Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Незнанов_Н_Г_,_Яхин_К_К_ред_Современные_проблемы_социальной_и_клинической.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
31.95 Mб
Скачать

На формирование психических и психологических проблем у детей с перинатальным поражением цнс

Алибекова Н.А., Моллаева Н.Р., Алиев М.А.

Дагестанская Государственная медицинская академия

Современная клиническая практика характеризует­ся расширением объема хирургических вмешательств, раз­работкой и внедрением новых технологий и видов операций, что требует изменения и оптимизации анестезиологического обеспечения. Нарушение высших психических функций после общей анестезии определяется как когнитивное и (или) эмоцио­нально-волевое расстройство, развивающееся в раннем и сохра­няющееся в позднем послеоперационном периоде. Клинически

4Н>3 янк н и < и г< S

Й ^ s^

2 о 11

Ц%

71 U cj

И н ■—

Й=|


gag &

в х

в и

в

171

н н

1-1 о

и

н и « о

и

В Е 8 В и ffi о н

мВ* SHB

У ° в

^ ■< в

э°Вг

им в/ «и о

S'B" £ s я

wSo

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. И л

&§!

к ■< U

<%%

о Н Я

к и и

6 ч ^ Ктб £°о

i—'< СО ,j & Я W

IP

й=| " Р

Ыб&

"HP

И н < m В я

4нл pqhM н и < <-J <: S2

Й ^ s^

2 о ^ Ё « -

Гч U ^

И н ■—

Й=|


ь=1


и*

в х

в и

в

172

н н 1-1

о

н и « о

и

Н в"

В Е

8 В

и В

о н

s л 5

SHS У ° в >■ <: В

а«^ э°Вг

им В" «и о

S'B~ й s я

Нв§

5 2 Рн оВгВ

s"a

К. щ Л

еов

к ^ U

osg

gel

кМи

6 ч ^

IP

й=| m Р

"HP

И н •< Sum m В к

это проявляется в виде нарушении памяти, внимания и других высших корковых функций (мышления, речи и т.п.), что влечет за собой проблемы обучения, снижение умственной работоспо­собности и настроения, с вытекающими социальными последс­твиями и снижением качества жизни.

Операция циркумцизии, распространенная в Респуб­лике Дагестан, проводится новорожденным как без анестезии, так и с обезболиванием, в том числе, общей анестезией. Ново­рожденные, которым требуется хирургическое вмешательство, являются проблемной группой для детских анестезиологов. Особую группу риска осложнений составляют новорожденные с последствиями перинатального поражения ЦНС.

Материал и методы: Нами было проведено одномо­ментное клинико-эпидемиологическое исследование детей с диагнозом "Последствия перинатального поражения ЦНС" в возрасте от 3 до 14 лет включительно, которым была проведе­на операция циркумцизии в течение 7 дней после рождения, проживающих в центральных районах города Махачкалы (97 мальчиков). Учитывались все формы психических расстройств, характерные для детского возраста. Их систематизация прово­дилась с ориентацией на критерии диагностики психических и поведенческих расстройств МКБ-10, но с учетом особенностей синдромологии, разработанной в отечественной психиатрии.

Результаты: Среди всехвыявленныхфакторов риска раз­вития психических расстройств у детей по показателю удельно­го веса (доли влияния) преобладает фактор возраста проведения циркумцизии - 30,86% (чем младше ребенок в момент проведения циркумцизии, тем более тяжелы могут быть последствия). Далее в порядке убывания доли влияния следуют социальные факто­ры - 22,9%; факторы риска резидуально-органического генеза -14,81%; патология течения беременности - 8,75%; факторы риска осложненного акушерского анамнеза матери - 6,25%; патология родового периода - 3,7%; отягощенная по психическим заболева­ниям наследственность ребенка -1,8%; алкоголизм родителей на момент беременности -1,75%; работа матери до беременности на "вредном" производстве 1,05%.

Выводы: Таким образом, в случае наличия перинаталь­ного поражения ЦНС у ребенка можно рекомендовать проведе­ние операции циркумцизии не в первые 7 дней после рождения, а в более позднем возрасте по индивидуальной рекомендации невролога.

семейный фон, родительско-детские отношения и качество жизни в семьях больных детей,

страдающих расстройством приема пищи

Балакирева Е.Е., Зверева Н.В.

ФГБУНЦПЗ РАМН, Москва

В отечественной и зарубежной психиатрии и психоло­гии достаточно подробно изучены такие формы расстройства приема пищи (РПП), как нервная анорексия (НА) и нервная булимия (НБ) у взрослых (P.Scocco, G.Fantoni, S.Mondini, A.Placentino, 2006; Doll, Petersen, Stewart-Brown,2000; Katz, Col-len, Mc Horney, Atkinson,2000). В ряде работ авторы указывают на выраженность личностных, мотивационных и когнитивных нарушений при РПП, а также отмечают проблемы с интеллекту­альной деятельностью у больных, своего рода «интеллектуаль­ное снижение» (Черновалова Е.В., 2007; Марилов В.В., Крисп А.Х., Бентовим Д.И., 2002; Новик А.А., Ионова Т.Н., Кайнд П., 1999; Зейгарник Б. В., Коркина М. В., Карева М. А., Марилов. В. В., 1977). Психологическая квалификация нарушений, воз­никающих при РПП у детей, проводится относительно редко, хотя для полноценного курирования больных РПП необходимо

знать не только клиническую специфику, но и семейную ситу­ацию, качество жизни, личностные особенности, когнитивные нарушения, которые влечет за собой заболевание. В данном ис­следовании представлены материалы комплексного клинико-психологического изучения РПП у детей и подростков.

Цель работы. Проведенное исследование было направ­лено на изучение семейного фона,

социальной ситуации (через детско-родительские и родительско-детские отношения), а также на оценку качества жизни больных в сравнении со здоровыми сверстниками и де­вушками из группы риска.

Материал и методы. Исследование проводилось в кли­нике отдела по изучению проблем детской психиатрии с груп­пой исследования детского аутизма ФГБУ «НЦПЗ» РАМН.

Больные с синдромом НА проходили лечение в стацио­наре, а также наблюдались в амбулаторно-поликлиническом от­деле. Выборку составили 40 пациентов (36 девочек и 4 мальчика) в возрасте от 8 до 18 лет. Больные принадлежали двум нозоло­гическим группам: 1) патологически протекающим возрастным кризам в детском и подростковом возрасте и 2) вялотекущей шизофрении. По МКБ-10 (1994, 1999) первая группа относится к поведенческим синдромам, связанным с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F50.0-F50.2), а вторая соответствует шизотипическому расстройству (F21.3-F21.4). В исследовании участвовали также испытуемые из нескольких контрольных групп: 18 здоровых детей в возрасте от 8 до 18 лет и их матери, 19 девушек из группы риска по РПП (участницы конкурса красоты), а также 28 матерей больных с РПП. Основ­ными методами исследования были психопатологический в сочетании с общепринятыми приемами соматического обсле­дования, а также патопсихологический.

Результаты и их обсуждение. Проведенный анализ семейного фона и родительско-детских отношений с исполь­зованием опросников ОРО и АСВ, направленных на выявле­ние стиля родительского отношения, показал, что в семьях детей, страдающих НА, наблюдается повышенный контроль со стороны родителей над поведением и жизнью ребенка, что позволяет говорить о не гармоничности таких семей. Приме­нение методик определения уровня эмпатии и исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации Т.А. Мешко-вой и Т.П.Свешниковой выявило, что родители больных НА обладают высокой самооценкой в сочетании с высоким уров­нем притязаний. Высокий уровень социальных ожиданий от­мечался также и в родительских отношениях в группе риска по РПП. При этом родители больных НА, также как и родители испытуемых из группы риска, не обладали высоким уровнем эмпатии. Таким образом, выявилось сходство родительских отношений в семьях из группы риска и семьях больных, что делает необходимой профилактическую работу с девушками и их родителями в группе риска. Семейный фон у больных с РПП характеризовался различной ролью отца и матери. Часто отмечался факт симбиотической связи больных с матерью, а на­личие или отсутствие отца в семье не являлось значимым фак­тором при возникновении и развитии НА у девочек. Выявились определенные личностные особенности больных НА, такие как замкнутость, чрезмерная чувствительность к мнению окружа­ющих, а в некоторых случаях эгоцентризм. В большом числе случаев (52%) РПП прослеживалась из поколения в поколение у родственников больных, преимущественно у матерей.

Оценка уровня качества жизни, связанного со здоровь­ем, с помощью опросника SF-36 показала, что этот уровень у больных с НА ниже, чем у девушек из группы риска и здоро­вых испытуемых, что подтвердилось низкими баллами оценки качества жизни во многих сферах. Самые низкие баллы были получены по следующим шкалам: эмоциональное функциони­рование, психическое здоровье, жизненная активность, общее состояние здоровья. Средние значения субъективных оценок качества жизни у девушек из группы риска и здоровых девушек

существенно не отличались. В обеих контрольных выборках отмечались высокие значения качества жизни, за исключением шкалы «Социальное функционирование» в группе риска.

Выводы: Проведенное исследование выявило сходство родительско-детских отношений в семьях больных НА и семь­ях из контрольной группы риска по данному заболеванию, что является значимым для диагностической и профилактической работы.

В семьях больных с РПП качество жизни ниже, чем в контрольных группах, так как, с одной стороны, в стиле воспи­тания доминирует гиперпротекция и контроль над поведением и жизнью ребенка, а с другой стороны, имеют место противо­речащие этому требования с ожиданием высоких социальных достижений с отсутствием эмпатии.

АНТИВИТАЛЬНЫЕ И АУТОАГРЕССИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКОВ