Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект лекций по философии 2012.doc
Скачиваний:
403
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
1.22 Mб
Скачать

Философия жизни ф. Ницше

Согласно немецкому философу Фридриху Ницше (1844 - 1900), земная жизнь есть высшая ценность, она прекрасна как таковая и в любом виде. Нет ничего выше земной жизни. В своей книге «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» Ф. Ницше утверждает: надо сказать жизни великое «Да!», принять ее.

Его герой Заратустра, провозвестник новой религии жизни так объясняется в любви к жизни:

И вот песня, которую пел Заратустра, в то время как Купидон и девушки вместе плясали:

В твои глаза заглянул я недавно, о жизнь! И мне показалось, что я погружаюсь в непостижимое.

Но ты вытащила меня золотою удочкой; насмешливо смеялась ты, когда я тебя называл непостижимой.

«Так говорят все рыбы, - отвечала ты, - чего не постигают они, то и непостижимо.

Но я только изменчива и дика, и во всем я женщина, и притом недобродетельная:

Хотя я называюсь у вас, мужчин, «глубиною» или «верностью», «вечностью», «тайною».

Но вы, мужчины, одаряете нас всегда собственными добродетелями - ах, вы, добродетельные!»

Так смеялась она, невероятная; но никогда не верю я ей и смеху ее, когда она дурно говорит о себе самой. И когда я с глазу на глаз говорил со своей дикой мудростью, она сказала мне с гневом: «Ты желаешь, ты жаждешь, ты любишь, потому только ты и хвалишь жизнь!»

Чуть было зло не ответил я ей и не сказал правды ей, рассерженной; и нельзя злее ответить, как «сказав правду» своей мудрости.

Так обстоит дело между нами тремя. От всего сердца люблю я только жизнь - и поистине, всего больше тогда, когда я ненавижу ее!

Но если я люблю мудрость и часто слишком люблю ее, то потому, что она очень напоминает мне жизнь!

У ней ее глаза, ее смех и даже ее золотая удочка - чем же я виноват, что они так похожи одна на другую?

И когда однажды жизнь спросила меня: что такое мудрость? - я с жаром ответил: «О, да! мудрость!

Ее алчут и не насыщаются, смотрят сквозь покровы и ловят сетью.

Красива ли она? Почем я знаю! Но и самые старые карпы еще идут на приманки ее.

Изменчива она и упряма; часто я видел, как кусала она себе губы и путала гребнем свои волосы.

Быть может, она зла и лукава, и во всем она женщина; но когда она дурно говорит о себе самой, тогда именно увлекает она всего больше».

И когда я сказал это жизни, она зло улыбнулась и закрыла глаза. «О ком же говоришь ты? - спросила она. - Не обо мне ли?

И если даже ты прав, можно ли говорить это мне прямо в лицо! Но теперь скажи мне о своей мудрости!»

Ах, ты опять раскрыла глаза свои, о жизнь возлюбленная! И мне показалось, что я опять погружаюсь в непостижимое».

В жизни есть два начала. Первое – аполлоновское начало, светлая поверхность жизни. Это начало света, гармонии, разума, индивидуальности. Второе – дионисийское начало. Это - темное начало буйства стихийных сил природы. Именно оно является главным.

Все живое хочет расти, распространяться, подчинять себе окружающую среду. Значит, жизнь – это воля к власти. Ф. Ницше считал, что воля к власти есть основной мотив деятельности человека. Даже в отношениях любви речь идет о власти. А так как таких воль к жизни много, то между ними неизбежно возникает вражда. Жизнь – это борьба. Для счастья нужен смертельный враг. Именно он заставляет жить в наивысшем напряжении.

Лучше враг

Из цельного куска,

Чем друг,

Приклеенный слегка.

С точки зрения Ф. Ницше надо принять жизнь, со всем, что она несет. Принять, что страдания неизбежны в жизни. И неизбежно причинение страданий другому человеку. Над человеком нет никакой высшей инстанции. Вера в Бога умерла: «Бог мертв». Ницше больше всего привлекает красота силы, могущества. «Мир имеет оправдание только как эстетический феномен». Например, тигр красив, потому что силен и опасен. Это красота зла.

В борьбе обнаруживается неравенство людей. Есть две расы – раса господ и раса рабов. Господа – это сильные и красивые экземпляры человеческого рода. Рабы - слабые, неудачные экземпляры. Мораль – выдумка слабых, чтобы их не уничтожили сильные. Жизненное правило, которое предлагает Ф. Ницше: «слабого подтолкни, чтобы упал».

Современный человек, по мнению Ницше, достоин презрения – настолько он мелок. Сегодня на земле живут последние люди. «Не грехи ваши, а ничтожество грехов ваших вопиет к небу». - Обращается к ним Ницше. Ф. Ницше считал, что «Человек есть нечто, что должно быть преодолено». На смену человеку должен придти сверхчеловек. Сверхчеловек обладает исполинской мощью, дионисийским началом. Он стоит по ту сторону добра и зла - для него нет обычной человеческой морали, никаких моральных ограничений. Он делает, что хочет, и с кем хочет. В потусторонний мир Ф. Ницше не верит. Но верит в вечное возвращение. То, что мы переживаем сейчас, снова повторится через какой-либо промежуток времени. Это своеобразная замена бессмертия.

Ф. Ницше призывал к переоценке ценностей. Вместо духовных ценностей он провозглашает жизнь как самоценность. Все должно служить жизни. Получается, что, если ложь помогает жить, то это истина. В своей книге «К генеалогии морали» Ф. Ницше воспевает жесткость древних германцев. «Эти же люди за пределами своей среды, стало быть, там, где начинается чужое, чужбина, ведут себя немногим лучше выпущенных на волю хищных зверей. Здесь они смакуют свободу от всякого социального принуждения; в диких зарослях вознаграждают они себя за напряжение, вызванное долгим заключением и огороженностью в мирном сожительстве общины; они возвращаются к невинной совести хищного зверя как ликующие чудовища, которые, должно быть, с задором и душевным равновесием идут домой после ужасной череды убийств, поджогов, насилий, пыток, точно речь шла о студенческой проделке, убежденные в том, что поэтам надолго есть теперь что воспевать и восхвалять. В основе всех этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия; этой скрытой основе время от времени потребна разрядка, зверь должен наново выходить наружу, наново возвращаться в заросли - римская, арабская, германская, японская знать, гомеровские герои, скандинавские викинги - в этой потребности все они схожи друг с другом. Благородные расы, именно они всюду, где только ни ступала их нога, оставили за собою следы понятия «варвар».

Некоторые идеи Ницше были использованы германским фашизмом.