Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ветров : Семиотика и ее основные проблемы.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
978.94 Кб
Скачать

§ 2. Знаковые и речевые ситуации; их отношение друг к другу

На основе изложенного выше можно различить две ситуации, в которых слово используется в качестве знака. Одна из них имеет место при познании внешнего мира, когда слово обозначает не явление сознания, а предмет, внешний сознанию (хотя это и делается при посредстве явления сознания – умственного образа). Для наглядного изображения этой ситуации в принципе пригоден треугольник Огдена – Ричардса, с той, однако, оговоркой, что слово относится говорящим к предмету (а не к образу) и что умственный образ связан с предметом немеханической цепью причин, а представляет собою его отражение.

Другая знаковая ситуация имеет место при познании явлений сознания, в частности умственных образов, выполняющих роль посредника в первой знаковой ситуации. В этом случае предметом познания является сам умственный образ, поэтому слово относится говорящим именно к образу (а не к предмету),

обозначает познаваемый образ (а не соответствующий ему предмет). Схема, представленная треугольником Огдена – Ричардса, здесь непригодна. Знаковую ситуацию, встречающуюся при познании самих умственных об разов, можно изобразить так:

Знаковые ситуации 1 и 2 , в одной из которых говорящий сообщает нечто слушателю о событии внешнего мира, а в другой – о явлении собственного сознания, представляют собою речевые ситуации. Для речевых ситуаций как таковых характерно использование предметов, образующих язык (в наших примерах такими предметами были слова). Но знаковые ситуации 1 и 2 не просто речевые ситуации. Используемые в них слова выполняют для слушателя роль языковых знаков, обозначают предметы (в од ной – событие внешнего мира, в другой – явление сознания). Будем называть речевые ситуации, в которых языковые единицы употребляются в качестве языковых знаков, коммуникативными речевыми ситуациями.

Всякая знаковая ситуация есть коммуникативная речевая ситуация, и, обратно, всякая коммуникативная речевая ситуация есть знаковая ситуация. Иное отношение между знаковой ситуацией и просто речевой ситуацией. Всякая знаковая ситуация есть речевая, но обратное будет уже неверно: не всякая речевая ситуация есть знаковая (и, следовательно, коммуникативная). На пример, внутренняя речь безусловно при надлежит к речевым ситуациям, поскольку в ней используются языковые единицы. Но использование языковых единиц носит здесь другой характер, чем при общении людей друг с другом: во внутренней речи языковые единицы не выполняют роли языковых знаков, они служат инструментом мыслитель ной деятельности, а не орудием общения. Будем называть речевые ситуации, в которых языковые единицы употребляются не в качестве языковых знаков, некоммуникативными речевыми ситуациями.

Внутренняя речь лишь одна из таких ситуаций. Монологическая речь, заучивание учеником какого либо текста (вслух или про себя) и т. п. также относятся к некоммуникативным речевым ситуациям.

Если исключить случай механической речи (повторение каких либо слов без понимания их смыслового значения, разучивание стихотворения на незнакомом языке и т. п.), то всякая речь есть произнесение слов (вслух или про себя), когда налицо образы предметов или сами предметы. С другой стороны, понимание речи заключается в том, что слова произносимые другими, пробуждают в сознании слушателя соответствующие образы. Мы отвлекаемся при этом от привычной для слушателя речи: когда смысл слова усвоен в достаточной степени, это слово может произвести желаемое действие, т. е. может быть эффективным средством коммуникации, и без пробуждения соответствующего образа. Так, надо полагать, что исполнение команд, требующих немедленного действия (“Огонь!”, “Ложись!”, “Руки вверх!” и т. п.), осуществляется без предварительного воскрешения образов, связанных со словами. Хотя подобные случаи, по видимому, играют в поведении человека далеко не второстепенную роль, они все же возни кают на основе обычного понимания речи через образы предметов, которое является первичным по отношению к пониманию, имеющему место при уже сложившейся привычке.

Нетрудно видеть, что речевые ситуации могут быть двоякого рода. В одних речевых ситуациях налицо и речь в собственном смысле (произнесение слов говорящим), и пони мание речи (слушателем). Это знаковые речевые ситуации, для которых характерно использование языка в качестве средства общения между отдельными членами общества. В других же налицо лишь речь (произнесение слов говорящим про себя или вслух при отсутствии слушателя, например внутренняя речь и монологическая речь). Это незнаковые речевые ситуации, в которых язык используется с другой целью (например, во внутренней речи – как инструмент мыслительной деятельности, познания мира).