Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vodosnabzhenie_na_Rusi.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
877.57 Кб
Скачать

8. Водоснабжение войск

Русский город был прежде все­го крепостью, рассчитанной на борьбу с противником в условиях полного окружения и длительной осады. Поэтому, как первейшая на­сущная необходимость, обеспечивалось надежное водоснабжение с ко>-лодцами, тайниками, тайницкими башнями и другими сооружениями.

41)

Но и в полевых условиях снабжение рати водой представляло важную» и нередко весьма сложную задачу. Недоучет значения этого вопроса или упущения в правильном разрешении его вели к катастрофическим результатам в исходе боевых операций.

Во время осады в 968 г. Киева печенегами они отрезали киевлян от водоисточника — реки Лыбеди. В городе «изнемогаху же людье гладом: и водою .... и не бяше льзе коня напоити на Лыбеди Печенези» ш.

В решающей битве у Доростола в июле 971 г. с греческими войска­ми Цимисхия русская рать князя Святослава была сильно ослаблена не только голодом, но и жаждой при сильном зное, что способствовало ее поражению.

О взятии великим князем Владимиром города Херсонеса (Корсуни) вследствие разрушения городского водопровода и лишения жителей воды говорилось выше (стр. 30).

В 1018 г. Святополк с королем польским Болеславом напали на Русь и пришли к Киеву: «идеже собрася бе народа множество, и не хотяша пустити в Киев Болеслава и Святополка. Но гладом и жаждею принуж-дени, отверзоша Киев и пустиша Болеслава и Святополка»112.

В данном случае, очевидно, имевшиеся в городе рытые колодцы не могли обеспечить водой резко увеличившееся население города.

В 1060 г. князья Изяслав, Святослав и Всеволод «поидоша на Торки. Слышавше же Торки, оставивше все побегоша от лица их, и едины гладом и жаждою изомроша, иные же мором изомроша, а иные инако! погибоша; и оттоле изгибе сей народ поганский»113.

В 1093 г. половцы рассеялись по всей земле русской, опустошили и полонили ее. Как пишет летописец: «другие же обступивше Торческ доставаху его; но браняхуся крепко из града и убиваху Половцев. Половцы же крепко налегаху и отъяху им воду, и начаша люди от гла­да и жажды изнемогати... Люди же «меюще ниоткуду помощи здаша-ся Половцам, а Половцы забравше все имение и люди, ведоша во свою землю, а град запалиша» 114, т. е. и в этом случае город был лишен воды.

Из случаев поражения полевых войск 'от недостатка воды особенно характерно известное половецкое побоище в 1185 г. войск князя Иго­ря Святославовича. Как повествует «Слово о полку Игореве», русским было «А любо испити шеломом Дону»115. Вместо этого они в течение-трех дней \были отрезаны половцами от единственного водоисточни­ка— реки Каялы (Кагальника). Противник стрельбой из луков не до­пускал русских до рукопашного боя. Измученные, изнуренные жаждой, княжеские воины вынуждены были силой пробиваться к реке, при этом они были окружены и уничтожены. Вот как говорит об этом летопись: «И сняшася с ними стрелцы и бишася 3 дня стрелци, а копьи ся не снимали, а дружины ожидаюче, а к воде не дадуче им ити; ... изне­могли бо ся бяху безводием и кони и сами в зной и в тузе .... и по-ступиша мало к воде, но три дни бо не пустили бяху их к воде»116.

Лишение воды, как один из способов ведения осады, применяется в самых разнообразных случаях и видах. Особенно тяжело приходи­лось городам, не имевшим водоисточников в пределах своих стен. Го­род Пронск, расположенный на высоком холме над рекой Проней, пользовался водой из последней и из колодцев за городом. В 1186 г. князь Роман Рязанский при осаде города лишил граждан воды, пере­копав реку и пустив ее по другому направлению. Доступ к колодцам был также сильно затруднен; воду приходилось брать с бою. Бояре

Line 13пронские, не желавшие терпеть трудностей, предательским миром впу­стили Романа в город 117.

В 1207 г. великий князь Всеволод, осаждая город Пронск, прибег к тому же методу. Чтобы сломить мужественное сопротивление горожан, осаждающие опять отвели течение реки Прони. Горожане испытывали без воды невыносимые мучения. Лаврентьевская летопись так об этом пишет: «они же приступивше отьяша от них воду ... и выходяща ночью крадяху воду. Всеволод ловеле стрещи с оружием день и нощь около града и расставля полки ко вратам . . . Они же бьяхуся, изла-зящи из града не брани деля, но жажы ради водныя, измираху бо мно-зи льдье во граде»118.

*,1

.''(•.V,

-« г+*

.©5* *й» и- -.«„,»^,]|

"Ш.

я "'••,' <* I Р I

&*

и»

• ■.;

*щ/*

К

РФ*}

л:

.; 'Чк~

%

/

. .:....'

*&*&«•*

И.

'■•;■■■■. -**.'<' -

'■.".:■■' ' > "-■■ ■ • ;

Рис. 21. Отведение реки Прони.

Соответствующая иллюстрация из Радзивиловской или Кенигеберг-•ской летописи119 представлена на рис. 21.

Наряду с лишением воды, в тех же целях применялось загрязнение ее. В 1212 г. новгородцы трупами и падалью загрязнили воду речки у ливонского замка Одекпе (крепость Медвежья гора), из которой замок брал воду для питья. Вследствие невозможности пользоваться ею тев­тонские рыцари вынуждены были сдаться120.

При осаде в 1219 г. князем Мстиславом города Галича осажденные укрылись в укрепленной церкви, но за неимением воды вынуждены бы­ли сдаться: «о нем же стреляющим и камение мечющим на гражданы, изнемогаху жажею водною, не бе бо воды в них; и приехавшю же Мстиславу и вдашася ему»121.

Войска княза Святослава Мстиславича во время похода на камских болгар в июле 1220 г. зажгли их город Ошел и во время штурма одно время отступили «не могуще терпети дыма и зноя, паче же безводна». Послали за водой; дождавшись ее, несколько приободрились и пошли на приступ с другой стороны города122, т. е. в войсках была, повидимо-му, тара (бочки), при помощи которой можно было доставить воду для большого отряда.

Во время исторической битвы с татарами на реке Калке в 1224 г. войско Мстислава Галицкого стояло на левом берегу реки, но битва основных сил происходила в безводной местности. Насколько войска бы-42

ли истомлены, видно из того, что даже князь Даниил, будучи ранен, почувствовал рану только тогда, когда в бегстве прискакав к реке, остановил коня, чтобы утолить жажду. Мстислав Киевский устроил Свой стан на каменистой, очевидно, безводной горе и сражался здесь с татарами трое суток. В общей сложности бой длился (семь дней. По данным татарского источника, монголы умышленно заманили русских в «опасную степь»123. Но опасна степь именно своим безводием.

Рис. 22. Варианты затопления пещеры новгородцами (реконструкция).

Не всегда войска страдали от недостатка воды; иногда избыток ее также доставлял 'Серьезные неприятности. Во время войны с Эстонией новгородцы в январе 1268 г. узнали, что противник со своим имуще­ством скрывается в одной недоступной пещере. «Наехаша пещеру не-лроходну, в ней же много чюди, и не лзе их выгнати и стояху ту три дни, тогда мастер порочный хитростью пусти на них воду». Пещера была затоплена, а выбегавшие из нее—уничтожены.

Из приведенного текста ясно, что эпизод происходил в (сильно пере­сеченной местности, где только и возможно наличие такой пещеры. Последняя обязательно была расположена в низком месте, так что вода стекала к ней. Очевидно, находившиеся в пещере не могли доме­шать ни работам по затоплению (по их отдаленности, или ,по своей малочисленности), ни самому затоплению убежища, так как выход из Пещеры мог обстреливаться русскими. Затопление при этом мыслимо следующими способами (рис. 22).

43

В том случае, когда водоисточник был расположен ниже пещеры или их разделяла возвышенность, которую нельзя было обойти, про­копать, нужен был подъем воды. Реально известным и достаточно эф­фективным (при наличии практически неограниченного количества ра­бочей силы) был журавль с большой бадьей, бочкой и т. п. При необ­ходимости высокого подъема не представляло затруднений примене­ние последовательно двух — трех журавлей, /с устройством промежу­точных резервуаров, ям.

Если выше пещеры находился ключ, ручей, то его возможно было отвести и направить в пещеру. Это решение наиболее просто, хорошо было русским известно и при благоприятных топографических условиях местности легко осуществимо. Оно требовало только земляных работ.

Если по соседству протекала речка в узком и неглубоком овраге, тес­нине, возможно было поток запрудить камнем, землей, деревом, поднять уровень воды и направить ее к пещере. При этом не исключены и ра­боты по рытью рва для направления воды.

Повидимому, решающим фактором во всем этом эпизоде являлось неблагоприятное топографическое расположение пещеры. Если вход в нее находился в котловине и ниже уровня самой пещеры, затопление ее было легко осуществимо даже небольшим количеством воды. Это же, отрезая находящихся внутри от внешнего мира, неизбежно заста­вит их выбегать еще задолго до того, как выход будет залит водой полностью.

Наиболее вороятно, что пещера все же была затоплена благодаря за­пруживанию русла какого-то потока и пуску воды по направлению к ней.

Водоснабжению новгородцы уделяли большое внимание, в частности, с военной точки зрения. '

В 1119 г. мастер Петр построил на средства князя в Юрьевом мона­стыре огромный Георгиевский собор. При этом князь превращал мона­стырь в крепость, которая вместе с городищем образовывала нечто в роде замка, закрывавшего южные водяные ворота города, и представ­ляла собой опорный пункт князя на случай довольно частой его враж­ды с городом124.

В XIV в. Новгород-на-Волхове имел до 300 тыс. жителей. Естествен­но, водоснабжение Кремля на случай осады было обеспечено. Для этой цели, кроме других, ранее •описанных, сооружений, в юго-восточном уг­лу Кремля были устроены пруды.

Факты, свидетельствующие о большом военном значении правильно­го и надежного водоснабжения городов и войск, весьма многочислен­ны.

В XVI столетии русские также не забывали о том, что в течение многих столетий лишение воды было одним из наиболее эффективных способов для взятия крепости. Иван IV прибег к нему при осаде Ка­зани, которая считалась особенно неприступной из-за невозможности отвести воду р. Казанки125. Летописец так повествует об этом собы­тии120. «И призывает государь к себе Каме мурзу нововыезжево из Ка­зани, и распрашивает отколе воду емлют в городе; на Казань бо реку уже у них отняли; такожде и полоняников, которые в те дни выбегли к государю, и сказывали, что есть у них тайник от Казани до реки у Му-ралеевых ворот ключ к берегу; а ходят к нему по подземелью. Государь же повеле сторожевому -полку воеводам ... да как возмогут испорушить их путь к воде. 44

Они же покушашеся, но не возмогоша; твердо бо землею путь их к воде утвержден: и государь послал к воеводам Алексея Адашева, а с ним розмысла, а велел тот тайник Казанской подкопывати.

И в десять день подкопашеся под мост, куды с водою ходят; и сам князь Василий с товарищи известно видев, и гласы татарские услышав, что с водою уже через них ходят, и возвести государю.

Лета 7061 сентября месяца 4 повеле государь .... под тайник зе­лия подставить 11 бочек.

От подкопа взорвало тайник и с людьми казанскими, ко­ торые по воду ходили ....

И многие розни в (городе со­творила .... начата воду ко-пати и не обретоша, но токмо мал поток докопашеся смра­ден, и до взятия взимаху воду с нужею; от тое же воды бо­лезнь бяше в них, пухли, и умираху от нее».

Сопротивление татар про­должалось еще две-три неде­ли 127, но без воды осажден­ные вынуждены были сдаться.

Эпизод по рытью подкопа представлен на рис. 23, где виден инструмент для земля­ных работ.

Конечно, опыт Казани рус­ские прекрасно учитывали при устройстве своих крепостей128.

Рис.23. Подкоп под тайник г. Казани. Царств. книга, л. 573. ГИМ. № 23646.

Как пишет о Русском госу­дарстве Д. Флетчер, «Города хорошо защищены траншеями, крепостями, орудиями, с гар­низонами от двух до трех ты­сяч человек в каждом городе. На случай осады их заранее снабжают продовольствием на два и на три года вперед. Че­тыре крепости: Смоленск,

Псков, Казань и Астрахань построены весьма хорошо и могут выдер­ жать всякую осаду, так что их почитают даже неприступными»129. И действительно, взять Псков в 1581 г. польскому королю Сте­ фану Баторию, имевшему в своем составе лучшие немецкие и венгерские войска, не удалось, как не удалось это и ранее Ливонскому магистру Конраду Иске в 1307 г., орденмейстеру Эбергарду Мангейму в 1323 г., ливонскому орденмейстеру Бернгарду фон-дер-Борг в 1480 г. и при других многочисленных вероломных и внезапных нападениях немцев и литовцев. '

Стефан Баторий впоследствии так характеризовал русский народ: «Они в защите своих городов не думают о жизни: хладнокровно ста­новятся на места убитых или взорванных действием подкопа, заграж­дая проломы грудью; день и ночь стражаясь, едят один хлеб; умирают от голода, но не сдаются; самыя жены мужествуют с ними или гася огонь, или с высоты стен спуская бревна и камни в неприятелей»130.

Line 14

в Е Л И

Рис. 24. План г. Пскова XVII столетия.

Таким образом, воды хватало для всего, в том числе и для тушения пожара. Это объясняется тем, что река Пскова и ручей Зрачка пересе­кали город. Имелись многочисленные ходы за водой и ворота к реке Великой (рис. 24). Кроме того, «под башнями делались подземные хо­ды, главным образом, к воде». Были также и грунтовые колодцы, вплоть до родников в подвалах зданий13^

ВЫВОДЫ. Многочисленные примеры оеад городов и боевых действий в полевых условиях свидетельствуют о большом военном значении правильно организованного водоснабжения. Однако оно не всегда достаточно учитывалось военачальниками. В ряде неудачных битв, и в числе их в половецком побоище, в битве на Калке, русские войска не были обеспечены водой. Недостаток ее не раз приводил к падению городов, несмотря на героическое мужество- защитников.. Во многих случаях осаждающие намеренно лишали осажденных, во­ды и тем добивались сдачи города.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]