Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мед псих скан.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
2.2 Mб
Скачать

3.4. Сон и сноведения

Сновидение является этапом на пути от бессозна­тельной деятельности к сознательной. В сновидении дей­ствуют психологические законы, но они ниже порога сознания. Сновидения носят мифологический характер. Если дыхание особенно легко и свободно, то нам ка­жется, что мы летим. Если оно затруднено, то наступа­ет кошмар. Если, раскрывшись во сне, начинаешь зяб­нуть, то кажется, будто совершаешь путешествие к полюсу или гуляешь нагишом по улице. Акт пробуж­дения является переходом из бессознательного, по край­ней мере, относительно, к сознательному состоянию, происходит оттого, что отдельное впечатление, соеди­няясь с другими, получает необходимый для него фон, чтобы сделаться сознательным. Это вполне согласно с тем, что сознание является связанным с очень слож­ными нервными органами, в которых может встречаться много течений.

Традиционно психология признает два состояния со­знания, присущих всем людям: сон, рассматриваемый как период отдыха; состояние бодрствования, или активное состояние сознания.

Бодрствование — это то состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.

То, как мы осознаем внешний мир и одновременно свой внутренний мир, меняется на протяжении дня в за­висимости от нашего состояния. Таким образом, обра­ботка информации меняется очень существенно в зави­симости от уровня бодрствования.

Сон — это переодическое функциональное состоя­ние человека и животных со специфическими поведен­ческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира.

Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Сейчас известно, что сон — не просто восстановительный период для организма, а включает разные стадии, выполняет раз­нообразные функции.

В мозгу 10 млрд клеток, а каждая из них представля­ет собой миниатюрную станцию, способную в возбужден­ном состоянии создавать электрический потенциал. С 1924 г. электрическую активность мозга стали регистрировать в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ) с помощью элек­тродов, прикрепленных к коже головы человека. Элект­рические потенциалы мозга отображаются графически в виде волн, записываемых на движущейся полосе бумаги. При низкой активности мозга большие группы нервных клеток разряжаются одновременно, и эта синхронность отображается на ЭЭГ в виде волн низкой чистоты и боль­шой амплитуды — «медленных волн»: альфа-волны, ча­стота которых лежит в пределах от 8 до 12 циклов в секунду (8-12 Гц). Они характерны для совершенно рас­слабленного организма, когда человек сидит спокойно с закрытыми глазами. Тета-волны частотой от 4 до 7 Гц. Они проявляются на первой стадии сна. Дельта-волны (0,5-3 Гц) регистрируются во время глубокого сна.

У человека во сне наблюдается угнетение осознавае­мой психической активности. Сон представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз, кото­рые получили название «медленного» сна и «быстрого» или «парадоксального» сна, физиологические характе­ристики которых во многом противоположны.

Обе фазы, имеют сложную многоуровневую организа­цию, обеспечивающую развитие активных процессов в мозге, специфичных для каждой фазы.

В фазе «медленного» сна наблюдается тонические (стой­кие) изменения вегетативных и моторных показателей, снижается тонус мускулатуры, замедляется дыхание, сер­дечный ритм. Во время «быстрого» сна на электроэнцефа­лограмме фиксируются быстрые низкоамплитудные коле­бания, сходные с начальной стадией сна или даже бодствования, развивается атония антигравитационной мус­кулатуры, резко падает активность мышц шеи, появля­ются фазические явления в виде быстрых движений глаз, подергивания мышц лица, конечностей, нарушения регу­лярности ритма дыхания, сердечной деятельности, подъе­ма артериального давления. На стадии «медленного» сна пороги поведенческого пробуждения возрастают на 30-40%, на стадии «быстрого» сна — на 200-300%.

При пробуждении от «медленного» сна человек часто не отмечает сновидений, так как сновидения в «медлен­ном» сне напоминают мысли, рассуждения. В период «мед­ленного» сна могут возникать сомнамбулизм, сноговорение, ночные кошмары. После «быстрого» сна человек в 75-90% случаев сообщает о своих сновидениях с элемен­тами нереальности, фантастичности. Фазы «медленного» и «быстрого» сна образуют цикл, длительностью в 60-90 мин., повторяющийся в естественном ночном сне 4-5 раз. У нормального человека на «быстрый» сон приходится около 20% всего периода. Длительность фаз «быстрого» сна к утру увеличивается, а «медленного» убывает. При общем лишении сна сначала восстанавливается «медлен­ный», а затем быстрый» сон.

Сон способствует восстановлению функций соматичес­ких тканей и нервных клеток, психологической стаби­лизации, защиты личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации.

Проявления неполного сна с частичной деятельнос­тью отдельных заторможенных участков головного моз­га и есть сновидения.

Сновидения наблюдаются обычно при неглубоком сне. В связи с этим принято считать отсутствие сновидений положительным явлением, характеризующим здоровый, глубокий сон. Однако в последнее время психологами инейрофизиологами высказываются предположения о том, что сновидения выполняют какую-то полезную для чело­века работу.

Сознание при сновидениях своеобразно изменено. Если оно и отражает действительность, то в извращенном виде. Мышление не подчиняется логическим правилам и но­сит конкретно образный характер. Критика отсутствует, поэтому самые невероятные и невозможные картины и ситуации воспринимаются в сновидении как реальные без тени сомнения. На первый взгляд, эти хаотические нагромождения образов и слов не поддаются научному анализу, однако сновидения, как и другие психические процессы, детерминированы и могут быть поняты. Прежде всего при исследовании сновидений выясняется, что все элементы сновидения (образы, мысли, слова, чувства) бе­рутся из реальных переживаний, впечатлений, событий, которые спящий уже пережил в бодрствующем состоя­нии. Сновидение не создает ничего абсолютно нового. Это «небывалая комбинация бывалых впечатлений», по выра­жению И. П. Павлова. Можно сказать, что в сновидении преобладают элементы первой сигнальной системы. Мень­шее место занимают элементы деятельности второй сиг­нальной системы. Есть люди, которые в своих сновиде­ниях «не участвуют». У других слова-надписи или слова-звуки занимают существенное место в картине сновиде­ния. Иногда бывает, что сновидения сопровождаются сво­еобразным «дикторским» текстом.

Большинство сновидений продолжается не более не­скольких секунд. Например, пока звонит будильник или телефон, можно увидеть сон, вызванный этими звука­ми. Наряду с этим несомненно существуют длительные сновидения. По И. П. Павлову, сновидения обыкновен­но представляют собою цепь разнообразных и противо­положных следовых раздражении. Хаотическое растор­можение корковых нервных следов может происходить под влиянием внешних и внутренних раздражении (интеро- и проприоцепторов), фазовых состояний при не­глубоком сне, а также при разделении корковых зон торможением.

Следует отметить, что воздействием на спящего из­вне можно искусственно вызвать у него сновидение.

А психологический анализ сновидений далеко не все­гда так прост, как кажется. В некоторых случаях при анализе содержания сновидения надо учитывать, что вхо­дящие в него образы могут иметь символическое значе­ние. Можно упомянуть о так называемых «вещих снах», содержание которых сбывается и которые как бы пред­сказывают будущее. Есть несколько категорий таких снов. В одних случаях человек видит себя во сне больным и действительно заболевает через некоторое время. Это мо­жет быть объяснено тем, что во время сна в центральной нервной системе возникает парадоксальная фаза, при ко­торой минимальные раздражения от больных внутрен­них органов, не доходящие до мозговых центров в бодр­ствующем состоянии, доходят до них во время сна и оп­ределяют «болезненное» содержание сновидений в самых начальных стадиях болезни. А в бодрствующем состоянии наш мозг вообще загружен большим количеством разно­образных и подчас довольно сильных раздражителей, и естественно, что незначительные интероцептивные, исходящие из очага болезни раздражения подавляются ими. В других многим известных случаях содержанием сновидения является болезнь кого-либо из близких лю­дей, что затем подтверждается наяву. В подобных случа­ях в сновидении суммируются и активируются опять-таки незначительные следы от мелких изменений мимики, ин­тонации, настроения, интересов близкого человека, свя­занные с начинающейся болезнью. Эти изменения не до­ходили до сознания в бодрствующем состоянии, и лишь в сновидении оформилась картина вероятного заболева­ния близкого человека.

Можно сказать, что при сновидении выполняется определенная психическая работа.

Однако заболевания это не единственное содержание сновидений, предсказывающих возможные события, ка­сающиеся других людей и осуществляющиеся в действи­тельности. Во время Великой Отечественной войны, да и в наши дни во время локальных конфликтов жены, матери военнослужащих нередко видят во сне, что их мужья, дети ранены, убиты или же невредимыми возвращаются домой. Нередко такого рода сновидения сбывались и сбы­ваются. Во многих случаях это совпадение сновидения с действительностью.

Не менее интересную категорию составляют сновиде­ния, в которых завершается решение интеллектуальных задач, начатое в бодрствующем состоянии. Известно, что великий русский химик Д. И. Менделеев впервые в окон­чательном виде увидел свою периодическую систему эле­ментов во сне. Химик Кекуле, работавший над структур­ной формулой бензола, увидел ее во сне в образе змеи, которая сама себя кусала за хвост. Аналогичные случаи имели место с математиком Ж. А. Лагранжем, и биоло­гом Леви, который «открыл» медиаторы во сне, и други­ми учеными. Следует отметить, что во всех подобных слу­чаях «открытие» в сновидении является лишь одним из этапов, часто заключительным, творческой работы. Ин­тересно, что в сновидении в таких случаях оформляется преимущественно наглядно образное решение вопроса, как это было с Д. И. Менделеевым.

Сновидение может не оказывать заметного влияния на сознание в дальнейшем. Это наблюдается чаще всего в случаях, когда сновидения эмоционально ненасыщены и содержание их более или менее «нейтрально». Воспоми­нание о содержании пережитого сновидения в этих слу­чаях сохраняется обычно только в первые моменты пос­ле пробуждения, а затем исчезает. Это соответствует невро-психической норме. При тяжелых соматических забо­леваниях, в начальных стадиях невроза, в препсихотических состояниях нередко наблюдается параллельное, как бы независимое друг от друга течение сновидений и бодрствующего сознания. При этом тяжелые, неприят­ные, иногда кошмарные сновидения довольно хорошо за­поминаются. Бывает, что при пробуждении события, про­исходившие во сне, как будто продолжаются, и наобо­рот. Однако, гораздо чаще бывает, что положительная или отрицательная эмоциональная окраска сновидений оставляет короткое, реже более или менее длительное последействие, окрашивая в соответствующий эмоциональ­ный тон бодрствующее сознание, что проявляется трево­гой, тоскливостью, дисфорией или, наоборот, бодростью, приподнятостью настроения и т. д.

Большое влияние содержания сновидений на после­дующее бодрствующее сознание наблюдается при психо­зах в стадии активного развития психотичеекой симпто­матики, а при далеко зашедших заболеваниях и затяж­ном течении это явление выражено гораздо слабее. Мно­гие галлюцинаторные переживания, бредовые интерпре­тации и особенно конфабуляции часто представляют со­бой не что иное, как некритически воспринятые снови­дения больных. Не считая определенные переживания сновидениями, больные, естественно, и не сообщают об этом, особенно если их не расспрашивают о пережитых сновидениях.

Изучение сновидений лиц, страдающих соматически­ми заболеваниями, может помочь оценить скрытое, тече­ние заболевания и отношение- к нему больного.

Между переживаниями наяву и в сновидении обычно существует четкая грань. В некоторых случаях, в том числе у здоровых людей, она может стираться, и тогда содержание сновидений полностью или частично перено­сится в бодрствующее сознание как реально происшед­шее событие. Реже встречается обратный механизм псев­дореминисценции, когда реально пережитое в бодрствую­щем состоянии с течением времени в воспоминаниях от­носится к сновидению. В этих случаях речь идет об очень кратких, но сильных переживаниях. Описаны случаи, как девушка, подвергшаяся изнасилованию, сначала пережи­вала это «как тяжелый сон», а спустя несколько лет счи­тала, что это было сновидением — вероятно сработал ме­ханизм психологической защиты. В сознании и памяти могут возникать смешанные образования из пережитых наяву и в сновидении элементов. Возникновению таких смешанных образований способствует близость их во вре­мени. Например: мужчина был разбужен звонком телефона и пережил сновидение, в котором фигурировал зво­нивший. Проснувшись, он взял трубку и обменялся несколькими фразами с действительно звонившим челове­ком. В дальнейшем из его рассказа нельзя было устано­вить, что он видел во сне, а что произошло наяву, так как те и другие впечатления смешались.

Многолетние исследования ученых Базельского уни­верситета показали, что ночной сон в зависимости от вре­мени года имеет различную продолжительность. Самый короткий в мае-июне, самый длинный — в сентябре-ок­тябре, в остальные месяцы преобладают средние значе­ния. Оказалось, что женщины спят в среднем на час доль­ше мужчин и, судя по всему, чаще видят сны.

Исследователи также подсчитали, что женщинам снит­ся около тысячи снов в год, т. е. в среднем два-три каж­дую ночь. Обычно сны длятся от нескольких секунд до нескольких минут, хотя нам кажется, что мы видели их всю ночь напролет.

Кроме того, выяснилось, что немаловажную роль в психологическом климате семьи и взаимоотношениях между супругами играет то, как они спят. Американс­кий психотерапевт Катлин Фрун советует, прежде всего, решить главный вопрос: какая сторона постели вам нра­вится больше. Если муж с самого начала безапелляцион­но присваивает себе определенную часть постели, кто зна­ет, на что он будет претендовать дальше. И когда вы бу­дете долго спорить о том, где провести отпуск, и все же вынуждены будете уступить, то следует понять, что на­чало ваших уступок было заложено в тот самый момент, когда ваш супруг захватил правую (или левую) половину общего матраца. Поэтому на своих требованиях лучше настоять сразу после свадьбы.

Еще одно интересное наблюдение: если у вас депрес­сия, вставайте с рассветом. Яркое утреннее солнце спо­собствует снижению концентрации гормона «плохого на­строения» — меланина и, следовательно, улучшению на­строения.

Сон напрямую связан с иммунной системой, и недо­сыпание грозит уничтожением иммунных клеток крови, утверждают американские медики. Группе здоровяков лишь на одну ночь сократили время сна. Количество клеток, побеждающих вирусную инфекцию, снизилось на 30% Таким оно и оставалось, пока испытуемые не выс­пались как следует.

Отсутствие сна влияет на образное мышление: если после бессонной ночи еще можно ответить на вопросы несложного теста, то написать сочинение невозможно. Есть у организма и еще одно сильнодействующее сред­ство — хорошее настроение, способное защитить даже от простуды! Веселясь с друзьями или с головой уходя в любимое дело, вы гарантируете несокрушимость своей иммунной системы, на целых два дня. А последствие пло­хого настроения — ослабление иммунитета на сутки. Исследования показали, что совершенно здоровые люди могут запросто простудиться, выходя на улицу в мрач­ном расположении духа.

Согласно закону Йеркса — Додсона — Хеббе, поведе­ние человека будет тем эффективнее, чем ближе будет его уровень бодрствования-активации к некоторому оптиму­му. Он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким. При более низких уровнях готовность человека к действию уменьшается, и он вскоре засыпает, а при бо­лее высоких он будет больше взволнован из-за чересчур сильной мотивации или же сильного расстройства чувств, и его поведение может даже полностью дезорганизоваться.

В среднем наш организм функционирует с чередовани­ем: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часо­вой цикл управляется внутренним контрольным меха­низмом, называемым биологическими часами, который ответственен за возбуждение центров сна, расположен­ных в стволе мозга, и центра бодрствования, которым является ретикулярная формация мозга.

К сноподобному состоянию относят каталепсию, ха­рактеризующуюся понижением чувствительности к вне­шним и внутренним стимулам, образно говоря — «воско­вой гибкостью», проявляющейся в непроизвольном, без усилий, сохранении позы.

Каталепсия может возникать в гипнотическом сне, а также при некоторых психических заболеваниях, таких как шизофрения, истерия и др.