Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Беловицкая, А. А. Общее книговедение. 2007.rtf
Скачиваний:
618
Добавлен:
16.03.2015
Размер:
10.56 Mб
Скачать

Вопросы для самопроверки

1. Крупнейшие теоретики 20-х гг. XX в. и основные положения их работ.

2. Направления и содержание деятельности книговедческих центров 20-30-х гг. XX в.

3. Причины, сущность, содержание книговедческой полемики конца 20-х и в 30-е гг. XX в. и ее последствия для отечественного книговедения.

4. Основные направления развития отечественного книговедения в 40-50-е гг. XX в.

Глава 4. Развитие современного книговедения

К концу 50-х гг. возобновляются широкие исследования по общей теории книговедения. В специальной литературе это время справедливо называют «вторым рождением» советской науки о книге. Оно ознаменовано созданием теоретического продолжающегося издания «Книга. Исследования и материалы»1. На его страницах нашли отражение материалы дискуссий по актуальным методологическим проблемам советского книговедения (1959 и 1964), заглавные доклады и материалы одиннадцати всесоюзных (ныне - международных) научных конференций по проблемам книговедения, которые последовательно фиксировали ступени новейшего этапа развития советской науки о книге и открывали новые исследовательские горизонты. В этом же издании опубликованы важнейшие статьи методологического характера, отражающие состояние и степень разработанности общей теории книговедения.

Книговедение интенсивно развивается как самостоятельная наука, о чем свидетельствуют:

· интернационализация книговедческих исследований, распространение их на союзные республики;

· расширение круга научных учреждений, ведущих книговедческие исследования (специальные подразделения крупнейших библиотек страны, Всесоюзная книжная палата, специальные кафедры факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского ордена Трудового Красного Знамени и Украинского им. Ивана Федорова полиграфических институтов, а также институтов культуры, Комиссия комплексного изучения книги научного совета по истории мировой культуры АН СССР);

· расширение масштабов, дифференциация высшего книговедческого образования и совершенствование подготовки специалистов для всех областей книжного дела с включением в учебные планы теоретического курса «Общее книговедение» (либо «Основы книговедения», «Введение в книговедение»);

· создание аспирантуры при специальных книговедческих кафедрах, в научно-исследовательских учреждениях и введение ученых степеней кандидата и доктора наук по специальности 05.25.04 «Книговедение» (ныне 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»);

· расширение массива книговедческих научных, справочных, научно-популярных, официально-документальных публикаций, а также продолжающихся и периодических книговедческих изданий;

· создание системы отраслевой научно-технической информации (ЦБНТИ по печати при Всесоюзной книжной палате; с 1980 г. – «Информпечать»).

Более разнообразными становятся организационные формы консолидации исследовательских сил и координации научных исследований. Кроме всесоюзных конференций регулярно проводятся внутривузовские и межвузовские книговедческие конференции; традиционными стали Федоровские чтения (Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина) и Федоровский семинар во Львове, Смирдинские чтения (Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской); Павленковские чтения (Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде).

Развитие отдельных книговедческих дисциплин как подсистем науки о книге и как учебных курсов в системе книговедческого образования привело к созданию фонда учебных книг по теории и практике редактирования, истории книгоиздательского дела, истории книжной торговли, общему и отраслевому библиографоведению, специальному книговедению, книготорговой библиографии, библиотековедению.

Учебные книги появились на основе научно-исследовательских разработок, результаты которых находили отражение в материалах всесоюзных конференций, на страницах уже имевшихся специальных книговедческих изданий («Книга. Исследования и материалы», «Редактор и книга», Труды ЛГИК им. Н.К. Крупской, «Советская библиография», «В мире книг») и вновь создаваемых. Так, с 1974 г. начал выходить продолжающийся сборник «Книжная торговля. Исследования и материалы» (с 1980 г. – «Книжная торговля. Опыт, проблемы, исследования»), где публикуются материалы о содержании и специфике высшего книготоргового образования, об учебных курсах, формирующих специалиста в этой области книжного дела. Развернулась научно-исследовательская и научно-методическая работа на созданном в 1976 г. в Московском полиграфическом институте факультете книжной торговли; одно из направлений – разработка теоретических и методологических основ библиополистики как книговедческой дисциплины.

На Украине, во Львове, выходят такие специальные сборники, как «Теорiя i icторiя книги на Украiнi, «Полiграфияi видавинча справа».

Расширилась тематика исследовательских работ Отдела редкой книги Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина в области общей теории книговедения, истории книги, библиографоведения. Регулярными стали сборники «Актуальные проблемы книговедения» (выходят с 1976 г.).

Вопросам истории, теории, методики общего книговедения, книжной торговли и пропаганды книги посвящены сборники, подготовленные кафедрой книговедения и пропаганды книги факультета книжной торговли МПИ (ныне – факультет книжного дела и журналистики Московского государственного университета печати).

Внутренние содержательные процессы, которые происходят в советской науке о книге, позволяют выделить два качественных этапа в ее развитии. Начало первого этапа в книговедении можно обозначить имевшей большое организационное и теоретическое значение дискуссией «Проблемы советского книговедения» в 1959 г. Началом второго стала Первая Всесоюзная научная конференция по проблемам книговедения в 1971 г.

В период между первой дискуссией и Первой Всесоюзной конференцией прошла вторая дискуссия «Обсуждение назревших проблем книговедения» (1964), которую организовали Московский полиграфический институт, отдел оформления печатных изданий Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфической промышленности и редакционная коллегия сборника «Книга. Исследования и материалы». Появились специальные теоретические публикации по насущным методологическим проблемам книговедения.

Первая дискуссия и последовавшие за ней публикации определили статус книговедения как объективно необходимой науки, главная задача которой – научно обоснованное управление практикой книжного дела во всем многообразии современных форм его существования, а важнейшая теоретическая проблема – разработка методологии. Принципиально важной была также идея о необходимости восстановления преемственности традиций в развитии советского книговедения.

В общей постановке и попытках реальной разработки на первой дискуссии и в последовавших за ней публикациях были выдвинуты важнейшие теоретические проблемы книговедения: содержание и специфика книговедения, отличающие его от смежных филологических дисциплин, в единстве и постепенном обособлении от которых книговедение развивалось; состав книговедения, взаимоотношения отдельных книговедческих дисциплин.

Менее явно в дискуссии обозначились задачи исследования сущности книги, объекта, предмета, методов и структуры книговедения. И произошло это не случайно. Методологически и логически следовало бы на первое место выдвинуть вопросы второй группы. Но исторически для координации научных исследований и консолидации ученых, специализирующихся в различных областях книговедческих знаний, правомернее было сосредоточиться на обсуждении и выяснении позиций именно по первой группе вопросов, т.е. определить общие границы книговедения, размежеваться в предмете с другими дисциплинами и установить характер взаимоотношений отдельных книговедческих дисциплин.

В ходе первой дискуссии на повестку дня был поставлен вопрос о разработке проблем, составляющих содержание общего книговедения как структурного уровня и теоретической, методологической основы науки о книге. Осознание и специальная разработка его начнется в середине 70-х гг.

Что касается проблемы сущности книги как объективного явления социальной действительности и объекта книговедения, то в такой формулировке эта проблема ни на первой, ни на второй дискуссиях не возникала. Советское книговедение в течение долгого времени интерпретировало книгу как памятник, продукт классовой культуры в классовом обществе, отождествляло с произведением, когда речь шла об участии книги в коммуникационных, общественных, идеологических процессах. На этой почве в позднейших теоретических работах возник тезис о двойственной природе книги. Истоки его следует искать в определении книги, которое было предложено М.И. Щелкуновым.

Обозначенные в начале 60-х гг. важные для обоснования статуса книговедения как самостоятельной науки проблемы объекта, предмета, методов, состава, структуры определили направление последующих теоретических разработок. И начали их представители различных сфер книжного дела и книговедческого знания.

Поиски способов объединения исследовательских усилий и интеграции, обобщения результатов исследований нашли выражение в последовательном выдвижении на протяжении 60-70-х гг. нескольких методологических подходов и разрабатываемых на этой основе теоретических концепций.

Это комплексный подход и концепция комплексности книговедения; функциональный подход и функциональная концепция науки о книге; концепция «пересекающихся наук», системно-типологическая концепция книги и науки о ней.

Каждая последующая концепция не отменяла предыдущей, а диалектически «снимала» ее, углубляя, теоретически обогащая. Это отражает объективную закономерность развития науки, сущность которой заключается в том, что теория остается актуальной до тех пор, пока она в состоянии объяснять все новые и новые факты, добытые в процессе исследования или предложенные практикой, и потому быть средством получения нового знания об объекте своего исследования.

При непрерывном поступательном развитии советское книговедение сохраняет преемственность традиций, авторитет «первопроходцев», учителей, носителей этих традиций, способность к развитию своего предметного содержания.