Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СМП в годы войны.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.04.2015
Размер:
101.94 Кб
Скачать

Северный морской путь – стратегический приоритет Адольфа Гитлера

Опубликовано 10 Июнь 2012 |

На фоне современной концентрации международного интереса на Арктике, интерес Адольфа Гитлера к ней и северному морскому пути (СМП) не вызывает удивления.

Гитлер обладал непомерными геополитическими амбициями и пытался объять необъятное – править всем миром единолично. В его планы входило уничтожение части населения на завоеванных территориях, а остальных он хотел использовать в качестве рабочей силы.

На защите арктических интересов стояли Англия, СССР и США — три самых могущественных государства накануне Второй мировой войны, не считая Германии. В Арктике и на СМП у Гитлера был и союзник, Япония.

То, что после победы над СССР Третий рейх планировал дальнейшую экспансию на Британские острова и Америку, подтверждается созданием в 1943 году новой ракетной системы А9/А10. Над ее проектированием работало конструкторское бюро под руководством немецкого инженера В. фон Брауна, знаменитого также своими космическими разработками в США после окончания войны. Между собой немцы окрестили новую систему «американским вариантом», поскольку планировалось нанесение масштабного удара по Нью-Йорку.

Еще до начала войны Адольф Гитлер понимал стратегическое значение СМП, считая, что люфтваффе и кригсмарине должны использовать важную морскую артерию для контроля военных перевозок союзников и обеспечения торговли с Японией. Немецкая армия остро нуждалась в медикаментах; немецкая промышленность требовала поставок вольфрама, меди, слюды, цинка, каучука, джута, китового жира (не только для пищевой, но и военной промышленности для изготовления нитроглицерина) – все это должно было приходить с Дальнего Востока  по северному пути.

Тогда почему так мало информации о грандиозных планах Гитлера на Арктику и северный морской путь?

Во-первых, по мнению историка В.М. Фалина, американцы в 1945 году стали обладателями ценного трофея. Они захватили почти всю документацию последней штаб-квартиры Адольфа Гитлера. В дальнейшем ни СССР, ни РФ не смогли получить доступ к архиву. Скорее всего, в документах содержались сведения о базах немецких ВМФ в Арктике и об истинных причинах интереса рейхсфюрера к СМП. Данные архивов побудили американцев продолжать дальнейшее исследование северного морского пути по следам ВМФ Германии. Так, в феврале 1992 года американская подводная лодка «Батон Руж» столкнулась с российской атомной лодкой в районе Лиинахамари, как раз в том месте, где во время войны находилась немецкая база кригсмарине.

Во-вторых, правительство СССР само не было заинтересовано в разглашении немецких архивов. Накануне войны именно правительство Сталина предоставило Германии все возможности для составления точных карт и лоций.

Самыми главными промахами СССР можно назвать разрешение Сталина на две экспедиции:

Экспедиция немецкого дирижабля «Граф Цеппелин». Еще за десять лет до нападения войск вермахта на Советский Союз над значительной частью СМП и Арктики по разрешению СССР пролетел немецкий дирижабль «Граф Цеппелин». Официальная цель полета – советско-немецкие исследования. Благодаря полету дирижабля большая часть Арктики вдоль СМП: Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — остров Вардроппера — Диксон — северная оконечность Новой Земли — остров Колгуев — Архангельск была картирована командованием кригсмарине Германии. Большинство пленок советская экспедиция так и не увидела — немцы их «случайно засветили». Полеты на дирижабле предоставили фашистской Германии больше данных о СМП, нежели незавершенная советская экспедиция Челюскина.

Проведение знаменитого рейдера «Комет». В 1940 году, когда в Европе уже велись активные боевые действия, военный атташе Германии в СССР получил от Сталина разрешение на проведение военного судна по северному морскому пути. Операция по проводке немецкого судна получила кодовое название «Фалль Грюн».

Своим разрешением СССР нарушило объявленный нейтралитет в начавшейся войне. Бывшее грузопассажирское судно немцы переоборудуют в военный вспомогательный крейсер «Комет», маскируют его под советское судно, совместными немецко-советскими усилиями создается легенда и судно называют «Семён Дежнёв». Командиром крейсера назначается отлично знавший Арктику Роберт Эйссен. Военный крейсер имел на борту почти 300 человек личного состава, превосходил по вооружению любой эсминец, мог находиться в автономном плавании целый год. В ангаре судна находился гидросамолет. На борту «Семёна Дежнёва» советские лоцманы направляли прохождение, а 6 радистов обеспечивали связь на русском и английском языках.

Советские ледоколы, сменяя друг друга, сопровождали немецкий крейсер по северному морскому пути и помогали ремонтировать судно во время аварийных остановок.

Ледоколы благополучно довели немецкий крейсер до острова Айон, где советское командование внезапно отдало Роберту Эйссену распоряжение возвращаться на запад, т.к. английская разведка узнала о проводке. СССР для сохранения нейтрального статуса были вынуждены отказаться от дальнейшего сопровождения. Дальше немецкий крейсер, замаскировавшись под японское судно «Токио Мару», благополучно вышел в нейтральные воды.

За оказанные немецкому командованию услуги Севморпуть получает 950 тысяч рейхсмарок.

А военный крейсер еще два года наносил удары по антифашистской коалиции, пока не был потоплен английским самолетом.

Две экспедиции в сопровождении советских специалистов позволили командованию ВМС Германии узнать северный морской путь не хуже, а может даже лучше родной акватории. Во время Второй мировой войны ни одно военное судно Германии не потерпело крушения благодаря маршрутам двух экспедиций, чего не скажешь о советских судах. У командиров немецких подводных лодок информация о навигации и лоции была точнее советских.

«Научные» экспедиции Германии продолжались. На борту советского судна «Муромец» в 1939 году работала «ленинградская» группа «ученых», подозрительно похожих на немцев, да и говорящих по-немецки без акцента.

Советское правительство допустило еще одну огромную ошибку, разрешив фашистской Германии основать «Базис Норд» на берегах губы Большой Западной Лицы. Несмотря на критические замечания историков, база Норд не прекратила своего существования в начале войны. Немецкий опорный пункт продолжал служить морским транспортным мостом между союзниками Японией и Германией.

В начале войны база обеспечивала наступление немецкого корпуса «Норвегия» на Мурманск и координацию военно-морских сил Германии в Арктике. Расположение «Базис Норд» было выбрано не случайно. Благодаря незамерзающему теплому течению Гольфстрима немецкие суда были обеспечены выходом в море даже в сильные морозы. «Норд» также обеспечивал снабжение легендарных рейдеров-«невидимок»,  доставивших большие неприятности флоту антигитлеровской коалиции.

База передавала данные самолетам люфтваффе, занимавшимся бомбардировкой Британских островов. Особенно важна «Базис Норд» стала после 1938 года, когда был прекращен международный обмен метеопрогнозами.

В конце 50-х годов XX столетия на основе «Базис Норд» был образован небольшой городок североморских подводников. После его основания еще некоторое время североморские подводники называли некоторые участки «немецкий КПП», «немецкий завод гидросамолетов», «немецкий причал», а инженерные сооружения немцев и скальные укрытия для фашистских субмарин стали использоваться советским военным флотом.

В 1940 году на о. Александры работала метеогруппа из Германии. Позднее там же была образована база пеленгаторной и метеорологической службы ВМС Германии. Эту базу обнаружили только в 1951 году.

В некоторых районах северного морского пути немцы сооружали автоматические метеостанции.

Уже перед самым окончанием войны фашисты захватили радиошифры и секретные документы советской полярной станции в бухте Ложных Огней.

Схема размещения немецких баз кригсмарине до сих пор остается загадкой. Но известно, что они располагались на всем протяжении СМП. Крайней западной точкой считается база Лииханамаре (моряки северного флота называют ее Лихо на море). На Лииханамаре, в Девкиной заводи, нацисты строили завод, назначение которого нам до сих пор не известно. Туда доставлялось оборудование для бурения горных пород и большое количество советских военнопленных, судьба которых также неизвестна, скорее всего, они были уничтожены в конце Второй мировой.

Крайней восточной базой ВМФ Германии считается тайная база, находившаяся в устье реки Лены. В середине 70-х годов XX столетия появились косвенные свидетельства существования немецкой базы. Устные свидетели сообщали о бетонном причале со швартовыми кнехтами. Рядом с бетонным причалом были обнаружены металлические бочки с фирменной маркировкой военно-морского флота Германии. Малая заселенность устья реки позволяет допустить существование базы, но небольшая глубина устья Лены ограничивает ее размеры до маленького опорного пункта или автоматической базы метеорологических прогнозов.

Конкретные данные о восточных базах отсутствуют. Возможно, эта информация содержится в документах архива, украденного (или, если выражаться корректно, захваченного) США.

В этом случае Америка вовремя «присоединилась» к войне в 1944 году, поскольку ей удалось вырвать буквально из-под носа победных советских войск множество научных разработок, а также некоторых выдающихся ученых Третьего рейха.