Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История США / istorija_usa_tom_1.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
25.04.2015
Размер:
13.2 Mб
Скачать

XVII в.

Бурные события 1640 г. в Англии ознаменовались созывом Короткого (весна), а затем Долгого парламента (осень). Те, кто до этого не видел иного выхода из гнетущей атмосферы абсолютистской реакции, кроме эмиграции в Америку, стали добиваться своих целей, включаясь в поли- тическую, а потом и в вооруженную борьбу. Приток поселенцев в замор- ские владения, особенно усилившийся в период беспарламентского прав- ления Карла I, сильно сократился. Некоторые колонисты возвращались на родину.

Вместе с иссякающим притоком эмигрантов иссякал и приток в коло- нии английских товаров. Купцы участвовали в борьбе, не рисковали от- правлять корабли и товары в Америку: по дороге их могли перехватить сочувствовавшие делу короля испанцы и французы. Колонии волей-нево- лей стали налаживать производство наиболее необходимых предметов, которые ранее доставлялись из Англии. Больше других преуспел в этом Массачусетс, где уже имелись зачатки кустарно-мануфактурного произ- водства.

К гражданской войне в Англии колонии отнеслись неодинаково, как и различные группы населявших эти колонии людей.

Виргинцы, особенно состоятельные, являясь приверженцами англикан- ской церкви, имея ассамблею и послушного ей губернатора, помня уступ- чивость короля и питая свое тщеславие местных «аристократов» приоб- щением к делу действительных аристократов, встали на сторону Карла I. Ему верно служил назначенный в 1641 г. новый губернатор колонии ярый роялист Беркли. При всем при том плантаторы не забывали собственных интересов. Пока в Англии шла война, они сумели расширить сферу дея- тельности Генеральной ассамблеи. Когда Беркли становился непреклон- ным, его не гнушались пугать переходом на сторону парламента. Губер- натор уступал, хотя плантаторы фактически его шантажировали. Они знали, что угнетаемые ими и не заседавшие в ассамблее колонисты дей- ствительно в немалом числе сочувствовали революционерам, ожидая от них избавления от произвола колониальных властей, и особенно от гнёта местных «аристократов». Путь «аристократов» не совпадал с путем ре- волюционеров.

В Мэриленде с началом революции политическая pi религиозная враж- да разделила страну на два лагеря. Правящая католическая верхушка осталась верна монарху. Большая, протестантская часть населения гото- ва была встать под знамена парламента. При этом фригольдеры и сер- венты обоих лагерей, включаясь в борьбу, надеялись, что участие в ней

позволит им освободиться от квит-ренты и других повинностей. Одни — ожидая вознаграждения за свою верность короне, другие — надеясь на покровительство парламента.

Активный характер борьба враждующих лагерей приняла не без влия- ния старого врага лорда Балтимора виргинца Клейборна и при прямом вмешательстве в дела провинции сторонника парламента полукупца- полупирата Ричарда Ингла. В феврале 1645 г. на своем корабле «Рефор- мация» он подошел к Сент-Мэри. Когда его отряд высадился на берег, столица, не подготовленная к защите, сдалась. Новое правление продол- жалось более года, пока из Англии не вернулся Леонард Калверт. Со- брав верных ему людей и получив небольшое подкрепление из Виргинии, в декабре 1646 г. губернатор восстановил свою власть. Калверт правша недолго. Он умер в 1647 г. На его место был назначен пуританин Уиль- ям Стоун.

Новый губернатор старался не разжигать страсти, для чего поддер- живал веротерпимость, в несоблюдении которой протестанты обвиняли колониальную католическую администрацию, делая из этого знамя для борьбы против нее. При Стоуне протестанты заняли много мест в ассамб- лее и получили большинство в совете колонии. В 1649 г. был из дан- особый «акт о веротерпимости» 1.

От прежних инструкций лорда в этом направлении и акта 1638 г. новый акт отличался своей недвусмысленностью. Он прямо объявлял полную свободу любого христианского вероисповедания и запрещал вся- кие к тому помехи. Хотя действие акта распространялось только на хри- стиан, принятие eго для того времени имело большое значение. Тем бо- лее для колонии, где население в религиозном отношении было особеннo неоднородным и куда стекались теперь многрте преследуемые за веру в соседних колониях, главным образом пуритане-виргинцы.

Колонии Новой Англии проявляли сочувствие делу парламента, но держались независимо. В 1643 г. они объединились в конфедерацию2. Формально — для совместной защиты от возможного нападения индейцев. Однако более важным мотивом создания конфедерации можно считать опасения пуритан, что успехи роялистов, которых те добились в первый период гражданской войны, могут натолкнуть короля на мысль о вмеша- тельстве в жизнь колоний. Рядом с Новой Англией была католическая Новая Франция, роялистские Мэриленд и Виргиния. Немалую роль пpи создании конфедерации сыграло желание укрепить торговые связи ме- жду новоанглийскими колониями — в условиях утраты таких связей с Англией — и наладить после этого более тесные коммерчесkиe отношения- с Новыми Нидерландами и даже Новой Францией. В соглашении о кон- федерации имелся пункт, который обязывал ее участников возвращать бег- лых сервентов и пленных: рост торговли и местных промыслов требовал увеличения числа рабочргх рук, когда эмиграция из метрополии прекра- тилась.

Конфедерация не была прочным политическим объединением. Пред- ставленные в ее комитете восемь членов (по два от Массачусетса, Кон- нектикута, Нью-Хейвена pi Нового Плимута) редко действовали согласо- ванно. Прежде всего сказывались гегемониcтские претензии наиболее

  1. Foundations of Colonial America. A Documentary History: Vol. 1—3/Ed. by» W. K. Kavenagh. N. Y., 1973, vol. 2, p. 1322—1324. (Далее: Foundations).

  1. Ibid., p. 497—502.

52

I. ОБРАЗОВАНИЕ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ

колонии и метрополия

53

сильной и богатой колонии — Массачусетса. Ее поселенцы подчинили себе Нью-Гэмпшир и Мэн, посягали на Род-Айленд, который спасся от погло- щения только благодаря энергии Роджера Уильямса. Будучи в Англии, где он принимал активное участие в революционных событиях, священ- ник выхлопотал у Долгого парламента отдельный патент для своей ко- лонии, утверждавший ее самостоятельность.

Массачусетс пугал своих соседей не только экспансионизмом, но и агрессивным пуританским фанатизмом, от которого бежали ранее осно- ватели новых колоний. Держа сторону противников королевского абсолю- тизма, массачусетская олигархия одновременно пресекала на своей тер- ритории всякую политическую инициативу и любое проявление свободо- мыслия. Борьба между олигархией и фрименской «демократией» в этот период вылилась в разделение Общего собрания на две палаты — маги- страт и палату депутатов — с правом вето у каждой.

В 1649 г. в Англии был казнен Карл I и установлена республика. Виргиния, куда бежало большое число роялистов, объявила о своем под- чинении власти Карла II. Поднял голову, опираясь на «кавалеров», гу- бернатор Беркли, тем более что принятый парламентом Навигационный акт 1651 г. ущемлял торговые интересы колоний. Чтобы подчинить ко- лонию республиканскому правительству, туда направили два корабля с войсками под командованием капитана Денниса. В марте 1652 г. Беркли капитулировал и был смещен со своего поста. Власть перешла к Гене- ральной ассамблее, которая теперь сама избирала губернатора и членов колониального совета. Иначе говоря, виргинские «аристократы» еще боль- ше укрепили свои позиции. Политический режим колонии, как никогда, приблизился к олигархическому.

Владелец Мэриленда признал власть Кромвеля. Это позволило ему сохранить за собой провинцию, но туда была отправлена военная экспе- диция. Учитывая обстановку, лорд несколько расширил права местной ассамблеи. Она стала двухпалатным законодательным органом. Депута- ты верхней палаты назначались лордом, нижней — избирались фрпме- нами.

Страна раскололась на две части: столица находилась в руках роя- листов-католиков, остальная часть — в руках республиканцев-пуритан. Борьба шла с переменным успехом. Тем временем лорд Балтимор сумел сблизиться с Кромвелем. Протектор подтвердил все его прежние права, которые в законодательной форме и явочным порядком были ограничены ассамблеей. Формально республиканский Мэриленд оказался во власти скрытого роялиста лорда Балтимора. Но он, понимая, что подавляющую часть населения его провинции составляют протестанты-республиканцы, постарался умерить местных роялистов. Лорд сместил возглавлявшего последних Стоуна и вернул к жизни ассамблею, где протестанты заняли прочное место.

Казнь короля и установление республики, казалось, должны были бы радовать пуритан Массачусетса. Известие об этом они приняли, однако, достаточно спокойно, даже с некоторой настороженностью. Метрополия явно хотела ограничить самостоятельность колоний, вернуть себе торго- вое господство. Решительный Кромвель, имевший закаленную армию, в отличие от короля мог вмешаться в жизнь колоний. Массачусетс воз- держался от публичного признания Кромвеля протектором. Конфедера- ция не подчинялась Навигационным актам и другим постановлениям,

стеснявшим местную торговлю, не выступила против Новых Нидерландов во время англо-голландской войны 1652—1654 гг.

Если кратко суммировать влияние революционных событий в метро- полии на судьбу ее колоний, то оно заключалось в оживлении там тор- говли, стимулировании роста зачатков промышленности, активизации деятельности местных ассамблей и участии масс колонистов в политиче- ской жизни. Иначе говоря, в колониях получили развитие те буржуаз- ные начала, которые были заложены в них со дней основания. Социаль- ная структура, сложившаяся до Английской революции, осталась преж- ней: «аристократы» — фримены — «обитатели» — сервенты — рабы. Внутри этой структуры изменения шли в направлении обогащения богатых, уве- личения числа фрименов и их имущественного расслоения, усиления экс- плуатации сервентов и рабов, вызванного как потребностью в рабочей силе, так и развивающейся страстью к наживе.

Соседние файлы в папке История США