаких быстродействующих средств нет. С этими постимперскими негативными последствиями всему человечеству придется жить еще долго. Конечно, при особых катаклизмах потребуются быстрые, решительные и даже крутые меры. Но это - как временное хирургическое вмешательство. А главное - борьба с предрассудками, воспитание интереса, внимания, понимания и уважения к "чужим". В серьезной, длительной перспективе - только наука, образование, повышение общей культуры, воспитание терпимости к непохожим. Долгий путь? Да. Но другого нет.

Что же касается катастрофически близкого умирания Европы - тех прогнозов, которые приведены в начале этой статьи, то, хотя признаки ослабления роли Европы сейчас и бесспорны, стоит вспомнить слова, сказанные Александром Герценом более 150 лет назад ("С того берега"). После поражения революций 1848г., потрясших тогда империи, он считал, что Европа "выродилась". "Все мельчает и вянет на истощенной почве - нету талантов, нету творцов, нету силы мысли, - нету силы воли; мир этот пережил эпоху своей славы, время Шиллера и Гёте прошло так же, как время Рафаеля и Бонаротти, как время Вольтера и Руссо, как время Мирабо и Дантона; блестящая эпоха индустрии проходит, она пережита так же, как блестящая эпоха аристократии; все нищают, не обогащая никого". И заключал: "Прощай отходящий мир, прощай Европа!".

Эти строки снова привел уже после первой мировой войны известный российский публицист И.В. Шкловский. Казалось бы, тут-то, после падения трех крупнейших империй, ему и согласиться с герценовским предвидением. А он ответил: "Привожу эти яркие строки для доказательства, что даже огромные таланты, обладающие сильным умом и широким образованием, становятся ложными пророками, когда предсказывают гибель от вырождения"52.

Так и в наши дни Европа не исчерпала еще своих возможностей. И хотелось бы думать, что ее новая роль - смягчать противоречия мира XXI столетия.

СНОСКИ

Давидсон Аполлон Борисович - доктор исторических наук, профессор, президент Ассоциации британских исследований, руководитель Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН.

1 jaLOUSE, № 1, сентябрь 2001, с. 71.

2 Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968, с. 305.

3 Бердяев Н.А., Букшпан Я.М , Степун Ф.А., Франк С.Л. Освальд Шпенглер и Закат Европы. М., 1922, с. 1,6,7.

4 Ключевский В.О. Указ, соч., с. 263.

5 Яркий пример - монография профессора Лондонской школы экономики: Leiven D. Empire. The Russian Empire and Its Rivals. London, 2000.

6 Дюбуа У.Э.Б. Африка. Очерк по истории Африканского континента и его обитателей. М., 1961, с. 201.

7 Там же. Ф.Д. Туссен-Лувертюр (1743-1803) - борец против рабства, руководитель освободительной борьбы народа Гаити. Менелик II (1844-1913) - император Эфиопии.

8 Там же, с. 202.

9 Там же, с. 204-205.

10 Там же, с. 216.

11 См.: Давидсон Л.Б. Антирасистский расизм. - Новая и новейшая история, 2002, № 2.

12 Fanon F. Les damnés de la terre. Paris, 1961, р. 225.

13 Ibid. P. 39.

14. Ibid. P. 182.

15 Известия, 24.1У.2001; Коммерсант, 24.1У.2001.

16 Новое русское слово, Нью-Йорк, 25.1У.1989.

17 Ветер и птица. Африканская народная песня. М., 1976, с. 189.

18 Поэзия Африки. М., 1973, с. 90.

19 Там же, с. 85.

20 Там же, с. 82.

21 Там же, с. 487.

22 Там же, с. 479.

23 Современная революционная поэзия Запада. М., 1930, с. 95.

24 20th International Congress of Historical Studies. Programme. 3-9 July 2005. Sydney, p. 107-119.

26 Федотов Г.П Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры, т. 2. СПб., 1992, с. 230.

27 Сахаров Л. Воспоминания, в 2-х т., т. 1. М., 1996, с. 583-584.

28 jaLOUSE, №1, сентябрь 2001, с. 71.

29 Призыв к участию в этом проекте распространен по интернету: Interdisciplinary Conference Black European Studies, 25 April 2005. - www.niggerati.net/node/237.

30 Известия, 6.ХП.2000.

31 Известия, 8.Х.2002.

32 Шпеер А. Воспоминания. Смоленск, 1998, с. 150.

34 Гумилев Н.С. Соч., в 3-х т, т. 2. М., 1991, с. 224.

35 Витте С.Ю. Воспоминания, т. I. М.-Пг., 1923, с. 239, 286.

36 Иноземцев В Л. Бремя белого человека. - Независимая газета, 25.XI.2003.

37 Иноземцев ВЛ. Ненависть к успешным. - Новая газета, 11.ГХ.2005.

38 Известия, 5.УШ.2005.

39 Лебедева А. Как казаки отправились чеченцев выселять. "А в станицах родовых до сих пор полно чужих". - Новая газета, 10. УШ.2005.

40 Гунъкин И.В. Казачий кулак против экспансии инородцев. М., 1998, с. 327-328.

41 Мирский Г. Закон терпимости. - Новое время, 2005, № 35, с. 10.

42 Гунъкин Н.В. Указ, соч., с. 332-333.

43 Никонов Ю. Дареному Петру посмотрели в зубы. - Известия, 12.УШ.2005.

44 Дризнах Г. Жиды, которых Россия потеряла. Голливуд, кибернетика и многое-многое другое могли >ы возникнуть в нашей стране... - Новое время, 2005, № 33, с. 34-35.

45 Цит. по: Ясин Е. Приживется ли демократия в России. М., 2005, с. 251.

46 Витте С. Ю. Указ, соч., с. 104-105.

47 Федотов ГЛ. Указ, соч., с. 47, 48, 60, 136, 137, 247, 248, 249.

48 Известия, 26.УН.2002.

49 Известия, 19.ХП.2003.

50 Игрунов В. Рогозин наказан, национализм остается. - Известия, 7.ХП.2005.

51. Kennedy P. The Rise and the Fall of the Great Powers. New York, 1987.

52. Дионео. Англия после войны. Прага, 1924, с. 41. (Дионео – псевдоним И.В. Шкловского).