Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shervsh.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
1.19 Mб
Скачать

72

В.В. Шервашидзе

зарубежная литература хх века

Для студентов филологического факультета

Москва

Издательство Российского университета дружбы народов

1999

ББК 83.34

Утверждено

Ш 49

РИС Ученого совета

Российского университета

дружбы народов

Р е ц е н з е н т :

доктор филологических наук, профессор МГУ

Л.Г. Андреев

Шервашидзе В.В.

Ш 49

Зарубежная литература ХХ века: Учебн. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 1999. — 73 с.

ISBN 5-209-00997-1

В данном учебном пособии рассматриваются ключевые проблемы европейской литературы ХХ столетия — модернизм и так называемый «интеллектуальный роман». В работе предпринята попытка обобщения динамической картины развития литературного процесса зарубежных стран. Основные темы предусмотрены для использования в общих лекционных курсах, семинарах, а также в спецкурсах.

Для студентов филологического факультета.

Подготовлен на кафедре русской и зарубежной литературы.

ISBN 5-209-00997-1

ББК 83.34

© Издательство Российского университета дружбы народов, 1999 г.

Модернизм

Модернизм - это философско-эстетический тип мышления, способ ориентации в современном мире, который охватывает эпоху от начала до середины ХХ столетия. Основными его направлениями являются футуризм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, «театр абсурда», «новый роман». Для модернизма характерна новая концепция реальности, заменяющая аристотелевский мимесис установкой художника на свободное самовыражение. Основным объектом изображения становится сознание, которое не отражает мир, а заново его воссоздает. Реальность, созданная таким образом, преломляется через призму субъективного восприятия художника. Для модернизма характерна ломка традиций, изображение новизны, поиск новых форм. Только авангард, в концепции модернистов, способен воплотить изменившийся мир и его отношения. Авангард является одной из основных структур модернизма: «Долой лунный свет!», - заявляют футуристы; сюрреалисты возводили «абсолютный тотальный бред в правило»; Пикассо создает свою знаменитую картину «Авиньонские барышни» (1907), в которой полностью отказывается от образа, доходит до абстрактности.

Реальными провозвестниками модернистского мировос-приятия были Ницше, Киркегор, Шопенгауэр. Ницше считал, что человек отражается лишь в объектах, и это отражение он наделяет тем или иным значением. «Только искусство может причесать хаос внести пестроту красок, оттенков, многообразия форм в то, что не имеет смысла», писал немецкий философ. Шопенгауэр подчеркивал, что произведение искусства обретает собственную жизнь среди текучести и невразумительности происходящего. «Сущность искусства в том, чтобы зафиксировать в вечных формулах то, что плывет в тумане кажущегося». Для модернизма характерна оппозиция неподлинности мира и подлинности художника, обу-словливающая культ художника и искусства. Творческий акт воспринимается как полная самореализация и порыв к чистой сути. Мир оценивается как нечто мелкое, пошлое, напоминающее «замусоленный в лавке товар». Реальность для модернистов, утратила свою первозданность. Осознание антитетичности мира и искусства порождают иронию, игровое отношение к реальности.

Проблема общезначимой истины исчезает из поля зрения. Эта традиция восходит еще к немецкому романтизму, к теории романтической иронии. Мир рассматривается как гора звеньев - бирюлек, игра случайностей, а характер познания реальности- словно игра в бисер: «На крючок вытаскивается одна крошечная закономерность, бесконечно малая величина в сравнении с тем, что познано быть не может при помощи рационалистического объяснения» (Г. Гессе).

Функция иронии подразумевает не только иронию, но и самопародирование и направлена не на утверждение какой-либо истины взамен ниспровергнутой, а на утверждение отрицания. Киркегор называл иронию «абсолютной негативностью», которая ни на чем не останавливается, ничего не принимает всерьез и провозглашает культ абсолютной свободы.

Пруст, Джойс, Кафка дали наиболее общие модели субъективной деформации мира. Так, в «Поисках утраченного времени» Пруст опирается на уже сложившуюся реалистическую структуру - форму романа-эпопеи и преломляет воплощенный в ней реальный мир через призму интуитивного припоминания, т.е. через сферу индивидуального сознания.

Повествование в произведениях Кафки - внешне связное, со-бытия обыденные. Но, сохранив традиционную структуру объек-тивного повествования, Кафка воплотил в ней бессвязность, ало-гичность, абсурдность содержания.

Мир «Улисса» Джойса соотнесен с внешним миром. Писатель натуралистически фиксирует поминутное течение дня. Но реаль-ность конструируется в этом романе через интровертный мир героев при помощи ассоциативных взаимосвязей: эпическое создается через лирическое. В тенденции эта логика вела к герметичности мира художественного произведения.

Наиболее значительные явления модернизма развивают модели субъективной деформации мира, заданные Прустом, Кафкой и Джойсом. Поэтика «театра абсурда» построена на принципе демонстративного парадоксального выворачивания структур реального мира, «новый роман» определяет эстетика «вещизма». Сосредоточенность модернистов на проблемах сознания обусловлена их стремлением воссоздать и подвергнуть анализу сознание всей своей эпохи.

Итак, модернизм - это осознание проблематичности реаль-ности, находящейся в вечной незавершенности и становлении. Эта позиция обусловливает множественность версий и интерпретаций, предполагающих символичность художественного мышления, открытость финала. Модернистское сознание рассматривает произведение искусства как вечную незавершенность, недо-сказанность, как бесполезный поиск объяснения и невозможность его получить. Пластический образ модернистского восприятия предложил Борхес, сравнив мир с некой Вавилонской библиотекой, где в лабиринтах упорядоченных классификаций, создающих своей множественностью страшный эффект бесконечности вариаций, хранится книга истинного знания, дающая на все ответы. На ее поиски уходят все новые отряды и не возвращаются. Трагедия модернистов в том, что, осуществляя революцию в литературе, ломая старые традиции и пытаясь изобразить новые, они вы-нуждены делать это старыми способами, то есть пользоваться сло-вом, не способным, по их мнению, воплотить изменившийся мир и его отношения. Несмотря на сизифово упорство в своем стремлении к адекватности художественного высказывания, перед модер-нистами грозно маячил тупик - разрушение повествовательных структур, молчание, немота, белая страница, как это было в последних драмах Беккета или в коллажах А. Роб-Грийе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]