Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы РП-2.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
245.25 Кб
Скачать

5. Способы(формы) образования норм римского права.

Категорию «источник права» римские юристы рассматривали трояко: как источник, из которого появляются правовые предписания; как источник познания правовых норм; как способ внешнего выражения норм права. Иными словами, под термином «источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Прежде всего следует различать неспециальные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий и др.

К специальным источникам относятся собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, решениях сената и т. п. источниками создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. К этому перечню необходимо добавить и такой источник права, как обычай. Эти источники имели неодинаковую юридическую силу на протяжении различных этапов римской истории.

Выделяются следующие основные виды источников римского права:

1)правовой обычай (состоит из двух основных видов — обычаи предков и религиозные обычаи);

2)законы;

3)преторские эдикты;

4)сенатусконсульты (постановления Сената);

5)деятельность римских юристов.

В той или иной комбинации эти виды источников права присутствуют практически на всем протяжении римской истории. Приоритет тот или иной источник получает в зависимости от того или иного периода развития права.

6. Обычное право и закон.

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным. Писаное право — это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право — это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями; если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.

Само формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, при котором правило приобретает типический характер и, если оно признано государством, то превращается в норму, обязательную для применения и на будущее время.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права.

В течение долгого времени писаных законов почти не было: при простоте хозяйственного строя и всей общественной и государственной жизни, при неразвитости оборота в законах не было необходимости, можно было обходиться обычным правом.

По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право становится неудовлетворительной правовой формой. Обычное право уступает дорогу закону и другим формам правообразования. В императорский период обычное право встречает недружелюбное отношение еще и потому, что образование единого обычного права на огромной территории немыслимо, а местное обычное право на соответствовало централистским устремлениям императорской власти. Фактически, тем не менее, местное обычное право имело немалое значение.

В республиканский период законы проходили через народное собрание. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что законов в республиканском Риме все-таки издавалось не так много; получили огромное распространение специфические римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).

В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть ещё была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатоконсульты). По существу же это были распоряжения принцепсов.

Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: “что угодно императору, то имеет силу закона”, а сам император “законами не связан”.