Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник физиологии Косицкого / 002 Возбудимые ткани.doc
Скачиваний:
320
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
27.64 Mб
Скачать

Критический уровень деполяризации

Регистрация изменений мембранного потенциала при внутриклеточном раздраже­нии нервного или мышечного волокна показала, что потенциал действия возникает в тот момент, когда деполяризация мембраны достигает критического уровня. Этот критиче­ский уровень деполяризации не зависит от характера примененного стимула, расстояния между электродами и т. п., а определяется исключительно свойствами самой мембраны.

Рис. 14. Изменение мембранного потенциа­ла до критического уровня деполяризации мембраны при действии раздражающего тока разной силы и длительности.

Критический уровень показан пунктиром. Вни­зу — раздражающие стимулы, при воздействии которых получены ответы А, Б и В.

На рис. 14 схематически показаны изменения мембранного потенциала нервного во­локна под влиянием длительного и коротких стимулов различной силы. Во всех случаях потенциал действия возникает тогда, когда мембранный потенциал достигает критиче­ской величины. Скорость, с которой происходит деполяризация мембраны, при прочих равных условиях зависит от силы раздражающего тока. При токе слабой силы деполяризация развивается медленно, поэтому для воз­никновения потенциала действия стимул дол­жен быть большей длительности. В случае уси­ления раздражающего тока скорость развития деполяризации возрастает и соответственно уменьшается минимальное время, необходимое для возникновения возбуждения. Чем быстрее развивается деполяризация мембраны, тем меньше минимальное время, необходимое для генерации потенциала действия, и наоборот.

Локальный ответ

В механизме критической деполяризации мембраны наряду с пассивными существенную роль играют активные подпороговые изменения мембранного потенциала, проявляющиеся в форме так называемого локального ответа.

Первые признаки локального ответа появляются при действии стимулов, составляю­щих 50—75 % от пороговой величины. По мере дальнейшего усиления раздражающего тока локальный ответ увеличивается, и в момент, когда деполяризация мембраны, обу­словленная суммой катэлектротонического потенциала и локального ответа, достигает критического уровня, возникает потенциал действия (рис. 15).

Локальный ответ, так же как и потенциал действия, обусловлен повышением натрие­вой проницаемости мембраны. Однако при подпороговом стимуле это начальное повы­шение натриевой проницаемости недостаточно велико, чтобы вызвать быструю регенера­тивную деполяризацию мембраны. Развитие деполяризации тормозится процессами инактивации натриевых и активации калиевых каналов. Поэтому рост локального ответа приостанавливается, а затем происходит реполяризация мембраны. Амплитуда локаль­ного ответа увеличивается по мере приближения силы стимула к порогу, и при достиже­нии последнего локальный ответ перерастает в потенциал действия, поскольку скорость увеличения натриевой проницаемости мембраны начинает превышать скорость роста калиевой проницаемости.

Зависимость пороговой силы раздражителя от его длительности

Пороговая сила любого стимула в определенных пределах находится в обратной зависимости от его длительности. Особенно четко эта зависимость проявляется при ис­пользовании в качестве раздражителя прямоугольных импульсов постоянного тока.

Представленная на рис. 16 кривая называется кривой силы—длительности, или силы — времени. Она была изучена при исследовании различных нервов и мышц Гоорве-гом (1892), Вейсом (1901) и Лапиком (1909).

По этой кривой прежде всего можно судить о том, что ток ниже некоторой минималь­ной силы или напряжения не вызывает возбуждения, как бы длительно он ни действовал. Минимальная сила постоянного тока, способная вызвать возбуждение (порог раздра­жения), названа Лапиком реобазой (ордината ОА). Наименьшее время (отрезок ОС), в течение которого должен действовать раздражающий стимул, величиной в одну реобазу называют полезным временем. Слово «полезное» здесь применено с целью подчеркнуть, что дальнейшее увеличение длительности действия тока не имеет значения (бесполезно) для возникновения потенциала действия.

Усиление тока приводит к укорочению минимального времени раздражения, но не беспредельно. Как видно на рис. 16, при очень коротких стимулах кривая силы — вре­мени становится параллельной оси ординат. Это означает, что при таких кратковре­менных раздражениях возбуждения не возникает, как бы ни была велика сила раздра­жителя. Поэтому, кроме полезного времени, в качестве времени константы раздраже-

ния Лапик ввел понятие «хронаксия». Хронаксия — это время, в течен-ие которого дол­жен действовать ток удвоенной реобазы, чтобы вызвать .возбуждение.

В настоящее время показано, что величина хронаксии зависит от RC мембраны и временной константы процесса активации натриевых (или кальциевых) каналов. Точ­ное измерение величин реобазы или хронаксии возможно только в опытах на одиноч­ных возбудимых клетках. При раздражении целой мышцы или нерва (особенно через кожу, как это делается при исследованиях возбудимости, проводимых на чело­веке) ветвление тока и поляризация окружающих тканей вносят очень большие ис­кажения в измеряемые величины. Все же в некоторых случаях использование хро-наксиметрии оказалось полезным в неврологической практике: с ее помощью удается установить наличие органического поражения (перерождения) двигательного нерва. Дело в том, что электрический ток, приложенный к мышце, проходит и через находя­щиеся в ней нервные волокна и их окончания. Величины реобазы и хронаксии нервных волокон значительно меньше соответствующих величин мышечных волокон, поэтому при пороговых силах тока возбуждение прежде всего возникает в нервных волокнах и от них передается на мышцу. Из этого следует, что при измерении хронаксии мыш­цы фактически получают значение хронаксии пннервирующих ее нервных волокон. Если нерв поврежден или произошла-гибель соответствующих мотонейронов в спинном мозге (как это, например, имеет место при полиомиелите), то нервные волокна пере­рождаются, тогда раздражающий стимул выявляет хронаксию собственно мышечных волокон, которая имеет большую продолжительность.