Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Referat_po_ND - копия.docx
Скачиваний:
124
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
1.02 Mб
Скачать

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2-3

История открытия самотлорского нефтяного месторождения………4-10

Геологическое строение Самотлорского нефтяного месторождения…11-18

Самотлор в наши дни………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………………20

Введение

Самотлоркое месторождение – крупнейшее в России и одно из самых крупных месторождений нефти в мире. Оно расположено в Ханты - Мансийском автономном округе, вблизи Нижневартовска. Свое название получило благодаря расположенному рядом одноименному озеру. В переводе на русский «Самотлор» означает «мертвое озеро». Рыбаки, которые приходили на берега этого водоема, чтобы наловить рыбы, обнаруживали сотни килограммов мертвой рыбы, буквально выброшенной на берег. Именно мертвая рыба и дала повод хантам назвать озеро Мертвым. Впоследствии оказалось, что причиной гибели обитателей озера может являться газ. Когда в 1965 году здесь произвели геологические исследования, то установили, что под озером находятся колоссальные запасы углеводоров. Так было открыто знаменитое Самотлорское месторождение, которое является одним из крупнейших в мире по запасам нефти. После этого открытия сюда пришли нефтедобытчики, а близлежащие населенные пункты стали активно развиваться.

Рис.1 Карта Заподно-сибирской нефтегазоносной провинции.

Датой открытия принято считать 29 мая 1965 год – когда забил первый нефтяной фонтан, но полномасштабная разработка началась только в 1969 году, после того как были раскрыты подземные кладовые Западной Сибири. Геологические запасы оцениваются в 7,1 млрд тонн. На данный момент добыто 2,7 млрд тонн.

История открытия Самотлорского нефтяного месторождения.

Искать углеводороды в Тюменской области начали не случайно. Еще в царской России были известны случаи, когда люди находили целые фонтаны черной вязкой жидкости. А еще в XVIII веке сосланный в Тобольск хорватский ученый и общественный деятель Юрий Крижанич писал о выходе спутников нефти - битумных сланцев в бассейне реки Оби. Шведский капитан Страленберг, участвовавший в экспедиции Д.Г. Мессершмидта писал в изданной в 1730 году книге "Северная и восточная часть Европы и Азии" о нахождении на Иртыше горючего битуминозного материала. Выдающуюся роль в открытии нефтегазоносных богатств Западной Сибири сыграл основоположник советской нефтяной геологии, академик Иван Михайлович Губкин. В 1932 году им была выдвинута рабочая гипотеза о существовании нефтяных месторождений в районе Западно-Сибирской низменности. И.М. Губкин активно добивался развертывания здесь комплексных нефтегеологических исследований. Однако на протяжении еще двух десятилетий работы по поиску нефти в этом районе не давали ожидаемых результатов.

А результаты были нужны – к 1960 году нефтяная промышленность страны начала давать сбои. Центром ее были кавказские месторождения и промыслы Баку. Но азербайджанская нефть добывалась уже давно, а кавказские скважины серьезно пострадали от советских войск, которые проводили на них диверсии, чтобы те не достались немцам. Нефть начинала использоваться все шире – от банального бензина, до соединений для химии и производства новых видов топлива. В итоге, было принято решение идти на восток.

За основу освоения региона был взят принцип одновременного создания основных отраслей специализации, производственной и социальной инфраструктуры, строительства городов. То есть, при освоении нефтяных богатств Тюменской области решили строить города близь крупных месторождений, благо, их было очень много. Можно было, конечно, опереться на опыт Канады и США. Градостроительная практика на Севере Западной Сибири принципиально отличалась от зарубежной. В отличие от Зарубежного Севера, где положительным считался сам факт проектирования и застройки необжитой территории, дававший возможность архитекторам использовать новые неординарные градостроительные решения, в условиях Севера Западной Сибири применить их было достаточно сложно. При подготовке генеральных проектов опыт «черпался» не из лучших мировых достижений архитектуры, используемых при застройке Севера Канады, а из проектов районов Поволжья, Татарии и Башкирии, которые по своим характеристикам отличались от осваиваемых районов Севера Западной Сибири. Заимствование приемов застройки средней полосы страны и нефтяных районов Поволжья было вряд ли приемлемым из-за разницы природно-климатических условий.

В 1963 году вышло постановление Совета Министров СССР "Об организации подготовительных работ по промышленному освоению открытых нефтяных и газовых месторождений и о дальнейшем развитии геологоразведочных работ в Тюменской области. Началась подготовка пробной эксплуатации разведанных запасов, а они к 1964 году насчитывали около 300 миллионов тонн нефти и 176 миллиардов кубометров газа на 8 нефтяных и 2 газовых месторождениях. Объемы, о которых раньше и не думали, стали реальностью и на Восток потекли реки рабочих, чтобы осваивать эти богатства. Но главное открытие ждало впереди.

В началось с того что в январе 1965 года, по собственной инициативе, группа геологов под командованием Г.И Норкина решила на провести экспедицию к озеру Саматлор. Но из-за суровой зимы экспедиция была перенесена на весну. В мае проводятся работы по возведению первой разведочной скважины. 29 мая забил первый мощный фонтан нефти. Группа пробурившая скважину тогда еще не знала, что открыла самое крупное месторождение в России.

22 июля того же года начальник Мегионской нефтеразведочной экспедиции Владимир Абазаров и главный геолог Модест Синюткин отправили начальнику Тюменского Геологического управления Юрию Эрвье телеграмму об открытии Самотлорского нефтянного месторождения. Как было сказано в телеграмме, “ в интервале 1693-1736 метров получен фонтан безводной нефти с визуальным суточным дебитом 1000 кубометров”.

После полученной телеграммы СССР взял курс на срочное решение проблем промышленной добычи сибирской нефти и ее транспортировки на перерабатывающие заводы. Уже к середине 60-х годов в Ханты - Мансийском округе родилась новая отрасль промышленности – нефтегазодобывающая.

Расцвела вахта, которая и сейчас популярна в этих районах. Одним из первых основные рекомендации по градостроительному освоению с учетом широкого использования вахтовых методов при эксплуатации нефтяных месторождений Среднего Приобья предложили свердловские архитекторы. Выполненная ими работа «Планировка, застройка, инженерное оборудование городов и поселков в нефтегазоносных районах Тюменской области» (1969 г.) определила три типа поселений: 1) вахтенные поселки; 2) постоянные рабочие поселки и малые города (10–40 тыс. населения); 3) средние и большие города (150–200 тыс. населения) – районные центры. В зависимости от состава и плотности населения были выделены принципы и характер застройки для каждого типа поселений. В процессе проектирования рекомендовалось выделять динамические структуры генеральных планов для разных этапов строительства.

Рис.2 Нижнивартовские балки

В июне 1974 года на месторождении была получена 100-милионная тонна нефти. В этом же году Самотлор вышел на добычу 100 тысяч тонн нефти в сутки, а близ Нижневартовска был сдан в эксплуатацию первый газоперерабатывающий завод (ГПЗ-1).

3 октября 1975 года на Самотлоре была добыта 200-милионная тонна нефти. А годовая добыча по месторождению к этому времени составляла 130 млн тонн. В этом же году в честь десятилетия Самотлора возле легендарной скважины Р-1 была установленна памятная стена с именами всех первооткрывателей.

Рис.3 Скважина Р-1

В дальнейшем в 80-е годы были добыты и первая, и вторая миллиардная тонна нефти. Восьмидесятые годы стали временами великих трудовых побед и свершений, временем колоссальных изменений во всех сферах жизни Нижнивартовска. Но тогда же стало все более отчетливо проявляться откровенно потребительское отношение руководства страны к нефтяникам Западной Сибири. Сибирские месторождения и, прежде всего, Самотлор были той “дойной коровой”, которая помогла извлекать советской номенклатуре гигантские сверхдоходы для социалистического государства. А затем – тратить их на самые разные нужды: от бороны страны до поддержки прокоммунистических режимов по всей планете. За время разработки месторождение принесло в бюджет около $245 млрд, затраты на освоение и эксплуатацию при этом не превысили $27 млрд.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]