Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практическое занятие 3.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
333.31 Кб
Скачать

6) Грамматическая теория Фортунатова: учение о форме языка / о (грамматической) форме слова. Почему учение о форме считается одной из важнейших заслуг Фортунатова в истории языкознания?

(Положило начало формальному направлению в языковедении.)

Проблема формы в языке разрабатывалась Фортунатовым на протяжении всего периода его научной деятельности, причем понимание формы в языке менялось, так как автор искал более точное ее определение. В своей основной сути истолкование грамматической формы оставалось неизменным, оно покоится прежде всего на рассмотрении особенностей формы слова.

– Какое определение слову дает Фортунатов? («всякий звук речи, имеющий в языке значение отдельно от других зву­ков, являющихся словами (например, а; ср. также неправда, книга)».)

– Какие две стороны слова выделяет Фортунатов?

1) реальное значение (соотношение с фактами действитель­ности) и 2) формальное значение (грамматические категории, от­носящиеся к самому языку.

Положение Ф. Ф. Фортунатова о наличии в слове двух сторон семасиологической и формальной — стало отправным в граммати­ческой концепции и послужило базой для формального направле­ния в грамматике.

– Как Фортунатов понимает грамматическую форму слова? Что дает форму слову?

(морфологически – как членимость слова на основу и окончание, присутствие в слове этой членимости дает слову его форму.)

– Что, согласно Фортунатову, следует называть формой слова? Что такое «формальная принадлежность слова» и «основная принадлежность слова»? Что такое «отрицательная формальная принадлежность»? На какие две группы делятся все слова языка при таком понимании формы слова? Как соотносятся друг с другом формы одного слова?

«Формой отдельных слов называется... способность отдельных слов выделять из себя для сознания говорящих формальную и основную принадлежность слова. Формальной принадлежностью слова является при этом та принадлежность звуковой стороны слова, которая видоизменяет значение другой, основной принадлежности этого слова... Формами полных слов являются, следовательно, различия полных слов, образуемые их различиями в их формальных принадлежностях, т.е. в тех принадлежностях, которые видоизменяют значения других, основных принадлежностей тех же слов». Или: «Присутствие в слове делимости на основу и аффикс дает слову то, что мы называем его формою».

Из этих определений следует, что под формой слова ученый по­нимал внешнее морфологическое выражение грамматического зна­чения, т. е. сводил его к флексии (внешней или внутренней), к ее отсутствию или словообразовательным аффиксам.

Формальная принадлежность слова – это какой-либо определенный аффикс, основная принадлежность – это основа слова. Ср. вед-у, вед-ешъ, вед-ет; рук-а, рук-е, рук-у, рук-ой и т.п.

Ф. вводит также понятие отрицательной формальной принадлежности, имея под этим в виду нулевые аффиксы. Например, в русском языке слова дом, человек имеют грамматическую форму И.п. ед.ч., причем формальной их принадлежностью в данной форме является отсутствие флексии (нулевое окончание) по сравнению с положительной формальной принадлежностью в косвеных падежах. Отсутствие флексии (формальной принадлежности), по мнению лингвиста, тоже форма, но форма отрицательная. Ф. Ф. Фортуна­тов пишет: "Например, в русском языке слова дом, человек заклю­чают в себе известную форму, называемую именительным падежом, причем формальной их принадлежностью к данной форме являет­ся самое "отсутствие в них какой-либо формальной принадлежнос­ти". Слова дом, человек как бы распадаются на дом + о, человек + о, по этим-то нулям мы и узнаем форму. Про такие слова можно ска­зать, что они имеют нулевую формальную принадлежность.

Из приведенного определения формы вытекает деление слов на изменяемые и неизменяемые. То есть форма — психологически значимая членимость слова на основу и окончание. Разные формы одного слова (падежные, временные и т. д.) противопоставлены друг другу и образуют систему. Такое понимание формы слова, полемичное по отношению к более семантическому подходу к этому понятию у А. А. Потебни, предвосхищало системный подход к морфологии в структурной лингвистике. Концепция формы слова Ф. Ф. Фортунатова давала основы для разработки морфемного анализа, хотя понятия морфемы у него еще нет.

– Какие функции форм и соответственно типы форм отдельных слов выделяет Фортунатов?

Ф. Ф. Фортунатов различает два вида форм отдельных полных слов в зависимости от того, предстают они как знаки отдельных предме­тов мысли или обозначают отношения между предметами мысли. В соответствии с этим выделяются формы отдельных знаков предметов мысли (формы словообразования) и формы слов в пред­ложении (формы словоизменения).

Ф. выделяет два типа форм отдельных слов в зависимости от функций форм: выступают ли они как знаки отдельных предметов или обозначают отношения между последними. В первом случае вычленяются формы словообразования, во втором – формы словоизменения. Идеи Ф. о формах словоизменения и формах словообразования получили почти единодушное признание в русской лингвистике.

Формы словообразования бывают двух типов. Первую состав­ляют формы, обозначающие различия в признаке того или иного предмета мысли (белый, но беленький, вояк, но вояки). Ко второй категории относятся формы, находящиеся в определенных отноше­ниях к предметам мысли, обозначаемым другими (синька по отно­шению к синий, читатель по отношению к читать и т. д.).

Также на две категории Ф. Ф. Фортунатов делит формы слово­изменения, или формы флексий слов. К первой категории относят­ся формы времени, наклонения и лица в глаголе; эти формы пока­зывают определенные отношения, существующие между подлежа­щим и сказуемым. Вторая категория форм включает в себя формы, обозначающие различия в отношениях данного предмета мысли к другим предметам, например формы склонения существительных и прилагательных (я назову друга, но я назову другом).

– Как в связи с концепцией формы слова Фортунатов определяет грамматику?

Как учение о формах слова и подразделяет ее на морфологию (заменяя старое название этого раздела «этимология») и синтаксис. Морфология рассматривает отношения отдельных слов между собой, а синтаксис исследует формы отдельных слов в их употреблении в словосочетаниях. Части речи определяются как грамматические классы слов, отличительным признаком которых является наличие или отсутствие в них аффиксов.

– Какие грамматические классы слов выделяет Фортунатов?

Части речи, по Ф. Ф. Фортунатову, — это классы слов, различа­ющиеся по значению, по способности сочетаться с другими слова­ми в предложении и выполнять определенные синтаксические фун­кции. Ученый рассматривает части речи как чисто формальные клас­сы слов.

Он выделял полные, т. е. самостоятельные слова, имеющие фор­мы словоизменения, и слова, не имеющие такой формы. Первые, в свою очередь, он разделяет на слова с формами склонения (суще­ствительные), формами спряжения (глаголы) и слова, которые, кроме форм склонения, имеют еще формы согласования в роде (прилага­тельные). Вторые он делит на слова, имеющие формы словообра­зования (большинство наречий), и слова, не имеющие никакой фор­мы (некоторые наречия и отдельные числительные).

В соответствии с этой схемой местоимения и числительные не являются отдельными частями речи, они распределяются по дру­гим частям речи в соответствии с парадигмами. Причастие отно­сится к прилагательному, деепричастие и инфинитив попадают в одну категорию с наречиями, т. е. категорию слов, не имеющих ни словообразования, ни словоизменения. Таким образом распадается класс глагольных форм. Это противоречит реальным фактам языка, что подверглось острой критике (В. В. Виноградов и др.).

Грамматические классы слов, выделенные Фортунатовым, следующие:

Слова с формами словоизменения

Слова без форм словоизменения (инфинитив, деепричастие, существительные типа дело, пальто, наречия).

Слова спрягаемые

Слова склоняемые (существительные личные и неличные)

Прилагательные

имена или слова-названия

местоимения неличные

Эти классы были выделены применительно к общеиндоевропейскому языку, но могут быть применены и к другим языкам.

– В чем основная особенность формального подхода при классификации частей речи у Ф.Ф. Фортунатова?

К Ф. в отечественном языкознании восходят также строго морфологический подход к выделению частей речи, разграничение синтаксических и несинтаксических грамматических категорий и многое другое в теории грамматики. Части речи определяются как грамматические классы слов, характеризующиеся формальными грамматическими признаками.

– Как Фортунатов определяет словосочетание и предложение?

Словосочетание — объединение слов в речи и мысли; сочета­ние слов становится словосочетанием тогда, когда оно имеет фор­му, т. е. определенное внешнее и внутреннее строение. Форму сло­восочетания образуют синтаксические формы слов и порядок слов.

Синтаксическими являются такие формы слов, которые обозна­чают в связной речи зависимость одних слов от других (падеж су­ществительных, лицо, число, время, род глаголов и т. п.)

По аналогии с формами и классами слов выявляются типы свя­зей слов в словосочетании: сочинение, включение (линейное под­чинение, которое делится, в свою очередь, на согласование, управ­ление и примыкание) и соподчинение.

Как слова делятся на полные и частичные, формальные и бес­форменные, так и словосочетания, по Ф., делятся на полные (законченные) и незаконченные, грамматические и не­грамматические.

«Законченное словосочетание и предложение полное — синонимы в языкознании», т.е. в более современной тер­минологии, законченное словосочетание — это предикативное со­четание слов.

Грамматические словосочетания образуются из форм отдель­ных слов, они существуют в большинстве языков. Если же сочета­ние частей само по себе грамматическое и определяется порядком слов, то это грамматическое словосочетание второго типа, они фун­кционируют, например, в китайском языке.

«Предложение в речи является выражением цельной мысли в слове или словах».

К определению предложения Ф. подходил с двух точек зрения: с точки зрения того, что в предложении выражается, и с точки зрения того, как предложение строится.

Мысль, выраженную в предложении, Ф. называ­ет психологическим суждением. Анализ предложения с формальной точки зрения может не совпадать с анализом психологического суждения, грамматическое предложение может выражать несколько психологических суждений в зависимости от того, что известно говорящему или слушающему и что сообщается нового о каком-либо факте.

Так, например, предложение NN приехал из Москвы как психологическое суждение делится на психологическое подлежащее NN приехал (факт, известный говорящему и слушающему) и психологическое сказуемое из Москвы (сообщение нового об известном факте). В другой ситуации, например в факте сообщения приехал NN, психологическим подлежащим может быть грамматическое сказуемое приехал (известный факт), а психологическим сказуемым — подлежащее NN (новый факт, сообщаемый говорящему или слушающему). Возможна и третья ситуация, когда все сочетание NN приехал из Москвы входит в состав психологического сказуемого, а психологическим подлежащим выступает представление приехавшего человека вообще.

Если соотнести эти рассуждения Ф. с предложенной в 1947 г. чешским ученым В. Матезиусом теорией актуального членения предложения, то вполне можно согласиться с утверждением о том, что Ф. различал грамматическое и актуальное членение предложения и выявил некоторые типы соответствий между ними.

– Какова структура лингвистики в представлении Фортунатова? Какие разделы науки о языке он выделяет, и что должно изучаться в этих разделах?

Ф. считает, что изучение слов должно производиться в двух разделах:

  • лексикологии, изучающей реальное значение слов (относящееся к фактам действительности); лексикология рассматривает также речения — идиоматические сочетания слов;

  • грамматике, изучающей формальные значения (относящиеся к самому языку) и являющейся учением о формах языка.

Учение о звуках (фонетика) также составляет особый раздел науки.

Ф. вводит термин «морфология», заменяющий старое название этого раздела «этимология». Предметом морфологии является учение о формах отдельных слов.

Синтаксис является учением о формах словосочетаний. Основной единицей синтаксиса в концепции Ф. явилось словосочетание, причем синтаксис в основном занимается изучением формы словосочетаний, что объясняется психологической основой выделения единиц языка и его концепцией языковой формы.