Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
referat-istoria (1).doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
207.87 Кб
Скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный горный университет

По дисциплине: История

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Реферат

Тема: Советская власть и церковь в 1920-1940 гг

Выполнил: студентка гр. РГГ-11 ­­­­­___________ /Кривохижина А.Ю./

(подпись) (Ф.И.О.)

ОЦЕНКА: _____________

Дата: __________________

ПРОВЕРИЛ:

Руководитель: доцент ____________ / Шайдуров В.Н./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

1. Политика советской власти в отношении религии и церкви// http://www.dissercat.com/content/politika-sovetskoi-vlasti-v-otnoshenii-religii-i-tserkvi-v-derevne-severo-zapada-rossii-v-ko 6

2.Положение религии и церкви в советский период// http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20371 6

  1. Введение

Актуальность темы исследования. Последние два десятилетия в нашей стране ознаменовались широким процессом демократизации религиозной сферы социума: сняты ранее существовавшие неправомерные ограничения на культовую и иную деятельность вероисповедных объединений и участие в ней граждан. Идет бурный рост числа конфессиональных новообразований, не имевших аналога в религиозной жизни прошлого. Возрастание удельного веса и значимости религиозных организаций сказалось на характере государственно-конфессиональных отношений: они стали существеннейшей частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом.

Вместе с тем, нельзя не видеть и ряда деструктивных тенденций в складывающейся в стране религиозной ситуации. Среди прочего, акцентируем внимание на всё более обнаруживающейся эрозии основных идей и положений концепции светского государства. Размываются такие конституционные принципы, как отделение церкви от государства и школы от церкви; правовое равенство религий и религиозных организаций; равенство прав верующих и неверующих. Политики разного уровня, включая официальные российские инстанции, активно используют религию в качестве дополнительного источника легитимации. Главное внимание обращается, естественно, на те религиозные объединения, коим исторически были свойственны «государственнические инстинкты», в первую очередь на Русскую православную церковь. При этом всячески подчеркивается и выпячивается роль православия в качестве важнейшего средства государственного строительства, гаранта социального и духовно-нравственного возрождения Отечества.

Православная Церковь, в свою очередь, начинает инстинктивно подстраиваться под ныне действующую власть, пытаясь заручиться поддержкой государственных структур властей в противоборстве с многочисленными конкурентами на своей «канонической территории», фактически выступая с претензией не только на единоличное представительство в российском обществе (в которой живут граждане более 150 национальностей, действуют последователи свыше 70 религиозных направлений) христианской духовности, но и духовности вообще, стремясь к монополии в области культуры, нравственности и образования.

Развитие отношений государства и церкви составляет важнейшую и неотъемлемую часть истории России. Русское государство исторически складывалось при огромной консолидирующей роли церкви, а морально-нравственное сознание общества определялось влиянием религиозного вероучения. Жизнь народа России была проникнута религиозными традициями (посты, праздники, крестные ходы). В силу этого государство всегда уделяло пристальное внимание вероисповеднической политике, которая осознавалась как важная составляющая внутренней политики.

Наиболее трагичным для церкви и верующих стал период 1920-х - 30-х гг., когда проходило утверждение тоталитарного режима в стране. Духовенство и верующие, воспринимаемые властью как очаг инакомыслия и оппозиции, подвергались преде ледованию. Гонения на церковь способствовали укоренению новой политической ситуации и соответствовали общей атмосфере страха, доносительства, шпиономании. Происходили подмена христианских (общечеловеческих) ценностей классовыми, уничтожение русского национального самосознания, ликвидация многих тысяч верующих. Следствиями гонений стали гибель значительной части культурных ценностей и снижение интеллектуального потенциала общества, так как вытесненные «лишенцы» составляли значительный слой русской интеллигенции. («Лишенцы» - лица, лишенные избирательных прав.). К их числу относились не только священники, но и члены их семей, зависимые материально от служителей культа. И все же народные массы сберегли религиозное чувство, несмотря на антицерковные акции 1920-х - 30-х гг.

Положение церкви в современный период остается по-прежнему не совсем благополучным. Не решены многие внутренние проблемы, сохраняется излишняя политизация, крах советского режима не привел автоматически к установлению подлинно правовых церковно-государственных взаимоотношений, хотя отношение государства к церкви и религии изменяется (возвращаются храмы верующим, церковь получила возможность заниматься благотворительной деятельностью). Существует проблема реформирования действующего законодательства о культах, необходимо разработать новую модель государственно-церковных отношений. Это невозможно осуществить, не учитывая весь богатый исторический опыт российского государства в этой области, включая и советский период.

К переосмыслению опыта взаимоотношений советской власти и церкви подталкивает еще ряд обстоятельств. Происходит постепенный возврат россиян к национальным (в том числе, религиозным) истокам жизни, что является неизбежным в условиях, когда остро стоит вопрос единства общества и государства.

Актуальность темы исследования обусловлена также снятием ограничений на изучение истории Русской Православной Церкви и церковно-государственных отношений, открытием возможности работать с малодоступными и ранее засекреченными документами государственных и партийных архивов.

При рассмотрении изучаемой проблемы необходимо определить следующее понятие: Церковь – особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.1В диссертационном исследовании, главным образом, рассматривается положение Русской Православной Церкви, в связи с тем, что на Северо-Западе России преобладающим было православное население. Кроме того, в ряде публикаций достаточно полно отражено положение неправославных религий в изучаемом регионе.

Цель работы: проанализировать основные мероприятия Советской власти в области церковной политики, показать изменение положения Русской Православной Церкви в новой государственной системе и проследить отношение населения к конкретным мероприятиям Советской власти в рамках северо-западного региона в 1917-1927 гг.

Задачи работы: Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть административно-репрессивное направление церковной политики Советской власти, выявив особенности его реализации на Северо-Западе России, в том числе осуществление декрета об отделении церкви от государства, введение регистрации религиозных обществ, закрытие церквей и монастырей;

- проследить развитие обновленческого раскола Русской Православной Церкви на примере Северо-Запада как реализацию политического направления церковной политики Советской власти;

- рассмотреть основные формы и методы антирелигиозной агитации и пропаганды на Северо-Западе России как идеологической составляющей церковной политики Советской власти;

- выявить отношение населения к проводимым государством мероприятиям в области церковной политики, факты активного и пассивного сопротивления им, и, в конечном итоге, выяснить, насколько эффективными были меры по искоренению религии из повседневной жизни населения.

Степень научной разработанности темы:

В историографии изучаемой темы можно выделить два периода: советский (1917– 1990 гг.) и современный (с 1991 г.).

В первые годы Советской власти преобладали публицистические работы, которые разъясняли основы политики партии и государства в области религии и церкви, содержание декретов и взглядов классиков марксизма-ленинизма. К ним можно отнести труды В.Д. Бонч-Бруевича, Е.М. Ярославского, П.А. Красикова, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, И.И. Скворцова-Степанова. Их идеи нашли отражение и в работах советских авторов: С. Данилова, М.В. Горева, И.П. Брихничева, А.В. Лунина, Б.П. Кандидова и других. На первый план в них выдвигалось раскрытие классовой роли церкви, разоблачение «церковной контрреволюции», особенно в период гражданской войны и кампании по изъятию церковных ценностей.

В 1920-х гг. были изданы некоторые труды идеологов обновленчества, оправдывавших борьбу за власть в Русской Православной Церкви с патриархом Тихоном и доказывавших реакционность тихоновского духовенства, нежелание церковных иерархов помочь голодающему населению Поволжья.

К середине 30-х гг. вследствие развития культа личности и завершения складывания административно-командной системы управления страной недостатки, характерные для историографии предыдущего периода, не были преодолены. Продолжали создаваться работы скорее политического, чем научного характера, повторялись тенденциозные некритические доводы, характерные для 1920-х гг.

Значительное место истории взаимоотношений церкви и государства в первые годы Советской власти уделено в книге В.А. Куроедова, председателя Совета по делам религий при Совете министров СССР. В ней раскрывается сущность советского законодательства о религиозных культах, показывается, как практически осуществлялся ленинский принцип свободы совести. Широкий круг проблем правового положения религиозных объединений в СССР рассматривается в работах В.В. Клочкова, З.В. Калиничевой, М.П. Мчедлова, А.И. Барменкова и других, опубликованных в 1980-е гг.

Единственной монографией советского времени, специально посвященной истории обновленческого раскола, является работа А.А. Шишкина, в которой обновленческое движение оценивается как приспособление Русской Православной Церкви к новым социально-экономическим и политическим условиям, порожденным победой Октябрьской социалистической революции.

Таким образом, в конце 1950-х – начале 1980-х гг. в рамках изучаемой проблемы происходило приращение знаний, выявление новых фактов, введение в оборот новых документов. В то же время исследования отражали общепринятые подходы к рассмотрению позиций церкви и ее взаимоотношений с Советской властью.

Новый период в изучении истории церкви начался с конца 1980-х гг. В это и последующее время исследователи получили доступ к ранее засекреченным архивным документам. Они позволили более объективно реконструировать историю государственно-церковных отношений в советский период. Пересмотру отношений Церкви и государства способствовали также новые подходы к освещению отечественной истории, вызванные сменой государственного строя России и идеологии российского общества.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. стало выходить большое количество работ, посвященных истории Русской Православной Церкви в новейшее время. Был опубликован ряд исследований о государственно-церковных отношениях в отдельных регионах России, которые позволяют конкретизировать историческую картину применительно к определенным территориям.

Проблема взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства и отношения народа к церковной политике в 1917-1927 гг. в рамках северо-западного региона России не получила достаточного освещения в научной литературе. Имеются лишь отдельные исследования по материалам губерний Северо-Запада. Большой вклад в изучение истории Петроградской епархии в первые годы Советской власти внес М.В. Шкаровский. На основе уникальных архивных материалов автором освещаются важнейшие страницы истории епархии в изучаемый период, годы жестоких антирелигиозных гонений. Под руководством М.В. Шкаровского также были подготовлены справочники по истории православных храмов, монастырей и соборов Санкт-Петербурга в 1917-1945 гг. Процесс закрытия церквей и монастырей в Санкт-Петербурге нашел отражение в работе В.В. Антонова и А.В. Кобака.

С начала 1990-х гг. в северо-западных областях были изданы книги памяти жертв политических репрессий, в которых основное место занимают списки репрессированных, а впоследствии реабилитированных в установленном законом порядке. Среди приводимых имен – представители разных социальных групп и профессий, в том числе и священнослужители. Помимо общих «Книг памяти» некоторые епархии издали собственные «синодики», посвященные трагической судьбе священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших за Веру. В «Псковском синодике», кроме того, содержатся отдельные сведения по истории Псковской епархии в 1920-е гг.: о закрытии церквей и монастырей, кампании по изъятию церковных ценностей, обновленческом расколе.

В книге М.Н. Петрова приводится мартиролог священнослужителей и монашествующих Новгородской епархии, репрессированных в 1918-1938 гг. Одновременно эта работа является и исследовательской монографией, в которой автор рассматривает гонения в отношении духовенства и верующих, осуществляемые органами Советской власти в 1920-1930-х гг., проведение антицерковной политики Советской властью (на примерах Новгородской земли), в том числе закрытие церквей и монастырей, проведение кампании по изъятию церковных ценностей, прослеживается судьба новгородского митрополита Арсения (Стадницкого).

В исследовании И.Д. Савиновой представлены некоторые сведения о реализации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», закрытии церквей и монастырей, об обновленческом расколе в Новгородской губернии. Проблеме развития обновленческого движения в Новгородской губернии посвящено диссертационное исследование М.Ю. Хрусталева.

Отдельные сведения по истории взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в первое послереволюционное десятилетие в Псковской губернии содержатся в статьях Т.И. Быковой, А.В. Филимонова, О.А. Кудрявцевой и С.А. Волковой, А.Н. Ефимова и К.М. Плоткина, А.В. Проскуриной.

Материалы по истории закрытия церквей и монастырей в Псковской губернии, о судьбе Псковского Троицкого Собора нашли отражение в монографии А.В. Филимонова, посвященной истории Псковского края в 1920-1930-е гг.

Таким образом, исследование взаимоотношений церкви и государства на материалах Петроградской и Новгородской губерний продвигалось более активно. В литературе достаточно подробно раскрыты вопросы, связанные с закрытием церквей и монастырей в Санкт-Петербурге, обновленческим расколом в Санкт-Петербургской и Новгородской епархиях. Поэтому в диссертационном исследовании большее место уделено Псковской губернии, которая оказалась изучена менее всего.

Наиболее полно и всесторонне исследованными на сегодняшний день оказались вопросы, раскрывающие государственно-церковные отношения в первое послереволюционное десятилетие в общероссийском масштабе. В то же время реализация церковной политики в первое десятилетие Советской власти на региональном уровне, в том числе на материалах Северо-Запада России, оказалась недостаточно изученной. В исследованиях почти не затрагивалась проблема, связанная с участием народа в судьбе церкви и его отношения к проводимой государством церковной политике. В связи с этим в диссертационной работе предпринимается одна из первых попыток рассмотреть данную проблему в комплексе на материалах северо-западного региона.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]