Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Конституционное право зарубежных стран_под ред Баглая Лейбо Энтина_2004 -832с

.pdf
Скачиваний:
15
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
5.13 Mб
Скачать

704

Глава 23. Основы конституционного права стран СНГ

достижения 65 лет (судья) и 70 лет (член Конституционного суда) — ст. 96 Конституции. В отдельных странах СНГ экс-президенты автоматически становятся пожизненными членами органа конституционного надзора (например, п. 1 ст. 71 Конституции Республики Казахстан). Члены конституционного суда обладают неприкосновенностью на весь срок своих полномочий.

В государствах СНГ применяется в основном последующий конституционный контроль. Однако относительно международных договоров в большинстве стран осуществляется предварительный конституционный контроль. Так, в соответствии с п. 2 ст. 100 Конституции Республики Армения Конституционный суд устанавливает соответствие Конституции международных договоров до их ратификации. Предварительный конституционный контроль осуществляется в Республике Казахстан. Согласно подп. 2 и 3 п. 1 ст. 72 Конституции Республики Казахстан Конституционный совет рассматривает до подписания президентом принятые Парламентом законы, а также рассматривает до ратификации международные договоры на соответствие их Конституции.

Косновным полномочиям органа конституционного надзора

встранах СНГ относятся: решение вопроса о соответствии конституции законов и других нормативных актов, а также международных договоров; официальное толкование норм конституции; решение вопроса о правильности проведения выборов президента; дача заключения по вопросу об отрешении президента от должности; принятие решения о конституционности правоприменительной практики, которая затрагивает конституционные права граждан; рассмотрение споров по разграничению компетенции между государственными органами и др.

Назначение и полномочия верховных судов, высших арбитражных судов в странах СНГ во многом схожи. Как правило, в конституциях и законодательных актах о судебной системе этих государств закреплено, что верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за работой нижестоящих судов общей юрисдикции, а также дает разъяснения по практике деятельности этих судов.

К компетенции высших арбитражных судов национальное законодательство в странах СНГ относит разрешение споров между хозяйствующими субъектами (например, ст. 84 Конституции Кыргызской Республики).

Структура прокуратуры и ее функции в своей основе одинаковы во всех странах СНГ. Конституции предписывают органам прокурорского надзора следить за точным и единообразным исполнением законов и других нормативно-правовых актов государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления и местными исполнительными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Во всех упомянутых странах это

706

Глава 23. Основы конституционного права стран СНГ

шанская автономная область), в Узбекистане (Республика Каракалпакстан), на Украине (Автономная Республика Крым). В Конституции Грузии (ст. 1) также закреплено, что "Грузия — независимое, единое и неделимое государство, что подтверждено референдумом, проведенным 31 марта 1991 года на всей территории страны, включая Абхазскую АССР и бывшую Юго-Осетинскую автономную область, и актом о восстановлении государственной независимости Грузии от 9 апреля 1991 года". Автономные государственные образования в этих государствах обладают политической самостоятельностью в установленных конституцией пределах.

Правовой статус автономных образований определяется в конституциях этих государств, а также в конституциях самих автономных республик и в специальных законодательных актах, посвященных правовому статусу этих автономий, как, например, Закон Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 г. Степень автономии в некоторых государствах СНГ, имеющих автономные государственные образования, достаточно широка. Так, в Конституции Азербайджанской Республики Нахичеванской Автономной Республике посвящена глава 9, в которой говорится, что Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики и ее правовой статус устанавливается как Конституцией Азербайджанской Республики, так и Конституцией Нахичеванской Автономной Республики (ст. 163 Конституции Азербайджанской Республики).

Необходимо отметить, что конституции некоторых стран, в состав которых входят государственные образования, не ограничиваются предоставлением только тех прав, которые обычно свойственны автономии. Так, например, Конституция Республики Узбекистан в специальной гл. 17 "Республика Каракалпакстан" (ст. 70) провозглашает Республику Каракалпакстан суверенным государством, которое входит в состав Узбекистана и наделено правом выхода из состава Узбекистана "на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана" (ст. 74 Конституции Узбекистана). Отношения Узбекистана и Каракалпакстана в рамках Конституции Узбекистана регулируются договорами и соглашениями, а споры между этими двумя государствами "решаются путем согласительных процедур" (ст. 74 Конституции Узбекистана). В данном случае из смысла вышеприведенных положений Конституции Узбекистана можно провести аналогию с распределением компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституции других стран СНГ, имеющих в своем составе автономные образования, ограничиваются предоставлением этим автономиям полномочий только в социальной, экономической, культурной сферах жизни, как, например, в Конституции Республики Таджикистан (ст. 83 гл. 7), посвященной Горно-Бадахшанс- кой автономной области. Объем полномочий автономных образова-

§ 2. Система государственных органов стран СНГ

707

ний в странах СНГ отличается несущественно и в своей основе примерно одинаков. В основном это издание законов и других нормативных актов по вопросам, отнесенным к компетенции автономного образования; решение вопросов административно-терри- ториального устройства; управление экономикой, социальным, на- ционально-культурным, научным развитием; образование и здравоохранение; охрана окружающей среды; определение источников дохода в бюджет автономного образования; установление налогов в пределах, установленных общегосударственным законодательством; содействие охране правопорядка; развитие физкультуры и спорта; охрана и использование памятников истории и культуры; проведение демографической политики и др.

Местное самоуправление в странах СНГ

Местное самоуправление занимает особое место в системе управления общественными и государственными делами в государствах Содружества. Основы местного самоуправления закрепляются в конституциях почти всех упомянутых выше стран, а конституционные основы местного самоуправления получили свое развитие в текущем законодательстве ряда государств СНГ.

Под местным самоуправлением принято понимать такую организацию граждан, которая ставит своей целью самостоятельное решение вопросов местного значения как непосредственно, так и через выборные органы при учете исторических, национальных, географических, социальных и других особенностей данной ад- министративно-территориальной единицы. Так, в Законе Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" от 20 февраля 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995, 1996 и 1997 годах, местное самоуправление рассматривается как "форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими государственные и общественные органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе законов, собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств" (ст. 1 Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь").

Однако в конституциях отдельных государств — членов СНГ нет упоминаний о местном самоуправлении, а говорится о публичном управлении. Так, например, в главе 8 Конституции Республики Молдова говорится о том, что "публичное управление в административно-территориальных единицах основывается на принципах местной автономии, децентрализации общественных служб, выборности властей, местного публичного управления и консультаций с гражданами по важнейшим вопросам местного значения" (ст. 109 Конституции).