Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Англосаксонская модель капитализма

.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
16.03.2015
Размер:
19.45 Кб
Скачать

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

­­­­­­­­­­­­Кафедра

ДОКЛАД

по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»

на тему: «Особенности социальной ответственности бизнеса в англосаксонской модели капитализма».

Выполнил:

студент группы ФМ-21

очной формы обучения,

факультета менеджмента

Савин Даниил Николаевич

Москва – 2014

 В англосаксонских странах (США, Канада) КСО рассматривается как моральная обязанность собственников и руководства корпорации. Задача же управленцев - получение прибыли для акционеров. В рамках данной модели взаимодействие в сфере КСО осуществляется по линии «корпорации - общество» и на добровольной со стороны бизнеса основе. Роль государства в регулировании  КСО здесь незначительна,  в отличие от стран «континентальной модели», где вопросы, связанные с корпоративной социальной ответственностью, в большинстве случаев законодательно регулируются органами власти. К странам «континентальной модели» относятся Германия, Испания, страны Скандинавии, Япония, в которых доминирует этический подход к социальной  ответственности, сложилось понимание предприятия как «общего дела». 

Исключение составляет Великобритания, где наряду с добровольной активностью бизнеса в сфере КСО существуют и серьезные инициативы правительства по продвижению и развитию практики корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность в данном случае призвана уравновешивать внутренние чисто экономические цели руководства с приоритетами развития общества. 

Американская модель обычно ассоциируется с понятием так называемой компании акционеров. Ее отличительной чертой является полный, практически абсолютный контроль акционеров и высших менеджеров над корпорацией и ее персоналом. Персонал предстает здесь только как наемная рабочая сила, отдающая свой труд продавцам – собственникам и получающая взамен лишь заработную плату и более ничего. Компания собственников отказывается также от участия в любых социальных программах и исходит из того, что все свои социальные потребности работник должен удовлетворять за счет справедливой заработной платы. Более того, сторонники данной концепции полагают, что работникам компании гораздо выгоднее именно такой порядок удовлетворения своих социальных нужд, поскольку это дает ему возможность получать свою зарплату «сполна» и самому выбирать тот набор социальных услуг, их количество и качество, в которых он нуждается. Работнику уже ничего не навязывается, он пользуется «свободой выбора», которая представляет собой одну из наиболее существенных ценностей индивида.

Сторонники концепции полагают, что в условиях прогрессирующей глобализации она существенно укрепляет конкурентоспособность компаний и облегчает их экспансию на мировых рынках. Социальная ответственность за пределами очерченных выше трудовых отношений и отношений с государством, то она не исключается, но сводится почти исключительно к чисто благотворительной деятельности по линии филантропических фондов компании.

Именно социальная ответственность является критерием, по которому часто различают так называемую англосаксонскую и континентальную европейскую («рейнскую») модели капитализма, или в другой формулировке — shareholder- и stakeholder-модель.

Основными принципами англосаксонской shareholder-модели являются ведущая роль нерегулируемого рынка, мотивация индивида на исключительно личную выгоду в товарно-денежном обмене (Homo Economicus) и максимальная прибыль акционеров как главная цель деятельности бизнеса. Наиболее ясно идею такой модели выразил Милтон Фридман. Его знаменитый тезис о том, что единственное обязательство, которое существует у фирмы, — приносить прибыль владельцам, недвусмысленно демонстрирует, что никакой реальной социальной ответственности эта модель не предполагает. Платить налоги и не нарушать закон — вот и все, что должен предприниматель обществу и государству.

В рейнской stakeholder-модели помимо самих владельцев бизнеса играют важную роль и все остальные субъекты, связанные с работой компании, — сотрудники, профсоюзы, партнеры, бизнес-ассоциации, местные сообщества и государство в целом. Предполагается, что акционеры — это только одна из сторон, принимающих решения, потому что эти решения затрагивают интересы и всех остальных участников («стейкхолдеров»). Да, владельцы вкладывают в предприятие свои деньги. Но работники вкладывают в дело свой труд, потребители и поставщики имеют определенные ожидания, а общество и государство также зависят от стратегий предпринимателей. Поэтому данная модель предусматривает множество механизмов реализации социальной ответственности — участие коллектива в принятии решений, индивидуальные подходы к партнерам и потребителям продукции, забота о локальной инфраструктуре и т. д.

Пожалуй, наиболее ярко о разнице двух моделей и о социальном преимуществе европейской континентальной модели капитализма написал французский экономист Мишель Альбер в своей книге «Капитализм против капитализма» (1993). Его ключевой тезис: конкурентоспособность может сочетаться с солидарностью, а ставка на индивидуальный успех и краткосрочную прибыль оборачивается лишь кризисами. Более того, в долгосрочной перспективе только социально ответственная модель бизнеса, а не модель «быстрых денег», будь она даже и более прибыльной на кратком отрезке времени, способна быть успешной, если мы понимаем под успехом успех и предпринимателя, и общества.

Очевидно и другое: как всякая модель, опирающаяся на нечто большее, чем эгоистический материальный интерес индивида, модель социально ответственного капитализма подразумевает определенный уровень сознательной мотивации всех участников. Залогом успеха shareholder-модели является ее ставка на самые простые и примитивные побуждения: «или побеждай, или умирай», «максимизируй собственную выгоду», «что не запрещено, то разрешено». Модель с коллективной ответственностью предполагает участие отнюдь не таких «хомо экономикусов», а людей, не воспринимающих деловую деятельность отдельно от жизни своего города, своего профессионального сообщества, всего общества в целом. Практика передачи дела от поколения к поколению, постепенного и неуклонного совершенствования качества своего продукта, долгосрочная, а порой и длящаяся всю жизнь работа сотрудника на одном предприятии, философия коллектива как некой сплоченной семьи единомышленников способствовали именно такому традиционалистскому и в чем-то даже патерналистскому взгляду. Даже кредитование бизнеса в такой модели предполагает доверительные и долгосрочные отношения банка с заемщиком, а не инвест-банкинг или выход со своими акциями на биржу. Но, увы, глобализация предлагает абсолютно противоположные ориентиры.