Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отеч. журналистика 3 курс / Овсепян История новейшей журналистики.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.82 Mб
Скачать

Развитие структуры средств массовой информации

Конец 20-х гг. представлял собой рубеж, за которым все отчет­ливее проявляется крах демократических начал в жизни совет­ского общества. На смену им пришли лозунги официальной пропаганды, далекие от правды жизни. Монополия партии на политическую власть, сращивание партийного и хозяйственного аппаратов открывали путь к формированию и укреплению авто­ритарной командно-административной системы, развернувшей стремительный процесс насильственного преобразования эконо­мики. Получив всю полноту власти в свои руки, Сталин, опира­ясь на ленинские идеи социалистического строительства, вы­двинул собственную модель строительства социализма в СССР. Опираясь на успехи, достигнутые в восстановлении промыш­ленности и сельского хозяйства, он привел в движение все ме­ханизмы власти, чтобы быстрыми темпами осуществить социа­листическое строительство.

В сложившихся условиях дальнейшее развитие средств ин­формации однопартийной системы было обусловлено необходи­мостью идеологического и организационного обеспечения вы­двинутой Сталиным концепции строительства социализма.

В историко-журналистской литературе оценка деятельности журналистики конца 20-х и в 30-е гг. далеко не однозначна[1]. Но при всей ее противоречивости все позитивное, как и все нега­тивное, явилось отражением времени, результатом проявления условий, в которых она функционировала и развивалась. Объек­тивные условия деятельности журналистики в период осуще­ствления планов индустриального развития требовали серьезно­го структурного обогащения всей системы советской периодики.

В конце 20-х — начале 30-х гг. развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изда­ний. Широкое распространение получает массовая низовая пе­чать, изменения в административно-территориальном делении вызывают к жизни районные, городские газеты.

Одновременно происходит дальнейшая дифференциация центральной прессы — создаются центральные отраслевые газеты: "Сельскохозяйственная газета", "Социалистическое земледе­лие", "За пищевую индустрию".

В 30-ее гг. в стране выпускаются газеты для рабочих различ­ных отраслей народного хозяйства. В их числе: "Торгово-про­мышленная газета", "Строительная газета", "Легкая индустрия", "Лесная промышленность" и др. Рассчитанные на конкретную читательскую аудиторию, они устанавливали с ней тесные свя­зи, практиковали работу выездных редакций, издавали с их по­мощью специальные номера и выпуски газет, посвященные важнейшим текущим вопросам развития своей отрасли. Всю свою деятельность отраслевая печать направляла на повышение трудовой активности масс, всемерно помогая им в организации производства, повышении его рентабельности, широком рас­пространении передового опыта. Во многих отраслевых издани­ях постоянными были рубрики и разделы: "Профессиональная жизнь", "За высокую производительность труда, "Технические новинки", "Труд и дисциплина", "Рабочий быт", "Обмен опы­том", "Редакционная почта", "Читатели о своей газете" и др.

В довоенные годы в системе периодики обязательно имелась хотя бы одна ежедневная массовая общеполитическая рабочая газета и несколько отраслевых изданий. В частности, еще выхо­дила "Рабочая газета" (издавалась до конца января 1932 г.), а в январе 1930 г. появилась газета "За индустриализацию". И хотя она вышла как ежедневный экономический орган ВСНХ СССР, а затем стала изданием Наркомтяжпрома, ее характер как массо­вой газеты был очевиден. Об этом красноречиво говорят ее по­стоянные отделы и рубрики: "Всесоюзная доска почета", "Письма в редакцию", "Капитальное строительство", "Борьба за качество" и др. Совместно с газетой "Труд" она провела сове­щание ударников и участников соревнования ряда металлурги­ческих предприятий, а с газетой "Техника" выпускала сов­местные специальные и праздничные номера, издавала бюлле­тень "Межзаводская перекличка".

На страницах газеты "За индустриализацию" широко осве­щались вопросы организации производства, планирования, уп­равления промышленностью, передовой производственный опыт. Газета вела настойчивую борьбу за освоение новой техни­ки, за подъем темпов работ, прежде всего в тяжелой промыш­ленности. Она рассказывала о строительстве крупных индустри­альных гигантов, о путях технической реконструкции, о необхо­димости выполнения всех производственно-экономических и фи­нансовых параметров работы предприятия. Все это дало мощ­ный толчок развитию массового движения за овладение новой техникой.

В 30-е гг.; газета много сделала для воспитания хозяйственных кадров, обмена опытом по организации производства и внедрению новой техники и передовой технологии. В конце 30-х гг. "За индустриализацию" влилась в газету "Индустрия", а та в свою очередь была реорганизована в газету "Черная металлургия".

Заметный вклад в распространение научно-технической ин­формации и подъем профессионального уровня рабочих и ин­женерно-технических работников внесло приложение к газете. Его название отражало типологическую суть издания — "Техни­ка". Выросшее из отдела, оно отделилось от газеты и оформи­лось в самостоятельный орган. О его характере дают полное представление материалы рубрик и отделов: "Новости науки и техники в СССР", "Новости науки и техники за границей", "Рабочее изобретательство", "Технические консультации" и др. Тематическая направленность издания свидетельствовала о ши­роте научно-технической пропаганды и преследуемых ею целях с учетом общественной потребности в различной информации.

Газета "Техника" поднимала широкий круг проблем. Она не только пропагандировала передовое, но и вела дискуссии, выс­тупала с критикой недостатков, боролась за подъем отстающих предприятий до уровня передовых.

Процесс дифференциации центральной отраслевой печати происходил и в середине 30-х гг. Появляются новые газеты "Уголь", "Машиностроение" и др.

В годы первых пятилеток возникают новые элементы и в структуре местной и национальной печати. В связи с реоргани­зацией административно-территориального деления в некото­рых республиках создаются областные газеты. Так, на Украине выходят областные газеты "Заря" (Днепропетровская), "Социалистична Украина" "Социалистический Донбасс" и др. Всего к началу второй пятилетки на Украине выходило 1196 газет. Из них 30 республиканских, 14 областных, около ста городских[2]. Число городских газет неуклонно росло. В январе 1932 г. в Гру­зии начала издаваться городская газета "Тифлисский рабочий". В это же время на Украине выходит "Харьковский рабочий", который, как и "Тифлисский рабочий", через два года преобра­зуется в вечернюю газету.

Процесс дифференциации все больше касается и националь­ной журналистики. На Украине, в Белоруссии, Казахстане, Гру­зии, Армении, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане и других республиках появляются газеты для учителей, работников куль­туры, литературные газеты, спортивные издания. Развитие мно­гонациональной журналистики страны происходит и за счет га­зет, выпускаемых в национальных республиках для проживаю­щих здесь народов некоренной национальности. Так, в Грузии выходят газеты на армянском, в Узбекистане — на таджикском, каракалпакском, в Армении — на азербайджанском языках и т. д. И все же национальная журналистика строилась без учета исторического прошлого, сложившихся традиций, различных уровней культурного развития народов, реальных потребностей сегодняшнего дня. Единая унифицированная модель строитель­ства печати в национальных регионах страны становилась тор­мозом на пути структурных изменений в национальной журна­листике.

Существо происходивших в печати процессов отражает мно­гообразие экономических, социально-политических, националь­ных и других отношений в обществе. К концу восстановитель­ного периода в основном был завершен переход прессы нацио­нальных республик на местные языки. Главным итогом этого процесса явилось создание массовой крестьянской газеты.

К середине 30-х гг. в стране сложилась разветвленная диффе­ренцированная система многонациональной печати. Характе­ристика ее по горизонтали может быть представлена таким об­разом: а) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты; б) центральные, республиканские издания для крестьян[3]; в) центральные, республиканские молодежные издания; г) центральные, республиканские отраслевые издания.

Характеристика системы по вертикали: республиканские, краевые, областные, городские, районные (с августа 1930 г.), многотиражные газеты.

В 1928 г. в систему всей советской печати входило около 2 тыс. газет, разовый тираж которых составил 9,5 млн. экз., в то время как в 1925 г. — в последнем году восстановительного периода — 1120 газет. Разовый тираж их был немногим более 8 млн. экз. К концу первой пятилетки — в 1932 г. — в стране выходило 7,5 ты­сяч газет, а к концу второй пятилетки — в 1936 г. — 9250 газет. Разовый тираж за это время поднялся с 35,5 до 38 млн. экз. Ги­гантский рост тиражей свидетельствовал о растущем интересе масс к периодической печати, о ее безусловно важном месте в системе политических институтов страны, однако директивный характер проведения подписки на периодику по-прежнему со­хранялся.

Органической частью развивающейся системы средств массо­вой информации конца 20-х—30-х гг. были журналы, а также книжная продукция. О количественном росте журнальной пери­одики можно судить по такому факту: если в 1926 г. выходил 1631 журнал, то в 1929 г. — 2188. Несколько по-иному сложи­лось положение вещей в выпуске журнальной периодики во второй пятилетке. В 1936 г. выходило 1995 журналов. Это по сравнению с 1933 г. почти на 400 журналов меньше, кроме того, почти на 200 млн. экз. сократился годовой тираж журналов[4]. Со­кращение сети журналов было вызвано тем, что в период пер­вой пятилетки нередко возникали издания параллельной тема­тики, часто дублировавшие друг друга. Однако в последующие годы положение журнальной периодики стабилизировалось, и она продолжала расти в основном за счет журналов, выходив­ших в национальных республиках. В их числе, в частности, от­раслевые издания: "Технику в массы" (Белоруссия), "Овладеем техникой" (Армения) и др.

В соответствии с требованиями времени в конце 20-х гг. на­чинается перестройка издательской системы, превратившая Гос­издат в центр и основную базу книгоиздательского дела. Усили­вается роль Госиздата и в выпуске художественной литературы.

Именно в эти годы, по существу, впервые была получена ре­альная возможность издавать массовую книгу стотысячными ти­ражами. Так, в издательстве "Московский рабочий" начинает выходить "Роман-газета", целью которой стала пропаганда луч­ших произведений современных писателей среди широких масс. В конце 20-х гг. Госиздат выпускает "Дешевую библиотеку классиков", состоявшую из важнейших произведений класси­ческой и современной художественной литературы.

В 30-е гг. осуществляется реформа издательского дела, кото­рая привела к созданию трех крупных специализированных из­дательств: государственного издательства "Художественная лите­ратура", "Детгиз", значительно расширившегося издательства "Академия". В 1934 г. создается издательство "Советская лите­ратура". После реорганизации издательств центр внимания был перенесен на техническую и политическую книгу. Жесткая рег­ламентация тематики выпускаемой литературы, определившиеся приоритетные направления в издательской политике государства привели к тому, что выпуск художественной литературы сокра­тился. За три года (с 1931 по 1933) он уменьшился по всем по­казателям в два раза. Удельный вес художественной литературы в общей продукции книгоиздательств был наименьшим на всем протяжении 30-х гг.

При сохранении общегосударственных тенденций издательс­кое дело в национальных республиках обретает свою специфи­ку. Здесь наряду с политической литературой значительное вни­мание уделялось выпуску учебной и культурно-просветитель­ской книге. К 1929 г. во всех национальных регионах СССР были созданы издательства, приступившие к выпуску учебной, общественно-политической и художественной литературы.

В конце 20-х — начале 30-х гг. заметные изменения происхо­дят в структуре ТАСС. Во всех регионах страны завершается процесс создания отделений или корреспондентских пунктов ТАСС, что способствовало окончательному утверждению в стра­не единой государственной информационной службы. Почти вдвое увеличилась корреспондентская сеть ТАСС и его местных отделений. Заметный приток внутрисоюзной информации выд­винул задачу реорганизации аппарата телеграфного агентства.

Был сделан первый шаг в систематизации потока сообщений, поступавших из республик, краев и областей страны. К началу 30-х гг. постоянными становятся фотографический отдел в структуре ТАСС — "Фотохроника ТАСС" и должность фотокор­респондента агентства. Фотохроника ТАСС, став преемницей фототеки РОСТА, на протяжении последующих десятилетий формировала фотоархив, запечатлевший все важнейшие собы­тия, происходившие в СССР. Усилиями фотокорреспондентов ТАСС создавалась фотолетопись арктического похода челюскинцев, беспримерных перелетов Чкалова, Байдукова, Белякова, Гризодубовой, Расковой, патриотических начинаний Изотова и Ангелиной, Стаханова и Кривоноса и многих тысяч других па­мятных событий.

В 30-е гг. значительно укрепляется международный отдел ТАСС. Этому способствовали главным образом два обстоятель­ства. Первое было связано с расширением зарубежной коррес­пондентской сети. Собкоры ТАСС получили аккредитацию в Англии, Франции, США и других странах Европы, Азии, Восто­ка, Латинской Америки. И второе: ТАСС становится участни­ком международного информационного обмена. Оно получает и передает информацию крупнейшим телеграфным агентствам мира — Рейтер, Ассошиэйтед пресс, Франспресс и др.

Все более важной частью системы средств массовой инфор­мации Советского Союза становилось радио. Вспомним, что с января 1924 г. основной формой радиовещания стали радиогазе­ты "РОСТА", дифференцировавшиеся вскоре в "Рабочую", "Крестьянскую", "Комсомольскую" и другие радиогазеты. В структуре радиогазет конца 20-х — начала 30- гг. кроме основ­ной проблематики выделялись отдельные информационные бло­ки. "По Союзу Советов", "По Союзу Советских республик", "Что слышно в Москве", "Новости науки и техники", "Книжный уго­лок", "Радиоотклики", "Что нового за границей", "Спорт" и др. Расширение проблематики явилось отражением растущих инте­ресов радиоаудитории и тех темпов, с которыми шло радиостро­ительство в стране[5].

К концу первой пятилетки в СССР работало 60 радиовеща­тельных станций. Увеличилось число радиовещательных цент­ров в республиках, возросла радиоаудитория, появились новые формы и жанры радиопередач: радиопереклички, радиомитинги, радиособрания, вечера народов СССР и др. Объем Центрального и местного радиовещания по сравнению с предыдущим перио­дом почти удвоился. Все это вызывало необходимость создать новый руководящий радиовещательный центр, способный ре­шать в масштабах всей страны назревшие проблемы радиовеща­ния, его дальнейшего развития, совершенствования. Таким центром стал в 1931 г. Всесоюзный комитет по радиовещанию при Народном комиссариате почт и телеграфов, реорганизован­ный в 1933 г. во Всесоюзный комитет по радиовещанию и ра­диофикации при СНК СССР.

Во второй пятилетке в основном была решена проблема пе­редачи единой радиовещательной программы из Москвы на все радиостанции Советского Союза, а в республиках и автономных областях организовано вещание на национальных языках. Коли­чество радиовещательных станций достигло 93, их мощность возросла на 33%, количество радиоприемных устройств удвои­лось. В целом по стране на одну тысячу жителей их приходи­лось 44, а в городах — 78.

Эпоха второй пятилетки связана с первыми шагами советско­го телевидения. Еще в 1924 г. "Правда" сообщила о том, что ученые страны добились передачи изображения на расстоянии без проводов, что они достигли больших успехов в области теле­видения. В течение последующих 10 лет шел процесс техничес­кой обработки телевизионной системы, выявления технических возможностей и практического применения телевидения. И чем дальше шла разработка этих проблем, тем очевиднее станови­лись перспективы телевидения и его практические цели. Поэто­му в сентябре 1934 г. Совнарком СССР обязал Наркомат связи и Наркомтяжпром приступить к изготовлению технического оборудования для телевидения, с тем чтобы в 1935 г. было осво­ено производство передающей и приемной телевизионной аппа­ратуры[6].

15 ноября 1934 г. была проведена первая в Советском Союзе передача телевизионной программы с разложением изображения на 30 строк со звуковым сопровождением. Выступить в про­грамме пригласили известного артиста И. Москвина. Три с по­ловиной года спустя состоялась пробная студийная телевизион­ная передача.

Это событие произошло в Москве в начале марта 1938 г. в те­левизионном центре на Шаболовке и велось методом электронно­го телевидения с разложением изображения на 343 строки.

1 сентября 1938 г. после завершения строительства был при­нят в эксплуатацию Ленинградский телевизионный центр. Пе­редачи его выходили в эфир через день.

5 ноября начались опытные телевизионные передачи из но­вого Московского телецентра на Шаболовке. Они велись прак­тически каждый день[7].

Таким образом, в 30-е гг. система средств массовой информа­ции Советского Союза обогатилась еще одним звеном. Телеви­дение стало реальностью. Но это было только началом пути. Предстояло выяснить общественные, идейно-политические, культурные, образовательные и другие возможности и функции телевидения в структуре идеологических институтов государства.

Укреплялась материально-техническая база не только радио и телевидения. Чтобы ликвидировать бумажный голод в газетно-журнальном и книжном производстве, начинается строи­тельство ряда бумажно-целлюлозных комбинатов, предприятий, производящих отечественное полиграфическое оборудование. С 1931 г. "Правда" печатается не только в Москве. Ее матрицы са­молетами доставляются в Ленинград, Харьков, Ростов-на-Дону, Грозный, Баку, Тбилиси, Свердловск и там с них печатают газету.

Бурный рост прессы и большой круг новых задач, вставших перед печатью, требовали улучшения и расширения подготовки журналистских кадров. В стране крепла и все заметнее расширя­лась система учебных заведений, готовивших работников печа­ти. По специально созданным программам обучение осущест­вляли Коммунистический институт журналистики им. Правды в Москве, им. В.В. Воровского в Ленинграде, институты в Минс­ке, Харькове, Свердловске, Алма-Ате.