Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1205 Metodichka Voronov

.pdf
Скачиваний:
21
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
821.19 Кб
Скачать

60

ловек должен дать ей свободу, перевести ее из магического в мистическое состояние. Но как это сделать? Какая роль в этом деянии человека может принадлежать технике? Об этом Бердяев не пишет.

1.Историческая миссия техники

Вработе «Судьба человека в современном мире» (1931) Бердяев писал, что наша эпоха стоит прежде всего под знаменем техники и может быть названа технической эпохой. Техника — это главная космическая сила, которая сейчас действует и перерождает лицо Земли и человека, дегуманизирует и обезличивает человека.

В«Смысле истории» (1923) он впервые систематически излагает свои взгляды на историческую роль техники. Он сопоставляет технику с обществом, природой и человеком и соответственно рассматривает проявления техники в истории общества, в истории Земли и космоса и в истории духовного мира человека.

История разворачивается как борьба свободы духа с необходимостью природы, как борьба творчества с косностью. На первом этапе истории человек — это всего лишь часть природы. Он полностью зависит от природы. Образ человека на этом этапе истории подобен не высшей божественной природе, а низшей природе, населенной элементарными духами. Человек — это no преимуществу еще тело, а не дух. В нем нет осознания Бога-творца, в нем еще не живет божественная душа, и он, скорее, атеист со своими природно-телесными идолами.

На втором этапе истории человек через христианство обрел Бога и тем самым получил духовную свободу . Он начал состязаться и бороться

сприродой. В этом состязании человек все больше и чаще побеждает, подчиняет природу себе.

На третьем этапе истории, который Бердяев датирует поздним Возрождением и эпохой Просвещения, христианство уже дает свои плоды. Главным среди этих плодов стала механизация природы. Природа здесь воспринимается как мертвый механизм, а не как живой организм. Происходит вхождение машины в жизнь общества, природы и человека. Качественно меняется склад жизни — он становится механическим и машинным.

Вхождение машины, машинный склад жизни — вот определения Бердяева третьего этапа истории. «По моему глубокому убеждению, — пишет он, — произошла величайшая революция, которую только знала история — кризис рода человеческого. Я говорю о перевороте, связанном с вхождением машины в жизнь человеческих обществ. Я думаю,

61

что победоносное появление машины есть одна из самых больших революций в человеческой судьбе. Мы еще недостаточно оценили этот факт».

Вхождению машины в судьбу человека и человечества Бердяев придает мистический и космический оттенок. В одной из последних своих работ «Царство Духа и царство Кесаря» Бердяев так характеризует роль техники в истории: «Возникла новая реальность, отличная от природной, неорганической реальности и от природной органической реальности. Поистине машина и техника имеют космогоническое значение. Это новый день творения и новая ночь его». В этой же работе он писал, что естественная, органическая среда обитания человека — земля, растения, животные — может быть убита техникой.

Вместе с тем, Бердяев ясно осознает, что бороться с прогрессом техники равносильно донкихотству. Он прямо пишет, что романтическое отрицание техники бессильно и реакционно. Нужно не отрицать научные открытия, а духовно овладевать ими. Что значит духовно овладеть техникой? Это свое положение Бердяев не расшифровывает даже на методологическом уровне.

2. Техника как новая реальность бытия

Техническую реальность Бердяев подробно рассматривает в одной из лучших и наиболее известных его работ «Человек и машина» (1933). Что такое техника как новая реальность бытия? Это новая форма движения, которую можно назвать технической. Ее генезис Бердяев описывает следующим образом. Новая техническая реальность не есть продукт эволюции. Она есть продукт изобретательности и технической активности самого человека. С этим связан смысл всей технической эпохи. Господство техники и машины есть прежде всего переход от органической жизни к организованной. Техника разрушает старые тела и создает новые тела, совсем не похожие на тела органические. Это — организованные тела. Кроме тел неорганических и органических появились тела организованные, которые образовались из мира истории и цивилизации.

Эти организованные тела представляют собой новую форму космической субстанции, которую породил Человек-творец, так как он есть образ и подобие Бога-творца и поэтому не быть творцом он не может. Технику как новую форму бытия Бердяев трактует предельно широко. Он считает, что техника есть переход от органической, животнорастительной жизни к жизни организованной. И это соответствует вступлению в историю огромных масс и коллективов. Человек перестает

62

жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу, поражает, прежде всего, эмоциональную жизнь, разлагает целостные человеческие чувства. Бердяев показывает, что техника проникла не только в жизнь человека и природы, но и в социальную жизнь, став ее сущностью. Современные коллективы не органические, а механические, утверждает он. Современные массы могут быть организованы лишь технически, власть техники соответствует демократическому веку. Техника рационализирует человеческую жизнь, но эта рационализация имеет иррациональные последствия.

Казалось бы, Бердяев — это технофоб и даже алармист. Но в другом месте Бердяев выступает как апологет техники. Вот его слова из работы «О назначении человека»: «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом... Оправдание техники в широком смысле есть оправдание культуры».

Как понимать эти два тезиса Бердяева — один, осуждающий технику, а второй, возвеличивающий ее? Техника амбивалентна. Осуждает Бердяев, главным образом, машину, машинную индустрию. Технику как искусство, как творчество и культуру он возвеличивает.

3. Техногенный человек

Тема техногенного человека — это центральная тема его статьи «Человек и машина». С появлением новой организованной реальности человек начинает жить в этой технической реальности. У него появляется технически-машинная зависимость от этой новой реальности, как ее называет Бердяев. Бердяев подчеркивает духовный характер этой зависимости. Машина переделывает дух человека. Мышление становится техническим, творчество и искусство приобретают технический характер. Машина получает магическую власть над человеком. Происходит возврат от мистической эры истории к магической. Но здесь человек находится уже не во власти идолов природы, а во власти магии и идолов техники.

Господство человека кончилось и наступает господство техники. Техника из средства господства человека превращается в цель его жизни. Человек становится механическим существом в комплекте с запчастями. Торжество техники означает стандартизацию жизни, господство

63

технических мещанских идеалов (автомобиль, видеоаппаратура и т.п.), стирание личности. Смысл человеческого существования теряется. Человек живет не для себя, а для техники.

Бердяев показывает, что машина порождает бездуховность, отсутствие свободы и борения, самопреодоления, без которого невозможна личность. Жизнь становится пустой и однообразной, как тиканье часов, а когда пружина полностью ослабнет, часы остановятся. В статье «Человек и машина» Бердяев предупреждает: «Настанет время, когда будут совершенные машины, которыми человек мог бы управлять миром, но человека больше не будет. Машины сами будут действовать в совершенстве и достигать максимальных результатов. Последние люди сами превратятся в машины, но затем и они исчезнут за ненадобностью и невозможностью для mix органического дыхания и кровообращения... Природа будет покорена технике. Новая действительность, созданная техникой, останется в космической жизни. Но человека не будет, не будет органической жизни». Такую марсианскую картину рисует Бердяев.

Наблюдая жизнь индустриального Запада, Бердяев больше всего беспокоился о том, что духовная культура приходит в упадок, а в перспективе она окажется просто не нужной, излишней. Индустриальную цивилизацию он определил как возрастающее цивилизованное варварство. Свойства этой цивилизации таковы, что ею может пользоваться варвар совершенно так же, как и человек высокой культуры. Искушение техникой оказывается дьявольским искушением, соблазном, поддавшись которому надо заплатить потерей духовности.

4. Духовный человек

Каким же Бердяеву представляется выход из техногенного кризиса человечества? Сначала Бердяев показывает те пути, которые ведут в тупик, на которых человек не сможет одолеть демона техники. К таким путям он причисляет капитализм, социализм и коммунизм, а также веру в науку и гуманистические идеалы. Все это не годится.

Капитализм не годится, потому что он породил машинную индустрию и культивирует ее.

Социализм и коммунизм не годятся, потому что они несут в себе смерть человеческой личности, человеческой свободы. Кроме того, коммунизм есть отрицание Бога.

Гуманизм Бердяев отбрасывает потому, что он породил веру в науку. А наука в XX в. мельчает, разъедается рефлексией. Человек стал бес-

64

крылым. Начинается кризис философии, ее внутреннее бессилие становится все более заметным.

Что же предлагает Бердяев? Он предлагает революцию, явно окрашенную в религиозные тона, нечто вроде новой реформации. В работе «Судьба человека в современном мире» (1934) он писал: «Состояние современного мира прежде всего требует революции духовной и моральной, революции во имя человека, во имя личности, во имя всякой личности. Эта революция должна восстановить иерархию ценностей, которая нарушена, поставить ценность человеческой жизни выше идолов и кумиров производства, техники, государства, расы и национальности, коллектива». Идеал Бердяева сродни идеалу Н.К. Михайловского, породившего всех веховцев. По молодости они стыдились своего духовного отца. Но теперь, в зрелом возрасте, Бердяев идет дальше Михайловского, так как у него за плечами собственная философия свободы.

Бердяев утверждает, что техника имеет свою эсхатологию, противоположную христианской. Ее суть состоит в завоевании мира и организации жизни без Бога и без духовного перерождения человека. Техника всегда готова служить похоти жизни. И ей надо противопоставить аскезу

вчеловеке. Поэтому человеку цивилизации, техногенному человеку, противостоит не природный человек, как считал Ж.-Ж. Руссо, а духовный человек.

Саму же цивилизацию Бердяев помещает между царством свободы и царством природы. Цивилизация — это промежуточное царство. И вопрос не в том, чтобы идти от цивилизации к природе, а в том, чтобы прийти от цивилизации к свободе.

Если воспользоваться афоризмом Л.Н. Толстого, сравнивавшего человека с дробью, то бердяевский идеал духовного человека может быть представлен следующим образом. Духовный человек подобен дроби, где

вчислителе — его духовные характеристики и потребности, а в знаменателе — материальные и технические. Этот человек сам сознательно ограничивает свои технические потребности.

Бердяев считал, что духовные люди всегда были, они существуют и в XX в. Но проблема состоит в том, что их становится все меньше и меньше. Они вымирают, превращаются в редкость, а цивилизованный, техногенный человек заполняет собой общество полностью.

Совершенно ясно, что идеал Бердяева — это аристократия духа. Он мечтает о возрождении духовных аристократов, к которым он причислял себя, причем с самого детства и до старости. Об этом он написал в своей исповеди — «Самопознании» (1940) Аристократы духа — это тип людей, выделенных по основанию «умные — глупые».

65

В традиционном обществе все люди делились на сильных и слабых. Аристократы были сильными. В буржуазном обществе деление на бедных и богатых определяло все. Аристократы были богатыми. В новом обществе, по Бердяеву, аристократы будут умными и, конечно, богатыми.

Идеал Бердяева как будто реализовался в Америке. Аристократы в США составляют около 13 млн. человек (5 % населения). Это — врачи, юристы, экономисты, инженеры, представители творческих профессий (актеры, спортсмены и т.п.). Их заработок в год превышает 120 тысяч долларов. Эти люди обладают высокими способностями, многие из них имеют высокое образование. Но, несмотря на свое профессиональное и материальное богатство, большинство новых аристократов также бездуховны в бердяевском смысле, как и их родители.

66

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Предмет философии техники.

2.Философия техники в системе философского знания.

3.Социальные и историко-философские предпосылки возникновения философии техники.

4.Технофилософская концепция Маркса: проблемы и решения.

5.Философия техники Эрнста Каппа.

6.Философия техники Петра Энгельмейера.

7.Эволюция понятия «техника» и его современная интерпретация.

8.Онтологическая характеристика техники.

9.Смысл вопроса о сущности техники и его рационалистическое решение.

10.Природа и техника: диалектика естественного и искусственного.

11.Техника как антипод природы.

12.Технизация природы.

13.Техника и социально-экономические проблемы современности.

14.Основные идеи антропологии техники.

15.Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

16.Информационное общество как этап развития индустриализма.

17.Социальная драма русских инженеров в ХХ веке и ее причины.

18.Основные идеи в философии техники Мартина Хайдеггера.

19.Философия техники Николая Бердяева.

20.Техника как фактор цивилизации в футурологии Льюиса Мэм-

форда.

21.Соотношение техники, культуры и цивилизации в философии Освальда Шпенглера.

22.Прогресс техники или технократические утопии человечества?

67

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1.Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1975.

2.Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, № 2.

3.Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

4.Бэкон Ф. Новый органон. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1978.

5.Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

6.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

7.Капп Э. Основные направления философии техники // Роль орудия труда в развитии человека. Л., 1925.

8.Ленк Х. Размышления о современной технике. М,. 1996.

9.Маркс К. Капитал. Т. 1. Гл. V. Процесс труда. Гл. XIII. Машины и крупная промышленность. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.

10.Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995.

11.Медоуз Д.X. и др. Пределы роста. М., 1991.

12.Митчем К. Что такое философия техники. М., 1995.

13.Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

14.Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

15.Нуаре Л. Орудие труда и его значение в истории развития человечества. Киев, 1925.

16.Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Вопросы философии, 1993, № 10.

17.Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

18.Саймон Г. Науки об искусственном. М., 1972.

19.Степин В.С. и др. Философия науки и техники. М., 1995.

20.Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. М., 1988.

21.Философия техники в ФРГ. М., 1989.

22.Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. Серия «Философия», 1993, № 4.

23.Хайдеггер М. Вопрос о технике. Поворот // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

24.Шпенглер О. Человек и техника // Культурология, XX век. М., 1995.

25.Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. М., 1995.

26.Энгельмейер П.К. Философия техники. Выпуск 1-4. М., 1912-1913.

68

27.Эспинас А. Происхождение технологии // Роль орудия труда в развитии человека. Л., 1925.

28.Ясперс К. Современная техника // Смысл и назначение истории. М., 1994.

Дополнительная

1.Горохов В.Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX — начале XX столетия. Логос. М., 2010.

2.Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. М.: ДеЛи принт, 2010.

3.Розин В.М. Философия техники. Учебник для вузов. М.: Nota Bene, 2007.

4.Тавризян Г. Философы XX века о технике и «технической цивилизации». М.: Российская энциклопедия, 2010.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]