Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
48.87 Кб
Скачать

Глава 1. Происхождение англо-саксовской правовой системы.

В Большом юридическом словаре дается следующее определение англосаксонского права: «Англо-саксонское право – система английского частного права, действующая в Англии, а также (в более или менее чистом виде) в США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для англо-саксонского права характерно раздвоение на статутное право (statute1 law), источником которого являются парламентские акты и на общее право (common law)2»3.

Семья англо-саксонского права возникла в Англии и впоследствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Великобритании.

Возникновение и развитие англо-саксонского права связано с большим количеством национальных, исторических, политических, экономических, географических и ряда других факторов.

§ 1. Общее право

В I веке нашей эры Британия была одной из окраинных провинций Римской Империи. При Гае Юлии Цезаре римские легионы достигли британских островов, но к V веку в связи с глубокими кризисными явлениями в Римской Империи покинули Британию, и римское владычество здесь прекратилось4.

Рецепция римского права в Европе не затронула английское право5. Оно не прижилось, и вскоре было вытеснено местными нормами. ВVI веке началось завоевание Британии англосаксами – северо-германскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население (бриттов) на окраины острова6.

Как единая система англо-саксонское право стало складываться с момента захвата Англии Вильгельмом I Завоевателем в 1066 году. Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение «старинных и добрых англо-саксонских обычаев». До этого времени в стране действовали разрозненные местные акты, приказы королей, регулирующие отдельные вопросы общественной жизни, существовало так называемое «английское общее право», которое носило партикулярный характер, и было сугубо местным. Фундаментом для становления общего права стали местные обычаи и обобщения практики королевских судов.

Английское общее право не является правом Великобритании, оно применяется на территории Англии и Уэльса, а Шотландия, Северная Ирландия, острова Ла-Манша и остров Мэн не подчиняются английскому праву.

Английское право развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние.

Хотя «общее право» в стране стало формироваться в период норманнского завоевания, необходимо отметить, что ряд факторов общественного развития, способствовавших этому процессу, сложился еще в англо-саксонский период. В то время в Англии действовало множество местных обычаев. Впоследствии к ним обращались королевские судьи для разрешения споров. Именно они, претерпев определенные изменения, трансформировались в новую систему.

После норманнского завоевания начался процесс централизации страны, который имел ряд особенностей. Вильгельм Завоеватель смог выработать наиболее оптимальную тактику в управлении столь сложным обществом, каким представлялась Англии в тот период. Он насаждал порядки, достаточно лояльно относясь к культуре завоеванной страны, созданной до его прихода. Он во многом стремился воспринять сложившееся право.

Правовым новшеством, заимствованным от норманнов, стал обычай решать дела судебными поединками – своеобразной, полуспортивной схваткой тяжущихся с использованием примитивного вооружения: щита и палки. Также теперь дела о землях регулировались по норманнским обычаям. Семейные дела подлежали праву и юрисдикции церкви.

В течение второй половины XI – первой половины XII века сложилась новая королевская юстиция, которая была закреплена судебной реформой Генриха II (1154 – 1189), тесно связанной со всей его централизаторской политикой. Централизация суда была достигнута, во-первых, возможностью рассмотрения дела по выбору истца не только земскими, но и королевскими странствующими судьями, во – вторых – учреждением центральных официальных судов под властью короля и осуществляющими правосудие от имени Короны.

Странствующие (разъездные) судьи появились еще до реформы. Но лишь с 1166 года они стали постоянными. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов.1

Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать «общее право» с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы – writ.

Англо-саксонское право – это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.

В результате деятельности судов создавались прецеденты, на основе которых решались другие аналогичные дела.

В решении судебных споров принимали участие присяжные, которые состояли из местных жителей и не знали по своей неграмотности прецедентов и актов королей. Их внимание было сосредоточено на своих обычаях и традициях, в соответствии с которыми они и принимали решение. Вследствие этого обычные нормы оказывали сильное влияние на вынесении решения по спору, которое было принято независимо от норм права и судебных прецедентов.

Вначале прецедент был только ссылкой на традицию, на наличие права, но позднее он стал обязательным: суд не мог игнорировать содержание сходных решений, особенно если речь шла о решениях вышестоящих инстанций.

Так как на ранней стадии формирования «общего права» королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII века их накопилось так много, что в них трудно было разобраться.. в связи с этим в XIII веке стали издаваться своеобразные справочники по «общему праву» - реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме.

С конца XIII века окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира – мировых судей.

В XIII – XIV веках растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. В этот период в Англии судами «общего права» являлись Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства. Местное судопроизводство осуществлялось в судах графств и в судах «четвертных сессий»1

Суд казначейства специализировался на рассмотрении финансовых споров, особое внимание он уделял спорам, касающимся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб рассматривал большинство частных гражданских исков и являлся основным судом общего права. Также он осуществлял надзор за местными судьями.

Суд королевской скамьи, заседавший только в присутствии короля и его ближайших советников, просуществовал до конца XIV века. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем он был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

Для того чтобы обратиться в суд Короны (Суд королевской скамьи), требовалось получить предписание (writ) соответствующим должностным лицам (шерифам) принять дело к рассмотрению. Каждому правонарушению соответствовал определенный вид предписаний. Система предписаний получила развитие еще в англо-саксонский период. К X веку их было 17 видов. Соответственно каждому виду предписания устанавливалась своя система исков.

В XII – XIV веках система общего права достигла расцвета, но впоследствии с возрастанием числа прецедентов стала обнаруживаться тенденция к консерватизму и формализации. В XIV веке в Англии появился «суд справедливости». А уже к XV веку система права была готова для нового этапа её развития, вязанного с появлением «права справедливости». Вследствие этого в Англии сложились две самостоятельные системы права: общего прецедентного и права справедливости.

Хотя «общее право» исторически возникло в королевских судах и способствовало усилению королевской власти в Англии, усвоенный к XVII веку принцип прецедента стал неожиданным препятствием на пути дальнейшего укрепления абсолютизма. Королей, в частности Якова I, раздражал тот факт, что их собственная политика должна была сообразовываться с судебными решениями, вынесенными к тому же по какому-то давнему и частному спору. Сами же королевские судьи считали себя на службе не у короля, а у права.

Судебный процесс в XII – XIII веках носил обвинительный характер. В дальнейшем английское судопроизводство стало обвинительно-состязательным как по гражданским, так и по уголовным делам. Предварительного следствия не проводилось.

Однако церковные суды прибегали к услугам расследователей, которые изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения являлись основой решения.

В судах «общего права» доказательства собирались самими сторонами. После того как стороны предоставляли свои доказательства, судья должен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого.

Несогласный с решением судьи мог лишь заявить требование «приказа об ошибке». Только в XVII веке стало возможным широкое обжалование в палату лордов.

Судебная организация отличалась многозвенностью, запутанностью апелляционных порядков, неясностью подсудности.

Самой низшей инстанцией был суд магистратов на местах (мировые судья). Они проверяли законность арестов, решение незначительных дел, по которым полагалось наказание в виде нескольких дней заключения.

Большинство уголовных дел рассматривались судами ассизов – разъездными судами «общего права». Равнозначное с ними значение получил новый суд – Центральный уголовный суд, начавший функционировать в 1834 году. Он разбирал дела Лондона и некоторых центральных графств, а также дела направленные против государственных интересов и короны. Данный суд руководствовался преимущественно статутным правом.

Высшие суды рассматривали дела особой важности и подсудности, а также обвинения от имени короны. К данным судам относятся:

  1. особый суд коронной юрисдикции;

  2. суд королевской скамьи;

  3. суд казначейства;

  4. суд лорда-сенешала1.

Наивысшей инстанцией оставалась Палата лордов. Ей принадлежала привилегированная юрисдикция в отношении пэров королевства по обвинениям в государственной измене и фелонии2. В остальном она была высшей апелляционной инстанцией.

Установлению принципа прецедента, несомненно, способствовала судебная реформа 1873-1875 годов и все последующие реформы судебной системы. В результате реформ была создана развитая судебная система судов, определены высшие суды, чьи решения развивают прецедентное право. Централизованная система судов способствовала созданию условий для действия принципа прецедента, укреплению обязанности нижестоящих судов следовать решениям вышестоящих.

Для развития судебной практики и укрепления ее роли важно было то, что уже в то время в королевских судах заседали профессиональные юристы. «Общее право» изначально формировалось как право юристов.

Большое значение в решении гражданских дел сохраняли церковные суды – долгое время только они рассматривали брачно-семейные споры и дела о наследстве.

Хотя их деятельность и соответственно значение норм канонического права то возрастала, то снижалась в средневековой Англии в зависимости от сложных конфликтов между светской и церковной властью за расширение своей юрисдикции.

Также наряду с делами, касающимися брачно-семейных отношений, наследства, церковные суды рассматривали дела связанные с такими преступлениями как ересь, богохульство.

После революции наблюдается отход от жесткого принципа прецедента в сторону увеличения судейского правотворчества. Судьи «общего права» понимали, что их претензии на руководящую роль в правовой системе могут быть оправданы, если они пересмотрят ряд старых, явно устаревших правил и в большей степени откликнуться на потребности развития капитализма в Англии.

Окончательное формирование прецедентного права и его дальнейшая модификация происходили с середины XIX века. Именно этот век является временем полного признания принципа прецедента.

Важным этапом в окончательном оформлении английского прецедентного права явилась вторая половина XIX века, когда в Англии окончательно утвердилась парламентарная система, что потребовало упрочения и упрощения правовой системы.