Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
БЖД 1.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
61.61 Кб
Скачать

Особенности экологической ситуации в развитых странах.

В выступлениях глав государств и правительств развитого мира в рамках Рио-92 были приведены данные, из которых следует, что в течение «экологического двадцатилетия» национальная социально-экономическая ситуация значительно улучшилась.

Так, за этот период в США, например, выбросы автомобильным транспортом свинца сокращены на 97% и окиси углерода - на 41%; общие выбросы автомобильным транспортом уменьшились на 59%. Тенденции подобного рода характерны, как это следует из соответствующих публикаций, для подавляющего большинства развитых стран.

С другой стороны, в официальных документах Рио-92 был сформулирован тезис, в соответствии с которым характер производства и потребления развитого мира подрывает стабильность мировой экосистемы. Отсюда делается вывод, что распространение западной модели развития на мир в целом приведет к деградации и – в конечном счете- к гибели современной цивилизации.

Попытаемся разобраться в этих противоречивых процессах и тенденциях. Действительно, западная модель развития, основанная на рыночной системе хозяйствования, имеет генетическую экофобную направленность. Иными словами, современные промышленные страны в процессе своего экономического генезиса и последующего развития ориентировались преимущественно на потребительско-эксплуататорское отношение как к окружающей природной (биосфера), так социальной (человек) среде. Экономический рост достигался сверхэксплуатацией природных и человеческих ресурсов, что привело к представлениям о реальности экологического кризиса (при сохранении соответствующих тенденции) современной западной цивилизации технократического типа. Прогнозы подобного рода были бы близки к реализации (опасная деградация воздуха, водоемов и т.п.; ухудшение качества жизни человека), если не были бы включены экофильные механизмы развития.

Первоначально, однако, западные страны действовали традиционными методами, усилив экономическую экспансию в колониальные и социально- экономические зависимые регионы (процесс «переноса загрязнений»). Иначе говоря, опасные в экологическом отношении производственно- хозяйственные структуры активно перемещались в страны «третьего мира». К началу 70-х гг. в большинстве развивающихся стран произошли, однако, социальные изменения (осознание региональной эколгической опасности, рост национального самосознания и др.), которые ограничили прежние масштабы переноса загрязнений на них территорию. Чтобы экологически выжить, развитые страны должны были обеспечить реальную «экологизацию» традиционных- экофобных- рыночных отношений.

К середине 90-х гг. выделены три направления экологизации производственно- хозяйственной и социальнокультурной деятельности в условиях развитых стран. Во-первых, рыночные отношения всё более отчетливо приобретают социально-экологический контекст, т.е. реализуется система экономических механизмов (принцип «загрязнитель платит», принцип предотвращения загрязнений и др.), позволяющая в известной мере адекватно сочетать дальнейший экономический рост с определенными биосферными ограничениями. Во-вторых, именно, в этом направлении переориентируется правовая система большинства развитых стран, т.е. достаточно эффективно действует экологическое право, обеспечивающее юридические основания тенденции реализации взаимоотношений человека, общества и биосферы. И, в-третьих, сравнительная активность «зеленого движения», т.е. сформировались условия, позволяющие зафиксировать реальность процесса экологизации как индивидуального, так и общественного сознания. Человек западного типа настойчиво проявляет действенную активность в направлении сохранения качественных (и количественных) характеристик традиционной биосферы.

Очевидно, что в данном западный мир демонстрирует свое тактическое преимущество в позитивном преодолении обострившихся биосферных противоречий . «Богатство» развитых стран стало той основой, на базе которой разрешаются проблемы (демографические, технологические, энергетические, ресурсные и т.п.), ставшие трудноразрешимыми в иных социально-экономических условиях.

С другой стороны, в стратегическом отношении западная модель развития- и об этом уже шла речь со ссылкой на материалы Рио-92- не обеспечивает экологического выживания цивилизации. Этот тезис обосновывается тем, что распространение западных стереотипов потребления на мир приведет к фатальному возрастанию давления на биосферу. Конечно, масштабы потребления среднего американца и, скажем, африканца (к примеру, житель Ганы потребляет в 70 раз меньше воды, чем американец) различны: человек развитого мира потребляет в несколько десятков раз больше ресурсов, увеличивая воздействие на природную среду. Трудно представить ситуацию, при которой средний американец откажется от «лишних» атрибутов цивилизации (нескольких автомобилей на семью, домашней техники и т.п.). Впрочем, в этом и нет необходимости, уровень технологического развития позволяет выйти на такие экономические решения, при которых увеличение объемов производства сочетается с сокращением масштабов используемых ресурсов (энергетических, сырьевых и т.п.).

Тенденции подобного рода все более активно поддерживаются индивидуальным западным сознанием. В стратегическом плане перед развитыми странами стоит другая задача: найти механизмы, позволяющие передать часть потребляемых мировых природных ресурсов «третьему миру», который все более активно требует расширения своей доли «экологического пирога», учитывая национальные демографические процессы и стремление к росту.