Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Untitled.FR11.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
6.48 Mб
Скачать

По результатам независимого рейтинга специаль­ность «обработка металлов давлением» находится па 1 месте в России, подготовка по специальности «стан­дартизация и сертификация» — на 2 месте.

Кафедра ОМД — перспективный научно-педагогичес­кий коллектив, бережно сохраняющий свои многолетни

еВниманию читателя представляется сборник, посвященный 100-летнему юбилею профессора Михаила Ивановича Бояршино­ва - создателя и многолетнего заведующего кафедрой обработки металлов давлением Магнитогорского государственного техниче­ского университета им. Г.И. Носова. В первой части сборника опубликованы воспоминания о Михаиле Ивановиче его близких, друзей и коллег. Из этих воспоминаний перед нами встает образ культурного и интеллигентного человека, большого ученого, педа­гога и организатора. Красной нитью проходит мысль о доброте и порядочности Михаила Ивановича, о его всегда уважительном от­ношении к людям.

Во второй части сборника опубликованы научные статьи коллег и учеников Михаила Ивановича Бояршинова, а также уче­ников его учеников. Эти материалы показывают многообразие и глубину научных интересов школы по обработке металлов давле­нием, у истоков которой стоял Михаил Иванович. Кафедра ОМД продолжает успешно развиваться, готовить инженеров и ученых, искать решения сложных технологических и технических задач. И это лучшая память нашему основателю и учителю профессору Михаилу Ивановичу Бояршинову.

Заведующий кафедрой обработки металлов давлением, декан факультета технологий и качества МГТУ им. Г.И. Носова профессор, доктор технических наук

Борис Александрович Никифорович, профессор, д.Т.Н., ректор мгту:

  • Поскольку я поступил на специальность «Обработка ме­таллов давлением», то уже со студенчества хорошо знал заве­дующего выпускающей кафедрой, Михаила Ивановича Бояршино­ва. А преподавателем он был самого высочайшего уровня - ленин­градская школа! Читал Михаил Иванович теорию обработки ме­таллов давлением с учетом самых новейших достижений науки и техники. Тогда остепененных преподавателей было мало, надо было самим их выращивать, поэтому на таких маститых спецах, как Бояршинов, лежала вся ответственность за подготовку моло­дого пополнения.

Более тесное знакомство произошло позже, когда я после пятилетней работы на комбинате вернулся в родной вуз, поступив в аспирантуру - это время конца шестидесятых. Моим научным руководителем был ректор Николай Ефимович Скороходов, но из- за своей понятной занятости он не мог мне предоставить столько времени на научные консультации, сколько требовалось. Поэтому мы, аспиранты, работали в основном на кафедре, и к Михаилу Ивановичу приходилось очень часто обращаться. И вот не помню такого случая, чтобы он когда-либо отказал в помощи, в добром участии - он с большим удовольствием занимался с молодыми людьми, ему это было очень интересно. А такое отношение к мо­лодежи, по моему мнению, дает замечательные результаты в от­ношении формирования, комплектования кафедры. И, действи­тельно, коллектив он собрал первоклассный и взаимоотношения на кафедре были очень здоровыми. Тон здесь задавал сам Миха­ил Иванович. Он являл собой пример демократичного, интелли­гентного руководителя. Никого и никогда за свою жизнь он не оби­дел, никогда не позволял себе опуститься не то чтобы до грубых, а даже до неприятных слов. Не помню случая, чтобы он на кого- нибудь ругался, кричал, не помню. Это был мудрый выдержанный человек, находивший выход из любой сложной ситуации. Но с дру­гой стороны, его как руководителя отличала спокойная требова­тельность. Он всегда добивался, чтобы четко выполнялись его распоряжения. И все это вместе создавало на кафедре условия для хорошей слаженной работы.Михаил Иванович очень хорошо разбирался в людях, видел, кто на что способен, и подключал человека именно к той работе, которую он может сделать лучше других. Например, что касается меня, то он быстро разглядел во мне человека, который легко на­лаживает контакты с производственниками, поэтому подключил меня к этой деятельности. Когда отраслевую лабораторию на ка­федре открывали, Михаил Иванович тоже не кого-нибудь, а меня отправил по этому поводу в Москву. Тогда нам большую помощь оказал Феодосий Денисович Воронов, который всех нас хорошо знал А потом была моя первая деловая поездка в Германию вме­сте с Михаилом Ивановичем. Перед этим он примерно четыре ме­сяца читал лекции по многовалковым калибрам в Магдебурге. На­ша совместная командировка еще больше сблизила нас.

Он вообще как-то очень сердечно, по-отцовски относился ко мне Очень часто приглашал к себе в гости, в автопутешествия со всей его семьей. Где мы только ни побывали! Всю Среднюю Азию объездили! Причем, он совершенно свободно доверял мне машину своего сына, на которой я в общей сложности «накрутил» 12- 16 тысяч километров. Часто ездили на рыбалку. Причем он не столько сам сидел с удочкой, сколько радовался нашим успехам. Очень любил он в саду работать. У него был самый оригинальный по тем временам дом с верандой на втором этаже, на которой он любил проводить время. И вот что интересно, в сад к Михаилу Ивановичу приедешь, он всем, что к тому времени наросло, обяза­тельно поделится - бери, пожалуйста! А пока мы в саду работаем, он сам на всех чего-нибудь наготовит, чаще всего борщ, а потом нас угощает. Именно у него я в первый раз компот из ревеня отве­дал, не знал, что из него варят, а вкусный оказался!