Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
18.6. Философия и этические проблемы медицины.docx
Скачиваний:
74
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
206.99 Кб
Скачать

18.6.3. Этика и медицина.

Гильотина, кстати действующий образец. 1794 год, Франция

Обычно мы представляем себе медицину и врачей как нечто утверждающее жизнь, помогающее ей протекать более полноценно и долго. Но, действительно ли все так как кажется? История доказывает, что все не совсем так и мнение о медицине и врачах может сильно измениться после ознакомления с некоторыми фактами из прошлого. Случалось, что врачи действовали скорее из соображений блага (как им казалось) нежели руководствуясь соображениями этики. В то время это не представляло проблемы, но с изменением ценностей общества в наши дни, стало фактом спорным.

Клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа была введена в Древней Греции в качестве руководства для молодых врачей о том, как вести себя, выполняя свои обязанности. Клятва была включена также и в исламскую медицинскую практику. Однако, в Европе все это было основательно забыто после падения древней греческой цивилизации. Это была открыто "вновь" после Второй мировой войны и раскрывшихся фактов экспериментов над заключенными концлагерей нацистскими врачами. Клятва была восстановлена в качестве этической нормы поведения для практикующих врачей.

Оправдание предубеждений

Мы думаем и наука, и медицина традиционно выступали против предрассудков. Однако все было не так. И в 19, и в начале 20 веков наука и медицина потратили много времени и ресурсов для идентификации и классифицирования рассовых различий. Это было необходимо, чтобы доказать преимущество и первенство европейской нации. Выводы, сделанные в настоящее время дискредитировали разницу между рассами и нациями, но давайте посмотрим на картину мира и рассовых предрассудков главенствующих в то время. Они также использовались для оправдания европейского колониализма и старых идей о европейском первенстве. Только лишь несколько критиков указывали на беспочвенность расистских взглядов.

Плакат с третьего Международного конгресса по евгенике, 1932.

Источник: Wellcome Library, Лондон

Медицинская наука также определила “нормальную” физиологию и психологию. Евгеника появилась в конце 19 века. Евгеники утверждал, что человеческий род “ухудшался”, теряя его “нормальные” качества. Они полагали, что у людей с “высшими” качествами должны быть дети, чтобы улучшить население. Евгеника была популярна во многих странах, и, как считалось, “улучшала” население. Иногда это означало улучшение условий жизни простых людей и заботу о здоровье. Много чаще это означало серьезные препятствия для простых людей в рождение детей. В общем-то им часто просо запрещали это делать.

Шесть фигур иллюстрирующих криминальные типажи согласно Ломброзо

Источник:Wellcome Library, Лондон

Компании по планированию семьи, во главе с (например) Мэри Стоупс и Маргарет Сэнгер подхватили евгенику как способ контроля над рождаемостью. В 1930-е годы государственные программы США и стран Европы предполагали (и применяли на практике) практику стерилизования лиц "непригодных", например таких как инвалиды. В Швеции, эта практика прекратилась лишь в 1970-х годах.

Существовал также убеждение, что сам интеллект и вероятности преступного поведения может быть определена на основе внешности. Это было широко распространено в Европе в конце 19 века. Криминальные антропологи такие как Чезаре Ломброзо, Альфонс Бертильон и хирург и антрополог Поль Брока сделал на этом себе имя. Мир до сих пор помнит их в этой связи.

Ужасы нацизма

Идеи вырождение и расового превосходства достигли крайности в нацистской идеологии чистой арийской расы. Эту "высшую" расу было необходимо защищать от вырождения путем систематического уничтожения биологически "неполноценных" в концентрационных лагерях. Биологически "неполноценные" включало людей с ограниченными возможностями, гомосексуальных мужчины и женщины, евреев и цыган. Нацистские врачи, таких как Йозеф Менгель также использовали лагеря заключенных для экспериментов над людьми. Использование врачами пыток во имя науки было рассмотрено во время Нюрнбергского процесса. Это потрясло медицинский мир и подвигло к принятию медицинской этики и моральной ответственности.

Исследования Таскджи

Забор крови у участников в исследования сифилиса Таскджи.

Источник: Отчеты исследования сифилиса Таскджи, национальный архив, Юго-восточный регион (Атланта)

Неэтичные эксперименты и исследования не закончилась после Второй мировой войны как это могло показаться, например имела место практика сознательного утаивания или отказа в медикаментах пациентам во время “медицинских исследований”. Например в течение 1932-72 годов исследования Таскджиподразумевали отказ в медикаментозной помощи неграм зараженных сифилисом для того, чтобы выяснить, что случиться если они не будут получать пенициллин на протяжении десятилетий. Скандал привел к другому капитальному ремонту медицинских исследований с участием людей.

Недостаточное тестирование

Недостаточные клинические испытания могут иметь огромные человеческие потери, как это было с талидомидом. Лекарство считалось безвредным, но примерно в 1960 году это привело к появлению тысяч младенцев, родившихся с пороками развития конечностей. Существовали много других примеров, где лекарства были протестированы на пациентах без разрешения, даже если результаты были положительными. В 1960-е годы развернулись бурные дебаты по поводу "человеческих морских свинок", то-есть использованию людей в качестве подопытного материала для исследований, зачастую даже без их ведома и привело к установлению жесткого контроля над тестированием и выпуском препаратов. Новые лекарства должны были быть официально проверены и протестированы перед выпуском.

Тестирование на животных

Использование животных в медицинских исследованиях вызывало ярость борцов за права животных начиная с викторианской эпохи. Тестирование препаратов на (человеческих) добровольцах, которые могут согласиться под давлением или в силу других неэтичных причин также проблематично. До начала 1970-х годов, в США заключенные иногда использовались для тестирования лекарств. Также заслуживают всяческого осуждения эксперименты на неосведомленных пациентах в странах третьего мира.

Фармацевтические исследования и этика

Фармацевтические компании вкладывают огромные суммыв исследования новых лекарственных препаратов. Критики задают вопрос касательно этики подобных компаний, использующих в контрольных группах плацебо. Например, люди с ВИЧ/СПИДом выиграют от существующих антиретровирусных препаратов.

Пациенты в развивающихся странах все чаще и чаще используются в качестве дешевых и доступных субъектов для проверки новых препаратов. Критики задаются вопросом как они могут дать подписанное согласие на участие, когда многие из них просто не умеют читать и писать. Все это протекает на фоне ужасающих условий жизни в тех регионах, когда финансовая выгода для тестируемых и их семей более важна чем любой риск.

Врачи и легализация смерти

Желание вылечить пациента не всегда сопровождает профессию врача. Многи врачи убили сотни пациентов без риска получить прозвище убийцы. Конечно, сейчас мы говорим о легитимизации смерти.

В 18 веке, Джозеф Гильотен и Антуана Луи разработали гильотину как более "гуманный" способ казни преступников. В конце 19 века стоматолог Альфред Саутуик и врач Юлий Маунт Блайер изобретен электрический стул и смертельную инъекцию соответственно. Оба хотели найти более гуманный способ казни.

Смертная казнь является постоянной проблемой для врачей. В США врач должен наблюдать любые казни, но Американская медицинская ассоциация запрещает это. Эвтаназия и самоубийство с помощью врача представляются еще более спорной практикой. В обоих случаях пациенты, живущие в условиях которые они находят уже невыносимым могут закончить свою жизнь с медицинским советом или помощью. Это горячо обсуждается во многих странах на протяжение многих лет.

Некоторые вопросы, принятые в свое время в настоящее время шокирует. Другие медицинские методы и практики, такие как генетический СКРИНИНГ, вакцинация и исследования стволовых клеток, по-прежнему обсуждаются, особенно когда они вступают в конфликт с другими убеждениями и системами ценностей.