Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Гносеология Аристотеля

.docx
Скачиваний:
46
Добавлен:
20.03.2015
Размер:
18.92 Кб
Скачать

Эпистемология Аристотеля

Проблемы гносеологии занимали важное место в философии Аристотеля. Он, как мы уже знаем,  ввел в философию понятие «Теория познания» назвав ее епистемологией.

Аристотель подверг критике теория анамнезиса Платона. Он, Аристотель, был убежден, что в чувствах человека отражаются конкретные вещи и явления, хотя подлинную истину о них можно выразить только в понятиях - непосредственных продуктах не чувств, а разума. Аристотель  не разделял учение своего учителя Платона об анамнезисе, не видел сущность истины в воспроизвосдстве в человеческом сознании домировых идей и так далее.

Признавая вечность материи, Аристотель считал ее инертным, пассивным элементом Вселенной, в движение которую приводит форма. Формою всех форм, Перводвигателем Вселенной он признавал Неподвижного Бога. Он считал, что мы познаём окружающие нас вещи, которые представляют собой единство косной материи и активной формы. Вещи под влиянием активности формы постоянно изменяются. Наша задачу уловить в этой изменяемости сущность самой вещи, - истину про неё. «Не имеет смысла, - писал он, - судить об истине на том основании, что окружающие нас вещи явно изменяюются и никогда не ос­таются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины необходимо отправится от того, что всегда находится в од­ном и том же состоянии и не подвергаются никакому измене­нию" (Аристотель. Сочинения. М., т.1, "Мысль", 1975 г., стр. 251)». "...если существует движение и нечто движущееся, а дви­жется от чего-то и к чему-то, то движущееся должно быть в том, от чего оно движется и [затем] не быть в нём, дви­гаться к другому и оказываться в нем, а противоречащее этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их мнению" (Там же, стр. 281-284). Именно форма определяет сущность предмета, ее изучение формирует в нашем сознании понятия о предмете. То, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные опре­деления предмета. Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого предмета останется то, что уже ни в каком смысле не может стать предметом знания. У Аристо­теля истина рассматривается как высшая форма бытия.

Чело­век, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей. "Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко. Это видно из того, что никто не в состоянии достичь ее надлежащим образом, но не каждый терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то поодиночке, правда, ничего или ма­ло добавляет к истине, но, когда всё это складывается, по­лучается заметная величина.

...Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В самом деле, цель умозрительного знания - ис­тина, а цель знания, касающегося деятельности - дело: ведь люди деятельные даже тогда, когда они рассматривают вещи, каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её отношении к че­му-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины,не зная причины.А из всех вещей тем или иным свойством обладает та, благодоря которой такое же свойство присуще и другим; наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинности. Позтому и начала всего существующего должны быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и причина их бытия не в чем-то другом, а наоборот, они при­чина бытия всего остольного; так что в какой мере каждая вещь причасная бытию, в такой и истине" (Там же, стр. 94).

Аристотель едва ли не первым чётко поставил философский вопрос о соотношении и роли ума(разума) и чувств в процессе  познании мира. Он ставил вопрос: на основе чего стро­ится познание человела о мире - на основе эмпирического опыта или в результате мыслительной деятельности? Если имеет место и то и другое, то каково их соотношение? "Ис­тинное и ложное означают следующее: - писал он. -  Истина есть удостове­рение (как бы) на ощупь и сказывание (ведь не одно и то же утвердительная речь и сказывание), а когда нельзя таким образом удостовериться, имеется незнание (в самом деле, относительно сути вещи ошибаться невозможно - разве что привходящим образом,- и одинаково обстоит дело и с сущнос­тями несоставными, ибо и относительно них ошибиться нель­зя; и все они существуют в действительности, не в возмож­ности, ибо иначе они возникали бы и уничтожались; а сущее само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно долж­но было бы возникать из чего-то; поэтому относительно то­го, что есть бытие само по себе и в действительности, нельзя ошибаться, а можно либо мыслить его, либо нет. От­носительно его ставится вопрос только о сути, а не о том, такого ли свойства оно или нет).

Что же касается бытия как истины и небытия как ложного, то в одних случаях, если связывают (связанное на деле), имеется истинное, если же такого связывания нет, то - лож­ное, а в других случаях, когда имеется одно, если оно действительно сущее, оно есть только таким-то образом; ес­ли же оно таким-то образом не существует, и истина здесь в том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет здесь и заблуждения, а есть лишь незнание"(Там же, стр. 249-250).

Неоценимое философское и эпистемологической значение в истории развития философской мысли имеет создание Аристотелем категорий философского мышления. Подводя итог развития философии своего времени Аристотель впервые систематизирует философские категории, 10 из которых провозглашает основными и необходимыми для любой философской мысли. Этими категориями он признавал: Субстанцию, Количество, Качество, Положение, Отношение, Пространство, Время, Пространство, Свойства, Пассивность и Активность. При вычленении категорий Аристотель исходил из особенностей структуры греческого языка, в котором обязательно должно быть Подлежащее (Субстанция), о котором можно сказать в измерениях  количества, качества, отношения, его нахождении во времени и пространстве,  наличных свойствах и его пассивную или активную форму. Не обязательно, чтобы в каждом предложении присутствовали все указанные параметры описания предмета или явления, но вне эти категорий ничего по-гречески сказать невозможно. Правда, в сочинениях Аристотеля встречаются и другие философские категории, (форма и содержание, сущность и другие), но они не считались категориями   основными и необходимыми.[11]

Категории Аристотеля - великое завоевание в истории развития философской мысли. На протяжении двух тысячелетий они служили развитию, четкому выражению и анализу философской мысли. На основе своих категорий Аристотель создал логику, которую назвал  «Органоном» - орудием отражения и фиксации истины. Логика в свою очередь разрешила Аристотелю  обобщить предшествующие ему достижения и заложить основы ряду конкретных наук. Логика Аристотеля господствовала в научной и философской мыли Арабского Востока и Европы вплоть до Френсиса Бэкона, предложившего человечеству «Новой Органон»; до  Готфрида Лейбница, дополнившего «Органон» Аристотеля четвертым законом логики; до Гегеля и Марксизма, заменившего в философии формальную, аристотелевскую, логику логикой диалектического  мышлени