Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Правовые основы СМИ - ответы на билеты (шпоры)

.doc
Скачиваний:
159
Добавлен:
22.02.2015
Размер:
705.54 Кб
Скачать

14. Освещение терактов СМИ и распространение экстремистских материалов.

Начнем с Закона РФ «О средствах массовой информации» 1991 года (далее — Закон РФ «О СМИ»). И прежде всего обратим внимание на статью 4 этого закона, формулирующую правовые запреты на различные виды злоупотреблений свободой массовой информации.

В частности, в соответствии с нормами этой статьи: (цит. ст.4)

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

Этот закон содержит достаточно серьезный юридический потенциал для борьбы с экстремистскими проявлениями языка вражды в СМИ. Базовое предназначение этого потенциала — предотвращать и пресекать осуществление организациями СМИ экстремистской деятельности, а также использование СМИ для распространения экстремистских материалов. Для этого закон оснащен двумя весомыми правовыми средствами воздействия на ситуацию. Вначале речь идет о предупреждении нарушителя (оно может быть обжаловано в суд в установленном порядке) и лишь затем — деятельность «закононепослушной» организации СМИ подлежит прекращению в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ст. 8).

Этот порядок описан в ст. 11 «Ответственность СМИ за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности».

В соответствии с ним, деятельность СМИ м.б. прекращена в случае, предусмотренном частью третьей статьи 8 настоящего ФЗ либо в случае осуществления СМИнф-ции экстремистской деятельности, повлекшей за собой: 1.нарушение прав и свобод человека и гражданина, 2.причинение вреда:личности,здоровью граждан,окружающей среде,общественному порядку,общественной безопасности, собственности,законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.

Деятельность СМИ прекращается: по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного СМИ, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номеров периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции СМИ, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.

Как следует из изложенного, ответ на вопрос, что именно следует считать «экстремистской деятельностью» и какие именно материалы подпадают под категорию «экстремистских», приобретает для СМИ воистину гамлетовский смысл: «быть или не быть»?

Основополагающая для данного закона категория «экстремистская деятельность» определяется, и весьма развернуто, в первой статье закона. В числе прочего экстремистской признается деятельность СМИ по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, на публичное оправдание терроризма.

После поправок летом 2006г. к экстремистской деятельности относятся: 1.публичная клевета в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенная с обвинением указанного лица в совершении деяний, перечисленных в статье 1 данного Федерального закона, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке; 2.угроза применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей; 3.создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из вышеперечисленных признаков экстремистской деятельности.

Примененная при определении понятия экстремистской деятельности законодательная техника, представляющая собой простое перечисление разнообразных действий, по мнению законодателя образующих состав преступления, без четкого определения существенных признаков каждого конкретного противоправного деяния, на основе которых суд, прокурор, следователь или дознаватель могут установить наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, открывает предельно широкие возможности для усмотрения правоприменителя и тем самым потенциального злоупотребления.

В самой же необходимости совершенствования законодательных средств борьбы с проявлениями экстремизма в российских СМИ мало кто сомневается. Весь вопрос только в том, как именно это следует делать. В ходе этой деятельности заслуживает гораздо большего, чем сейчас, внимания учет соответствующего зарубежного, и прежде всего европейского, опыта этой борьбы. В частности содержащегося в предложениях Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ЕКРН), органа Совета Европы, специализирующегося на вопросах борьбы с расизмом. В представленном в мае 2006 года по этому поводу докладе ЕКРН отмечается чрезмерно узкий и жесткий характер имеющихся в правовом пространстве России правовых мер борьбы с речью ненависти на почве расизма в СМИ. «Процедура применения этих мер «излишне громоздка», и ее серьезные последствия не способствуют тому, чтобы правоохранительные органы возбуждали дела против СМИ по признаку расистских высказываний», — подчеркивается в документе.

Авторы доклада предлагают российским властям принять «более широкий набор наказаний в отношении СМИ или журналистов, ответственных за речи ненависти, что позволило бы судьям выбирать наиболее целесообразные наказания». В частности рекомендуются такие меры, как обязательное прохождение «нарушителем» соответствующих учебных курсов, отказ или прекращение предоставления ему государственных дотаций или помощи, широкая публикация приговора.

Вопрос об ужесточении антиэкстремистского з-на вставал уже не раз и, как правило, именно после громких преступлений и терактов. При этом ужесточать нередко предлагалось ответственность не самих экстремистов или нерадивых правоохранителей, а ж-тов, "неправильно" освещающих эти инциденты. ФЗ "О противодействии экстремистской деят-сти" вступил в силу 25 июля 2002 г.. С тех пор в него не внесено ни одной поправки, хотя такие попытки и предпринимались.

Власти делают вторую попытку ограничить полномочия СМИ при освещении терактов. Об этом свидетельствуют положения нового пакета антитеррористических поправок, предложенного на рассмотрение Госдумы в начале недели. Необходимость новой редакции ряда статей УК, УПК и других кодексов власти связывают с недавним принятием закона о противодействии терроризму, а также ратификации антитеррористической конвенции Совета Европы. Поправки касаются серьезного ограничения возможностей СМИ по освещению терактов – журналистам могут запретить самостоятельно собирать информацию о теракте, сообщать о спецсредствах и тактике проведения контртеррористических операций, а также о бойцах спецподразделений – участниках таких операций, распространять в теле- и видеопрограммах информацию о произошедших террористических акциях, за искл.информации, распространяемой правоохранительными органами.

В законе «О противодействии терроризму», принятому Думой в 2006, ничего не говорилось о регламентировании деятельности СМИ. Хотя в первоначальной концепции закона, подготовленного «по горячим следам» событий в Беслане в сентябре 2004 г., журналистов не забыли: им вообще хотели запретить самостоятельный сбор информации в зоне проведения контртеррористической операции. На деле это означало, что на любой теракт, даже масштаба «Норд-Оста» и Беслана, можно было опустить непроницаемый информационный колпак. Однако права журналистов защитил сам президент.

Презентация (доклад)

Неприкосновенность частной жизни

Скрытая запись, фото- и видеосъемка

Скрытая запись -

  • Негласная (незаметная, неочевидная) фиксация с помощью технических средств действия (бездействия) лица, который не осведомлен о ее производстве.

Конституция РФ

  • Ст. 23:

  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

  • Ст. 24:

    1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

    Везде, где не упоминается форма согласия, подразумевается, что согласие может быть получено не только в письменной, но и в устной и даже молчаливой форме.

    • Ст. 25: Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

    ФЗ «О СМИ»

    • Ст. 49 «Обязанности журналиста» пункт 6: Журналист обязан при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

    • Ст. 50 «Скрытая запись»: Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки допускается ():

      • Если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

      • Если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

    Расшифровки данного понятия в действующем законодательстве нет. Вот как его расшифровывает принятая под эгидой ФСТР в апреле 1999 г. Хартия телерадиовещателей: “Под общественным интересом (…) понимается: необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями или сообщениями лица или организации”.

    Препятствование журналисту в распространении информации для защиты общественных интересов нарушает не только права журналистов, но и право граждан получать достоверные сообщения о деятельности государственных органов и их должностных лиц, осуществлять контроль за их деятельностью.

      • Если демонстрация записи производится по решению суда.

    однако остается неясным, допустимы ли для журналиста в подобных случаях также сбор и хранение этих сведений.

    К сожалению, многие журналисты порой как будто забывают, что понятия «общественный интерес» и «интересы общественности» совершенно разные вещи. Обществу может быть интересно все, и то даже, во что конкретный человек имеет право окружающих не посвящать, то, что последних абсолютно не касается. В наших средствах массовой информации, наряду с весьма толковыми расследованиями, которые действительно показывают людям проблемы, возникающие в государстве, являются своеобразным инструментом борьбы с ними, появляются работы, которые можно отнести к этому жанру только по структуре, методам, которыми была получена информация, и пр. Но отнюдь не по содержанию, коль оно не затрагивает интересы (потребности) общества, а вместо этого раскрывает подробности пусть далеко не святой, но личной жизни того или иного человека (например, политика в бане в окружении проституток). Авторы таких расследований явно не признают (или не знают, что менее вероятно) не только соответствующие этические нормы, но и, например, статью 23 Конституции РФ.

    Пример

    Журналисты были задержаны сотрудниками охраны главы администрации, когда они, выполняя редакционное задание, снимали строительство дачи главы администрации. Журналисты сняли внутренний интерьер дачи, после чего к ним подошли сотрудники охраны главы администрации, которые потребовали стереть запись. Сотрудники охраны провели осмотр личных вещей журналистов. Под предлогом того, что у журналистов были только редакционные удостоверения, их привезли в областное УВД, где предъявили журналистам обвинение в том, что они находились на территории частного владения.

    Право искать информацию и производить записи, в том числе с использованием видеотехники, гарантировано в статье 47 Закона "О СМИ".

    Действия журналистов нельзя рассматривать как нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК), так как недостроенная дача не может быть признана жилищем.

    Что касается возможного обвинения в нарушении неприкосновенности частной жизни, то, во-первых, для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо наличие специального мотива - корыстной или иной личной заинтересованности, а во-вторых, статья 49 Закона "О СМИ" содержит для журналиста важное исключение из обязанности получать разрешение на распространение сведений о частной жизни лица - получения такого согласия не требуется, если информация распространяется для защиты общественных интересов, поэтому если журналисты действуют в пределах общественных интересов, то их деятельность является законной.

    Уголовный кодекс РФ

    • Ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни»:

    1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

    Журналист может быть привлечён к ответственности и за распространение сведений, полученных от иного лица, при условии, что распространявший знал, что данные сведения получены с нарушением тайны переписки и иных сообщений.

      1. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

    • Ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»:

    1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан.

    2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

    3. Незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

  • Ст. 139 «Нарушение неприкосновенности жилища»:

    1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица.

    2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

    Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью первой, 136 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подложат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 УПК РФ.

    (Статья 20. «Виды уголовного преследования» УПК)

    Популярными являются телепрограммы, целиком и полностью основанные на демонстрации скрытой записи. Следует заме­тить, что у человека, которого невольно засняли в смешной и нелепой ситуации, всегда нужно спрашивать разрешение (есте­ственно, после съёмки) на показ данного сюжета по телевиде­нию. Как правило, такое разрешение журналисты получают, но во избежание конфликтов в дальнейшем желательно это разрешение тут же записать на плёнку встык с кадрами розыгрыша.

    Следует также обратить внимание и на то, что скрытая аудиозапись и запись чужого телефонного разговора — не одно и то же. Во втором случае происходит нарушение тайны связи, что является уголовным преступлением.