Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИЯ 12.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
98.3 Кб
Скачать

12. Становление системы защиты

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ В 20-е ГОДЫ XX в.

12.1. Факторы, оказавшие влияние на состав

защищаемой информации и организацию ее защиты

в рассматриваемый период

После окончания гражданской воины и прекращения военной ин­тервенции политика «военного коммунизма» стала еще меньше удов­летворять крестьянство. Ширились выступления крестьян против Со­ветской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и по­дорванное неурожаем, находилось к весне 1921 г. в тяжелейшем по­ложении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производитель­ные силы деревни. В 1920 г. общий объем продукции сельского хо­зяйства составлял около половины довоенного. В еще более плачев­ном положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых продуктов и предметов: хлеба, одеж­ды, мыла и т.д. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс: были остановлены многие фабрики и заводы. Рабочие от голо­да уходили в деревню, занимались кустарничеством, мешочничест­вом. Стала ослабевать классовая база диктатуры пролетариата.

Срочно нужны были новые экономические мероприятия государ­ства по выходу из кризисного положения экономики. В марте 1921 г. Xсъезд правящей Коммунистической партии принял решение о пе­реходе к новой экономической политике, от продразверстки к прод­налогу. В советской науке НЭП трактовали как политику построения социализма в условиях многоукладной экономики, когда временно для поднятия экономики допускались капиталистические элементы при сохранении командных высот в экономике в руках государства. Сущность НЭПа состояла в том, что это была особая политика пролетарского государства, целью которой являлась ликвидация капиталистических элементов и построения социализма с использованием разных форм собственности, рынка и торговли как основных звеньев. Считается, что НЭП закончился в середине 1930-х годов с построением основ социализма в нашей стране.

Осуществление НЭПа проходило на фоне относительно благоприятной международной обстановки, что способствовало заключению торговых соглашений с другими странами. В 1921 г. такие соглашения были подписаны с Англией, Германией, Норвегией, Австрией, Италией; в 1922 г. - со Швецией и Чехословакией. Во время Генуэзской конференции 16 апреля 1922 г. РСФСР и Германия заключили договор, по которому между ними возобновлялись дипломатически и консульские отношения. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Англией, Италией, Китаем, Норвегией, Швецией Данией, Грецией, Мексикой, Австрией, Венгрией, Францией; 1925 г. - с Японией. Таким образом, из крупных государств не было дипломатических отношений лишь с США.

В рассматриваемый период произошла перестройка управления промышленностью, что привело к реорганизации чрезвычайных орга­нов. В соответствии с «Наказом Совета народных комиссаров о прове­дении в жизнь начал новой экономической политики» от 9 августа 1921 г. предприятиям предоставлялось право реализации части своей продукции, частично самостоятельно решать вопросы снабжения себя сырьем, в том числе из-за границы. Часть предприятий подлежала сда­че в аренду. Ставилась задача кооперирования мелкой и кустарной промышленности. В 1923 г. во Всероссийском совете народного хо­зяйства (ВСНХ) было создано два главных управления: Главное эко­номическое управление, являвшееся для всей промышленности регу­лирующим и планирующим органом, и Центральное управление госу­дарственной промышленности - орган оперативного управления. В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. ста­ли создаваться тресты, объединявшие родственные предприятия.

НЭП позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше? Длительное сосуществова­ние капитализма и социализма в стране было невозможно. В начале

1922 г. на XIсъезде партии Ленин заявил: «Мы год отступали. Мы должны теперь сказать от имени партии: достаточно! ... Теперь цель выдвигается другая - перегруппировка сил». Однако путей к пере­группировке Ленин не указал. Ничего не было сказано об этом и в решениях съезда. И все же очевидно, что речь об отказе от НЭПа в 1922 г. еще не шла. После смерти В. И. Ленина в январе 1924 г. руководство правящей партии постепенно пошло по линии свертывания НЭПа как в деревне, так и в городе. Однако вопрос, куда и как идти оставался открытым. Таким образом, в конце 20-х гг. страна вновь стояла на пороге коренной ломки общественных отношений1.

1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И.Чистякова. С. 168,169.

Расширение состава защищаемой информации по сферам государственной деятельности. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию.Система засекречивания информации. Как уже подчеркивалось молодой Советской республике пришлось практически заново разрабатывать и создавать эффективную систему защиты государственной тайны. Первым шагом в создании централизованной системы защиты государственной тайны можно назвать организацию органов контрразведки.

В соответствии с Постановлением Совета труда и обороны от 18 августа 1920 г. НКВД было предоставлено исключительное право оп­ределять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким об­разом, впервые в истории России было введено понятие территории или района особого режима. Значительно позднее эти районы и тер­ритории трансформируются в «закрытые» города.

До 1921 г. особых попыток упорядочить обработку и хранение до­кументов, содержащих государственную тайну, не предпринималось. Это создавало благоприятные условия для утечки и утраты секретной информации по различным (в том числе и несанкционированным) ка­налам доступа к ней. В первую очередь это были неконтролируемые средства массовой информации, иные печатные издания, почтово-телеграфная связь, радиотелеграфные коммуникации. Секретная ин­формация «уходила» также через различного рода нечистоплотных, коррумпированных, а зачастую просто беспечных граждан, распола­гавших доступом к ней. Однако в первую очередь западные спец­службы рассчитывали на использование возможностей военных спе­циалистов и других бывших чиновников царского режима, прохо­дивших службу в Красной Армии, работавших в советских госучреж­дениях и на предприятиях. Широко использовались также возможно­сти антисоветских организаций, насаждавших в СССР свою агентуру.

Например, признанный вождь белого движения и русского воин­ства в изгнании генерал барон П. Н. Врангель, создавший в 1924 г. Русский Обще-Воинский Союз (РОВС), рассматривал свое детище как краеугольный камень будущего широкого антисоветского фронта который объединит все патриотические силы Русского Зарубежья. К 1930 г. члены организации активно сотрудничали с разведками Польши, Румынии, Англии, Японии. Французский филиал и его руководитель генерал А. П. Кутепов тесно взаимодействовали с «северо-восточной секцией» 2-го (разведывательного) отдела Генштаба Франции. В начале 1921 г. бывший атаман А. И. Дутов предпринял попытку объединить все находившиеся в Китае отряды белогвардейцев. Кроме того, он установил контакты с командующим Доброволь­ческой армией генералом Врангелем, среднеазиатскими басмачами, представителями иностранных (в частности, английской) разведок.1 Подобных примеров можно привести немало.

1 См.: Бабиенко Л. «Столыпинский» галстук // За СССР. 2001. № 9 (92).

В этих условиях требовалась разработка срочных мер, направленных на защиту государственной и военной тайн. Впервые простейшие методы организации секретного делопроизводства и наряду с ними перечень сведений, которые могли являться военной тайной, нашли отражение в учебном пособии издания 1921 г. «Военная тайна» Управления Военно-учебных заведений Западного фронта. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н. Е. Какурин, пытался таким образом решить проблему, связанную с защитой военной тайны в действующей Красной Армии. 13 октября 1921 г. Декретом СНК был утвержден Перечень сведений, состав­ляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера. В этот же день, 13 октября 1921 г., Постановлением СНК было утверждено «Положение о военной цензуре ВЧК», по которому «для ограждения политических, экономических и военных интересов РСФСР» вводи­лась «цензура печатных произведений, почтово-телеграфной коррес­понденции и контроль за радиотелеграфными связями».

Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов в гражданской сфере была предпринята 30 ав­густа 1922 г. В этот день Секретариат ЦК РКП(б) принял постановле­ние «О порядке хранения и движения секретных документов». В дан­ном постановлении впервые было зафиксировано, что для организа­ции и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей. В ноябре того же года Оргбюро ЦК РКП(б) приня­ло постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)». Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. В 1924 г. вышло учебное пособие Н. Е. Какурина «Техника штабной службы. Оперативная служба вой­сковых штабов (в военное время)», предназначенное для слушателей военных академий, автор целый раздел посвятил вопросам секретно го делопроизводства.

Представляет также интерес тот факт, что Постановлением По­литбюро ЦК РКП(б) от 11 января 1923 г. при ГПУ было создано специальное межведомственное бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП(б), НКИД, РВС, РУ Штаба РККА. Основными задачами бюро являлись: «учет поступающих в ГПУ и Разведупр и другие учреждения сведений о степени осведомлённости иностранных разведок о России; учет и характеристика сведений интересующих противника; выявление степени осведомленности противника о нас; составление и техническое изготовление целого ряда ложных сведений и документов, дающих непра­вильное представление противнику; снабжение противника вышеуказанными материалами и документами через соответствующие органы ГПУ и Разведупра». Тем самым была заложена долговременная практика многочисленных эффективных операций по дезинформации противника, информация об уровне осведомленности противника по­зволяла органам контрразведки оперативно выявлять факты утечки секретной информации и нейтрализовать агентов противника.

Постановлением СНК СССР от 24 апреля 1926 г. был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содер­жанию специально охраняемой государственной тайной». Все сведе­ния были разделены на три группы: сведения военного характера, сведения экономического характера и сведения иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Пе­речню указанным в нем сведениям присваивался один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглаше­нию. Однако данный Перечень имел ряд недостатков, поэтому через два месяца спецотдел при ОГПУ издал секретный «Перечень вопро­сов секретной, совершенно секретной и не подлежащий оглашению переписки». В нем были учтены все недостатки предыдущего переч­ня, изменилась и его структура. Теперь все сведения были разделены на четыре категории: вопросы военного характера, вопросы финансово-экономического характера, вопросы политического (в том числе партийного) характера, вопросы общего характера.

В 1926 г. был принят также ряд общесоюзных инструкций, которые регламентировали отдельные вопросы организации и ведения секретного делопроизводства: «Инструкция по ведению секретного и шифровального делопроизводства»; «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за постановкой секретного и мобилизационного делопроизводства»; «Инструкция по ведению архивного делопроизводства и сдаче дел в органы Центрархива»; «Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемой дипломатической почтой; «Инструкция о порядке стенографии на секретных совещаниях и заседаниях»; «Инструкция о порядке веде­ния и хранения секретной переписки». В 1928 г. было принято решение о том, что необходимо разделить секретное делопроизводство шифровальное делопроизводство, в связи с чем приняты раздельные «Инструкция по секретному делопроизводству» и «Инструкция и шифровальному делопроизводству». А в 1929 г. была принята новая «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций». Тем самым были подтверждены функции ОГПУ по контролю за соблюдением требований секретного делопроизводства1.

Таким образом, в связи с началом преобразований в народном хо­зяйстве Советской России, а затем и СССР, помимо тайн политического и военного характера появляется еще одна важнейшая область инфор­мационной безопасности - защита от утечки секретов в области финан­сово-экономической деятельности, а также секретных аспектов общего порядка. К последним относятся и профессиональные секреты различ­ных ведомств, в том числе связанные с осуществлением оперативно-розыскной и иной разведывательной деятельности. В качестве носите­лей конфиденциальной информации в широком смысле этого слова вы­ступали физические и юридические лица, получавшие к ней доступ в силу своих функциональных обязанностей либо по иным причинам.

Понятие защищаемых «материальных» носителей информации в тот период было относительно узким. К ним относились бумажные носители (рукописные, машинописные и исполненные типографским способом документы), фотоматериалы (фото-, кинодокументы), граммофонные пластинки (фонограммы), радиоэфир (как средство передачи радиотелеграфных сообщений). В качестве объектов защи­щаемой информации в этот период рассматривались интересы Совет­ской России (а затем СССР) в следующих областях: обеспечения го­сударственной и военной безопасности; создания и развития новых экономических отношений; коммунистической идеологии; обеспече­ния личной безопасности лидеров государства; служебной тайны правоохранительных и иных ведомств.

1 См.: Столяров К В. Организация защиты государственной тайны в сии. - [Электронный ресурс] Режим доступа: htfo://www.sec4allil^&^^^ russ/html.