Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры маркевич.docx
Скачиваний:
176
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
208.2 Кб
Скачать

26.Теоретические основы и цели психологической помощи, роль психолога, требования и ожидания от клиента, психотехники в реальностной терапии у. Глассера.

Созданная в 1960-е Глассером изначально предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушителями — точнее, нарушительницами. У. Глассер, работая в школе для девушек с отклоняющимся поведением, разработал свою концепцию, основное назначение которой — обучение ответственному и реалистичному поведению в контексте реальности, какая она есть.

Основные положения концепции. Человек — самодетерминирующееся существо, обладающее основными психологическими потребностями: принадлежности, достоинства, свободы. Человек — субъект собственной жизни, субъект мира, который он создает для самого себя.

1 положение У. Глассера: личность сама выбирает свою позицию — жертвы или деятеля.

2 — личность сама выбирает желаемый мир и поведение, осуществл. постоянный контроль над ними.

3- отрицание медицинской модели психотерапии и, естественно, терминологии.

4 - успешность персонализации и «+» личностная направленность — условие личностного здоровья.

Другие положения подчеркивают: акцент на личной ответственности, снижение значимости прошлого и снижение значимости эксплуатации переноса (трансфера) в психологическом консультировании и психотерапии (не играть роль отца или матери в работе с подростками).

Цели психологической помощи. Главное — помочь клиенту стать рассудительным и эмоционально устойчивым. Частные цели — достижение личностной независимости, повышение уровня самосознавания и разработка плана личностного совершенствования.

Позиция психолога. Определяется как близкая к учителю; требуются также вполне определенные профессиональные качества: сензитивность, эмпатичность, способность быть требовательным и служить моделью поведения.

Позиция клиента. Реальностная терапия исходит из того, что начальное поведение клиента — неадекватно, нереалистично и безответственно. Но именно поведение становится предметом внимания, анализа и коррекции. При этом как бы реализуется допущение, что в действительности клиент желает добиться удовлетворения основных потребностей, но использует неадекватные способы. Важным моментом поэтому выступает обеспечение принятия клиентом ответственности за свое поведение (“Что ты делаешь, чтобы вызвать у себя волнение?”). Ожидается также, что клиент возьмет на себя определенные обязательства в совместной работе с психологом.

Психотехники. Основной инструмент практической работы - последовательная реализации 7 этапов совместной с клиентом работы, кот. в совокупности обеспечивают достижение психопедагогич. целей.

1. Установить отношения с клиентом —подружиться, принять, выслушать, проявить искреннюю заботу.

2. Забыть о прошлом и основное внимание уделить текущему поведению.

3. Поощрять клиента к оцениванию его поведения. Важный момент здесь — помочь выяснить, помогает или мешает клиенту то, что он делает.

4. Помочь в поиске альтернативных способов действий и выработке плана. План должен быть прост и ясен, конкретен (что, когда, где, как).

5. Взять обязательство о выполнении плана (план должен быть реалистичен).

6. Отказ в принятии извинений.

7. Быть жестким, но избегать применения наказаний. Ни в коем случае не отказываться от клиента, от работы с ним.Предполагается, что эти 7 этапов-способ реализации основных целей психотерапии: развития ответственности, самоконтроля и «+» поведения.

Концепция предназначена преимущественно для работы с трудными подростками. Однако в последнее время концепция находит все более широкое применение в первую очередь там, где требуется краткосрочное психологическое вмешательство. При этом сфера приложения реальностной терапии весьма широка: от суицидологических центров и военных госпиталей до школ, семейного консультирования, подготовки менеджеров и различных центров ПП.

В концепции большая роль отводится личной оценке клиентом собственного поведения, есть не что иное, как интериоризация внешней соц.-приемлемой нормы. Т.о, данное направление наиб. применимо для институциональных систем ресоциализации личности.