Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Финансовые услуги.docx
Скачиваний:
38
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
2.09 Mб
Скачать

1. Управление ожиданиями

Финансовый кризис был не «идеальным штормом», а вполне логичным послед­ствием завышенных ожиданий. Если за период с 1980 по 2007 год объем валово­го мирового продукта стал больше на 240%, то мировой рынок акций испытал взрывообразный рост, увеличившись за то же самое время на 2173%. Иными словами, ожидания превышали реалии примерно в десять раз. Можно было предположить, что банки будут предостерегать своих клиентов от наивной веры в автоматическое и непропорциональное увеличение их богатства.

Но вышло наоборот: банки начали подталкивать вверх планку «нормально­го» ожидаемого возврата на инвестиции, то есть фактически не предостерегали клиентов, а соблазняли их. В 2008-2009 годах разрыв между фантазиями и реальностью стал явным для большинства потребителей. В телевизионных передачах по всему миру, в тыся­чах роликов на YouTube и особенно в выступлениях многочисленных комиков рассказывалось о том, каким образом не вполне чистые потребительские зай­мы превратились в продукты высшей степени надежности. Многие банки пона­деялись на то, что у их клиентов короткая память и слишком большая жадность. В итоге это привело к еще большему разочарованию.

Доверие возникает лишь тогда, когда рассчитанные ожидания и реальное положение дел соответствуют друг другу на протяжении долгого времени. И основной стратегией в данном случае должно стать управление ожиданиями и чувствами, а не растягивание целей до нереальных пределов.

2. Защита клиентов

Финансовые эксперты Пол Кругман, Нуриэль Рубини и Роберт Шиллер соглас­ны в одном: необходима большая прозрачность для того, чтобы восстановить доверие в финансовой системе, особенно когда речь заходит об определении ценности продукта. Однако, к сожалению, прозрачность приводит к снижению прибыльности и не все банки к этому готовы.

Финансовые эксперты также призывают к формированию независимых рейтинговых агентств и даже к добровольной саморегуляции среди финансо­вых консультантов. Исполнить это требование не менее сложно, ведь вся систе­ма зависит от выпуска новых продуктов и перегруппировки инвестиций. Неза­висимые рейтинговые агентства пойдут по пути этого процесса. Маловероятно, что консультанты станут давать свою «клятву Гиппократа» и убеждать, что их деятельность будет полностью целостной и прозрачной. Это потребует, чтобы банки и поставщики финансовых услуг (которым они дают советы, направлен­ные на рост продаж) также давали сходную клятву, что может привести к сниже­нию объемов продаж и недостижению поставленных целей.

Что же в этом случае делать банкам?

Судя по всему, имеющиеся в настоящее время системы мониторинга не вы­полняют своей задачи, так как оказываются слишком общими для нынешнего сложного финансового мира, наполненного столь же сложными продуктами. Некоторые финансовые учреждения установили и протестировали системы, помогающие клиентам получать правильные советы, но пока деятельность та­ких систем не поддается оценке.

Таким образом, все, что остается банкам для защиты клиентов, это язык. Давайте посмотрим, как называются лишь некоторые из популярных на рынке продуктов: «инвестиции с абсолютным возвратом», «авансовые гарантии пла­тежа», «ценные бумаги с подкреплением активами», «сложные альтернативные средства инвестиций». Эти названия причесаны, приглажены и отретуширова­ны, как фотографии моделей в глянцевых журналах. В нынешнем сложном мире вряд ли стоит ожидать возвращения простых финансовых продуктов, поэтому банкам необходимо вернуться к использованию понятного и четкого языка. А так как продукты сами по себе окажутся сложными для понимания, было бы неправильным не упростить разговор о них. Ясный и уместный язык позволит пробиться через преграды сложности. И это самый быстрый и простой метод, который могут использовать банки для возрождения доверия.