Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИЯ 10.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
90.11 Кб
Скачать

Лекция 10. Основные особенности организаций защиты информации в советский период

10.1. Изменение политического и экономического строя его влияние на организацию защиты информации

Победа Октябрьской революции и последовавшие за ней политико-экономические преобразования. Отмена коммерческой тайны Усиление статуса государственной тайны. Новый этап в развитии государства и права России связан с Октябрьской революцией. 25 октября 1917 г. в 10 ч. Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов в обращении «К гражданам России» провозгласил: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Сове­та рабочих и солдатских депутатов - Военно-революционного коми­тета, стоящего во главе Петроградского пролетариата и гарнизона... Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!». Так нача­лась история Советского государства.

Прежде всего новая власть внесла серьезные изменения в аграр­ный сектор экономики. 26 декабря 1917 г. II Всероссийский съезд Со­ветов рабочих и солдатских депутатов принял Декрет «О земле», со­гласно которому помещичья собственность на землю отменялась не­медленно, без всякого выкупа. Помещичьи имения, а также удельные, монастырские, церковные земли со всем инвентарем, усадебными по­стройками переходили в распоряжение земельных комитетов и уезд­ных Советов крестьянских депутатов впредь до Учредительного соб­рания. Все недра, руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключи­тельное пользование государства. Право пользования землей получа­ли все граждане, без различия пола, желающие обрабатывать ее сво­им трудом. Наемный труд не допускался.

Мероприятия новой власти в области промышленности начались с введения рабочего контроля. Уже на II Всероссийском съезде Сове­тов 26 октября 1917 г. было зафиксировано, что Советская власть установит рабочий контроль над производством.

А 14 ноября 1917 Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил «Положение о рабочем контроле», где было сказано, что в интересах планомерного регулирования народного хозяйства во все промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществах и других предприятия, имевших наемных рабочих или дававших работу на дом, вводился рабочий контроль над производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также над фи­говой стороной предприятия1.

Очень важным событием в создании новой экономики была национализация банков страны, проводившаяся в соответствии с Декретом ВЦИК «О национализации банков» от 14 декабря 1917 г. Банковское дело объявлялось государственной монополией. Все существо­вавшие частные банки и банкирские конторы объединялись с Госу­дарственным банком. Крупные вклады были конфискованы, однако интересы мелких вкладчиков целиком обеспечивались. Были аннули­рованы все внешние и внутренние займы, которые брали царское и Временное правительство2.

Распространенное утверждение о том, что с 1917 г. коммерческой тайны в Советской России больше не существовало, не совсем верно. После Октября 1917 г. она действительно была отменена, но с окон­чанием периода «военного коммунизма» и переходом от «революци­онного правосознания» к правовому регулированию в десятилетний период НЭПа Советская власть признавала коммерческую тайну ча­стного бизнеса. С ликвидацией же последнего все хозяйственные субъекты вновь стали государственными, что привело к исчезнове­нию из обихода коммерческой тайны3.

1См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистяко-V-2-С 45, 46.

2 См.: История государства и права России / Под ред. Ю. П.Титова. С. 262-305.

3См.: Гостев К М Технологии разведки для бизнеса. - [Электронный ре-уР°] Режим доступа: http://it2b.ru/i7ban/88312.gif.

Социальной опорой Советского государства являлся в основном пролетариат, составлявший около 17% численности страны, и бед­нейшее крестьянство (около 20%). Поэтому главной задачей больше­виков после их прихода к власти являлось привлечение на свою сто­рону основной массы крестьян-середняков, составлявших большин­ство населения России. До того момента, пока эта задача не была вы­полнена, новая власть не могла себя чувствовать даже в относитель­ной безопасности, испытывая постоянное противодействие со сторо­ны свергнутых классов. Противоборство с представителями основной Массы дворянства, буржуазии, зажиточных слоев города и деревни представляло собой источник внутренней угрозы как государствен­ной безопасности Советской России в целом, так и ее составляющей - информационной безопасности. Кроме того, страна по-прежнему находилась в состоянии войны со странами Тройственного союза, и поэтому не снималась угроза внешняя, нацеленная на подрыв суверенитета и территориальной целостности государства. Причем военная тайна в этот период практически не была защищена, поскольку, как отмечалось на одной из предыдущих лекций, органы военной контрразведки и шифровальные подразделения после октябрьских событий практически перестали существовать. Таким образом, информационная безопасность страны в рассматриваемый период, как и в ранний период развития российской монархии, оказалась связанной, главным образом, с защитой государственной и военной тайн.

Возрастание угроз защищаемой информации и появление новых каналов несанкционированного доступа к ней. К числу угроз государственности молодой Советской республики, в том числе посягающих на информационную безопасность той политики, которую оно прово­дило, следует отнести все контрреволюционные деяния, нашедшие впоследствии отражение в уголовном законодательстве: заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти, антисовет­ские выступления в печати, присвоение какими-либо организациями функций государственной власти для свержения Советов, вступление в контрреволюционные войска, продажа оружия контрреволюцион­ной буржуазии, шпионаж, диверсия, вредительство, террористиче­ские акты, саботаж государственными служащими мероприятий Со­ветской власти.

Кроме того, сюда же следует отнести особо опасные проявления общеуголовной направленности (погромы, хищения, бандитизм, спе­куляцию, хулиганство), связанные с контрреволюционными преступ­лениями и создававшие крайне негативный общественный резонанс. Большую общественную опасность представляли также должностные правонарушения - взяточничество, волокита и т.д.

Наиболее тяжким воинским преступлением считалось использо­вание военными специалистами (военспецами) занимаемых ими по­стов в целях предательства интересов Советской власти, сообщничества с ее внутренними и внешними врагами. Военспецы – генералы, адмиралы, офицеры и чиновники старой русской армии и флота, привлеченные на службу в РККА и РККФ, - широко использовались в тот период на многих руководящих должностях и в силу своей компетенции имели практически неограниченный доступ к государственным и военным секретам. Следует учитывать, что во время и после Октябрьской революции офицерство старой армии (около 280 тыс.чел.) разделилось на несколько неравноценных по своей численности групп. Первая - самая крупная - влилась в белое движение, составив его основное ядро. Вторая по значимости группа не признавала новую власть, но занимала нейтральную позицию. Третья - наименьшая, около 8 тыс. чел., - это те, кто сразу принял Советскую власть и добровольно начал ей служить. Тем не менее нередко среди последней категории оказывались и те офицеры, которые на деле со­трудничали с «белым» движением. Декретом СНК от 29 июня 1918 г. была введена мобилизация бывших офицеров и чиновников. На 15 августа 1920 г. численность военспецов в частях Красной Армии составляла уже 48,5 тыс. чел1.

Активизация деятельности спецслужб иностранных государств по добыванию защищаемой информации о политическом, экономиче­ском и военном положении в Советской России. Укрепление Совет­ской власти позволило В. И. Ленину и его соратникам заняться не только решением сложных проблем, связанных с управлением пер­вым в мире социалистическим государством, но и продолжить даль­нейшую борьбу за победу «мировой революции». В этих вопросах они, прежде всего, опирались на своих соратников за рубежом. Боль­шую часть советских «агентов влияния», как теперь принято гово­рить, составляли члены национальных коммунистических и рабочих партий, стоявших на позициях пролетарского интернационализма. Они направляли в Петроград (а затем - в Москву) значительный объ­ем информации о политической обстановке в своих странах, получая из Советской России определенные инструкции по поводу дальней­ших планов действий. Нередко для связи с Москвой они использова­ли разнообразные шифры.